Перейти к основному содержанию

Легенда о ВТС

Россия сворачивает военно техническое сотрудничество с Украиной и расширяет его с членами НАТО
17 марта, 19:46

Парламент разблокирован, антинатовские шарики разобрали на сувениры. Украинские политики начали разрабатывать новую животрепещущую тему — варианты конституции и способ ее принятия. Проблема евроатлантической интеграции, на первый взгляд, отошла в тень и на какой- то период потеряла актуальность. Представляется, что это не совсем так. Антинатовская риторика основана на двух важнейших составляющих. Во-первых, эксплуатации в пропагандистских целях стереотипов, доставшихся по большей части от советского прошлого, и, во-вторых, — мифах, созданных уже в годы независимости. К последним относится легенда о последствиях разрыва военно-технического сотрудничества с Россией в случае вступления в Альянс. К этому примыкают страшилки типа тотального развала отечественного ВПК, превращения в сателлита коварного Запада и совсем не относящиеся к делу угрожающие предупреждения о введении визового режима на поездки в Россию и т.д. По большей части подобные сентенции импортного происхождения. Сначала их с металлом в голосе выдают российские должностные лица, парламентарии и политические аналитики, а потом без разбора и критического анализа повторяют наши политики. Для одних борьба с НАТО стала средством политического выживания, для других — инструментом в политической торговле. Объединяет же их сознательная или несознательная неосведомленность о реальном положении дел. Отчего они достаточно часто попадают впросак, в частности, на телевизионных экранах.

С УКРАИНОЙ НЕЛЬЗЯ?

До 1992 г. украинский военно- промышленный комплекс был составной частью советского. В наследство нам достались общие стандарты, методики, технологическая совместимость, сложившиеся коллективы, кооперационные связи. Несомненно, что при грамотном использовании такого потенциала могли выиграть как Россия, так и Украина. Однако действительность оказалась совершенно иной. Автору пришлось столкнуться уже в сентябре 1991 г. с устным распоряжением по Министерству путей сообщения, запрещающим передачу документации украинским проектным институтам, которые вели соответствующие работы. Естественным продолжением этой линии был доклад Борису Ельцину в 1992 г., в котором было сделано предложение направить усилия на прекращение работы «Южмаша» и КБ «Южное». Известна и резолюция российского президента: «Согласен». Подумал и решил, что именно это нужно сделать для Украины.

Москвой был взят курс на максимальное ограничение военно- технического сотрудничества с Украиной. Сегодня оно продолжается только в тех областях, в которых обойтись без наших предприятий в настоящее время невозможно, несмотря на страстное желание. Это касается в первую очередь ракет СС-18. Недавно было заключено соглашение о продлении участия специалистов «Южмаша» в их техническом обслуживании. Даже в таких условиях подготовка соглашения заняла два года. Как сказал руководитель днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований профессор Анатолий Шевцов, любой вопрос ВТС решается очень сложно, через российское правительство и президента. И только невозможность обойтись без наших заводов или специалистов заставляет российских партнеров без всякого их желания такие работы вести, продукцию наших оборонных предприятий покупать.

Ракетами Р-27 «воздух — воздух» Киевского завода им. Артема оснащаются российские боевые самолеты. Уже давно пытаются их заменить, пока не получается, но от этого желание не становится меньше и денег на это тратится все больше. Авиационным двигателям производства Запорожской ОАО «Мотор Січ» давно пытаются найти замену, наладить собственное производство, не получается. Именно поэтому их покупают, а совсем не потому что президент этого открытого акционерного общества Вячеслав Богуслаев как скала стоит за тесное ВТС двух стран. С трибуны недавнего съезда в Северодонецке и в интервью прессе соответствующего направления он пугал всех и вся тяжкими последствиями вступления Украины в НАТО. Тут нашлось место всему. От ликвидации базы Черноморского флота в Севастополе, до резкого сокращения миграционных потоков и поездок граждан между Украиной и Россией вследствие введения визового режима, потерю доходов граждан, выезжающих на работу в Россию, снижения доходов курортно-рекреационного комплекса Крыма и Азовского побережья вследствие сокращения туристов из СНГ. Эти потери он оценивает в размере от 2 до 5 млрд. долларов в год. Не обошлось без угроз перехода на европейские цены за импортируемый природный газ. Что касается собственно ВТС, то его, как и других апологетов ВТС с Россией пугает прекращение экспорта военной техники и военно-технического сотрудничества с Ираном и, частично, с Китаем, и арабскими странами. И общие потери украинского ВПК от этого оцениваются от 3 до 7 млрд. долларов в год. Если все это принимать за чистую монету, то остается только пить валерьянку.

