Легальный лоббизм
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021207/4226-1-1_0.jpg)
Сегодня Украина празднует День местного самоуправления. В этом году «красный день календаря» для региональных властей ознаменовался еще и воплощением в жизнь давно ими желаемого — не только созданием Конгресса местных и региональных властей Украины, но утверждением в качестве премьера одного из региональных лидеров. Новосозданная организация, как планируют делегаты, будет единой легитимной организацией, лоббирующей интересы всех регионов в Кабмине, парламенте, в диалоге с политическими силами. А кроме этого, в одной из принятых резолюций Конгресс МРВУ постановил: вопросы местного и регионального развития должны решаться «с обязательным учетом их выводов и предложений».
Вес акции должно было подчеркнуть присутствие Президента Леонида Кучмы, премьер-министра Виктора Януковича, главы президентской Администрации Виктора Медведчука, народных депутатов.
«Новое объединение должно найти свое место в украинском муниципальном движении, которое уже стало действенным фактором развития государства», — сказал в своем выступлении Президент и выразил надежду, что Конгрессу «удастся внести свою лепту в реализацию принципов европейской Хартии местного самоуправления». Одновременно Леонид Кучма призвал новое правительство максимально содействовать местному и региональному развитию. По его словам, такое содействие «должно стать приоритетом национальной политики».
При этом Президент дал понять, что пожелания, которые он адресует новому объединению — это далеко не пустые слова обычного для таких случаев официоза. Глава государства напомнил, что на прошлом всеукраинском собрании представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественности в сентябре нынешнего года «были приняты конкретные» и «крайне необходимые решения». Среди них — недопустимость задержки с распределением полномочий на местном уровне, урегулирование имущественных и финансовых отношений в сфере местного и регионального развития, осуществление ряда «взаимосвязанных реформ — коммунальной, межбюджетных отношений, реформы административно-территориального устройства», развитие рынков земли и недвижимости. В общем, нужных инициатив было много, и Президенту было о чем напомнить членам новоиспеченного Конгресса, дабы предупредить практику предыдущих аналогичных начинаний: «Прошло практически 3 месяца, а исполнительной власти не о чем отчитываться», — подытожил Л.Кучма экскурс в новейшую историю отечественного муниципального движения. И подчеркнул: «То, что намечено, нужно выполнять».
На данном этапе, считает Л. Кучма, есть «все предпосылки для быстрых преобразований» — создания «полноценной системы местного самоуправления и эффективного взаимодействия всех уровней власти». «Механизмы преобразований выписаны, наконец, создан действенный властный треугольник: парламентское большинство — коалиционное правительство — Президент», — сказал Л.Кучма. По словам Президента, его надежды на «динамический старт муниципальных преобразований» основываются также на том, что новый премьер-министр ранее был региональным руководителем. «Таким образом, — завершил данную часть выступления Президент, — я требую неотложно начать реализацию принятых решений».
Среди других принципиальных моментов выступления главы государства — заявление о недопустимости повышения тарифов на коммунальные услуги, повышения цен на лекарства. Президент выразил надежду, что власть на местах будет делать все зависящее от нее, чтобы решения, «которые затрагивают интересы наших граждан, не утверждались без обсуждения с ними (гражданами — Ред. )».
В этот же день, кстати, перед началом сессии Конгресса, состоялось и отчетно-выборное собрание Ассоциации городов Украины (АГУ), главой которого был повторно избран мэр столицы Александр Омельченко. По его мнению, высказанному перед участниками собрания, развитию и становлению местного самоуправления в Украине препятствует отсутствие значительного количества законов, в частности, новой редакции закона о коммунальной собственности, четкого распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления и материально-финансовой базы.
Кроме того, глава АГУ выступил с предложением об упразднении районных госадминистраций. «В малых городах власть работает вне правового поля, поскольку закон есть, но райгосадминистрации установили там свои неписаные законы», — заявил А.Омельченко. Поэтому, считает он, проблемы малых городов более эффективно могут решать исполкомы райсоветов и городские советы.
Основной вопрос, на который два дня искали ответ члены новоиспеченного Конгресса — мэры и главы облсоветов: что же мешает местному самоуправлению стать самодостаточным? По словам президента Ассоциации сельских, поселковых и городских советов Вадима Слиша, это разброд в действиях структур исполнительной вертикали. Область не понимает район, тот, в свою очередь — город, село и т.д. В результате постоянные реверансы в адрес друг друга не оставляют шанса органам местного самоуправления осуществить желаемое. К тому же, как говорят многие мэры, об очерченных в законодательстве правилах игры порой забывают и госадминистрации, а отсутствие у районных советов «своих» исполнительных комитетов усложняет их деятельность.
Такая ситуация имеет место, несмотря на то, что в 1997 году Украина присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления, а словосочетание «местное самоуправление» встречается в трех тысячах нормативных актов и 700 законах. «Для того, чтобы говорить о европейских стандартах, нам необходимо провести реформу как на уровне взаимодействия в иерархической структуре, так и на уровне межбюджетных взаимоотношений», — говорит глава Ровенского облсовета Роман Василишин. Бюджет формируется по старой схеме, а это означает, что местные власти абсолютно не заинтересованы в улучшении благосостояния населения и в социально-экономическом развитии региона. Дескать, хорошо сработал — не получишь в следующем году дотацию, тебе и так хватает.
Словом, практически все делегаты Конгресса говорили о своих номинальных правах, противоречиях в законодательстве и, безусловно, о скудности своих бюджетов. Например, как рассказывает мэр города Долинска Кировоградской области, в населенном пункте без тепла сидят 1200 льготников, которые не получили уголь. 300 человек остались без субсидий, а пособия на содержание детей здесь практически не выплачиваются. Население предъявляет претензии к городским властям, а у тех просто нет денег.
Правда, директор Института местной демократии Валерий Горубцов считает, что в данном случае деньги и собственность производны, корень же проблемы — психология раба, которая до сих пор не может себя изжить: сверху привыкли к патронату, а снизу — к потребительству. Изменить что-то мешает банальное отсутствие желания, поскольку яркие положительные примеры все же имеют место. Например, в городах Рени, Ильичевск и Овидиополь, мэры которых при поддержке общественного движения сумели в рамках проекта «социополис» воплотить в жизнь прогрессивные нововведения, позволяющие повысить общий уровень благосостояния населения, более эффективно бороться с безработицей и использовать ресурсы микрорегиона с максимальной продуктивностью.
КОММЕНТАРИЙ
Как снизить тарифы?
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
— Во-первых, за счет повышения эффективности использования ресурсов в жилищно-коммунальной сфере. Для этого следует вложить немало денег, скажем, в сети теплоснабжения. Второе — за счет демонополизации хозяйства и повышения государственного контроля в этой области. Но с другой стороны, на повышение будут «работать» общее подорожание энергоносителей и электричества, а также повышение зарплаты работникам коммунальных служб. На повышение тарифов могут работать факторы, связанные с коммерциализацией этой сферы, поскольку увеличивается количество новых домов, растет и спрос на жилищно-коммунальные услуги. Это палка о двух концах. Даже если мы демонополизируем сферу, вполне возможно, что возникнет какая-нибудь коммерческая составляющая, которая повлечет к повышению цен. Поэтому, считаю, что оснований для такого заявления Президента нет. А поскольку административное регулирование цен вряд ли возможно при нынешних условиях, я думаю, что ждать снижения тарифов не стоит. А что касается повышения, здесь можно как-то удерживать планку. Какое-то время в Киеве тарифы удерживались административными усилиями, но потом это повышение все равно состоялось. www.for.com.ua
Выпуск газеты №:
№226, (2002)Section
Панорама «Дня»