О пребывании Черноморского флота в Украине говорить особенно нечего. Надо выполнять подписанный договор и ждать 2017 г. Цена на газ растет вне всякой связи с вступлением Украины в НАТО, повышается она и для верных союзников Москвы Белоруссии и Армении. Россия в одностороннем порядке, исключительно в собственных интересах, повышает цену на газ, стоит подумать в таком случае и о пересмотре условий оплаты пребывания Черноморского флота. Европейским ценам за газ можно и должно противопоставить европейские цены за аренду. И еще не известно кто выиграет и кто потеряет. О миграционных потоках. Навряд ли Россия будет серьезно их ограничивать в отношении наших граждан в виде перехода на визовый режим. Если это произойдет, то очень многие газовые и нефтяные скважины в Тюмени придется законсервировать, так как там в значительной части работают именно наши граждане. А газовый баланс из собственной добычи у России уже давно не сходится, и дефицит будет только расти. Почему россияне не будут ездить в Крым в результате возможного вступления Украины в НАТО, а в страны члены Альянса Турцию, Грецию, Испанию, Болгарию, Чехию, Словакию и т.д. они ездят все в большем количестве, несмотря на визы? И так по каждой страшилке. Такое впечатление, что от частого повторения их авторы сами начинают в них верить.

Очень беспокоит борцов за тесное ВТС с Россией судьба «Морского старта». Этот проект Днепропетровский «Южмаш» и КБ «Южное» осуществляют совместно с Россией, США и Норвегией. При этом последняя уже давно член НАТО. Значит с Украиной, если она вступит в Альянс «Морской старт» нельзя, а с Норвегией и США уже сейчас можно. Где тут логика?

Прямые потери украинского ВПК противники вступления в Альянс оценивают от 3 до 7 млрд. долларов в год. Заодно и полным его разрушением, при этом ссылаются на пример соседних стран, вступивших в Альянс. Попытки выяснить откуда у них такие данные безуспешны. С другой стороны, что-то не слышно, чтобы развалились чешский или польский ВПК, а ведь они производят довольно широкую номенклатуру вооружений. При этом нас пугают тем, что расходы по перевооружению украинской армии нам придется нести одним. Можно подумать, что если мы в НАТО не вступим, то нашу армию кто-то будет содержать и перевооружать современным оружием.

Самым показательным примером неперспективности ВТС с Россией является судьба самолета Ан-70. Наши партнеры сделали все, чтобы угробить этот проект. Сами не придумали ничего лучше, но и нам серьезно, не без нашей безалаберности и неразберихи, помешали. И без всякого НАТО.

С ЧЛЕНАМИ НАТО МОЖНО

Под разговоры о сворачивании ВТС с Украиной в случае вступления в Альянс сотрудничество России с государствами членами блока непрерывно расширяется. И не в последнюю очередь именно в сфере производства вооружений, авиации и космонавтики. Еще будучи министром обороны России Сергей Иванов говорил о невозможности сотрудничества с Украиной из-за ее возможного вступления в Альянс в связи с утечкой производственных и военных секретов. Во-первых, от шпионажа никто не застрахован. И без Украины российские секреты достаточно часто попадают на Запад и в Китай. Это проблема контрразведки, просто тщательнее надо работать. Во-вторых, что-то завеса секретности и угроза утечки никак не останавливает продажу фирме «Сименс» ведущего оборонного предприятия Санкт-Петербурга «Силовые машины». Гордость российской военной авиации самолеты МиГ и Су оснащаются французской и израильской авионикой. Было бы наивным предполагать, что производители и поставщики этой сложнейшей техники не информированы в достаточно большом объеме о параметрах и технических характеристиках этих самолетов. И шпионов посылать не нужно, россияне сами все рассказали.

Или возьмем другую сложную военную технику — танки. «Рособоронэкспорт» заключил контракт с французской фирмой Thales на поставку оптоэлектронных камер Catherine FC для танков Т-90, которые позволяют обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Эти модули в дальнейшем будут интегрироваться в сложные информационные системы поля боя. Дело идет не только о приборе для экипажа танка, а об элементе многоуровневой интегрированной системе, элементы которой поставляет потенциальный противник. Преподносится это как достижение. Украинскому самолету Ан-148, кстати производимому и в России, пытаются противопоставить существенно худший по параметрам и более дорогой лайнер Sukhoi SuperJet-100, при этом двигатели производства «Мотор Січ» хотят заменить на более дорогие фирмы Rolls-Royce. Такие же попытки делаются и в отношении самолета-амфибии Бе-200.

Как только речь идет о возможном расширении НАТО за счет Украины и Грузии, в Москве начинается форменная истерика. А вот недавно в Софии президент Владимир Путин заявил, что Россия «с пониманием относится к выбору Болгарией системы своей безопасности». Даже подумать страшно если в Севастополе будет база НАТО, хотя что это такое остается загадкой сфинкса, а вот размещение американских баз в Болгарии и Румынии находит понимание в Москве. И во время его визита в братскую православную Болгарию о нацеливании ракет на эти базы речи не шло. Гипотетическая и противоречащая украинской конституции иностранная база в Севастополе страшна для безопасности России, а вот крупная американская база «Михаил Когэлничану» неподалеку от черноморского порта Констанца в 260 км от Бухареста, нет.

А какой пропагандистский шум был поднят в российской прессе совсем недавно вокруг выполнения одного заказа Словакии. На авиабазе Слячь недалеко от словацкого города Зволен 29 февраля 2008 г. состоялась торжественная передача ВВС Словакии 12 модернизированных истребителей МиГ-29СД, словацкое обозначение МиГ-29АС. Впервые фирмы США, Германии, Чехии и России на территории государства — члена НАТО совместно модернизировали боевые самолеты российского производства, установив на них современное оборудование. На истребители поставили приемники и приемопередатчики систем космической, тактической и ближней навигации, а также радиосвязи производства Rockwell Collins. Плюс комбинированный запросчик-ответчик системы государственного опознавания для МиГ-29 и ответчик для МиГ-29УБ, произведенные BAЕ systems. Среди других именитых фирм, принявших участие в модернизации МиГ-29, — HR Smith Group, Goodrich Aerospace Lightning Systems. Модернизация производилась в городе Тренчин на авиазаводе LOT (Letecke Opravovne Trencin) с участием российских специалистов. Как писала московская газета «Время новостей», аналогичные доработки корпорация «МиГ» уже проводит в ВВС Болгарии и Польши, планируются они в Румынии и Венгрии.

Если НАТО враждебный России блок, а Словакия и другие упомянутые страны — члены этого самого блока, то фактически модернизация истребителей на современной основе является вооружением потенциального противника. И теперь сравним это с отношением к Украине. Тут уже не двойные стандарты, а нечто большее.

Проблемы ВТС с Россией никаким образом не связаны с возможным вступлением Украины в НАТО. Они являются производными от общего курса российской политики на украинском направлении. К тому же наш ВПК часто является конкурентом на рынке вооружений, что ясно показал контракт на поставку наших танков Пакистану. Именно в этом главная причина продолжающегося свертывания ВТС с Россией. Это долгосрочная политика Москвы и нам нужно соответствующим образом себя вести.

Еще одной и более важной проблемой является стратегическая необходимость тесного сотрудничества. Обратим внимание, что сложные электронные системы для самолетов и танков Россия покупает на Западе. Это значит, что ее ВПК, по крайней мере в настоящее время и ближайшем будущем, их производить не в состоянии. Зачем же нам ориентироваться на отстающий и уже отсталый ВПК. Несмотря на большие финансовые вливания, его положение никак не улучшается. Недавний международный скандал с поставкой Алжиру бракованных истребителей МиГ и продолжающийся скандал вокруг некачественных подводных лодок, поставленных Индии, проблемы с достройкой по ее заказу авианосца «Адмирал Горшков», индийское название «Vikramaditya», свидетельствует о том, что российский ВПК не в состоянии в необходимом количестве поставлять качественное современное вооружение. А нам предлагают на него равняться.

И, наконец, о возможных миллиардных потерях нашего ВПК, чем нас любят пугать. Перевооружение украинской армии будет стоить гораздо больше. И решение этой задачи обеспечит наши оборонные предприятия заказами на годы вперед. А если мы вооружим нашу собственную армию, то сможем поставлять новое оружие и на экспорт. Практически во всем мы можем обойтись без посторонних. Тогда и отношение наших возможных партнеров к ВТС будет другим. Ведь мы очень многое умеем сами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать