Ленин, долги и монументальная пропаганда
Вождя сбыли за 3894 гривни![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010620/4108-1-1_0.jpg)
За какую-то сотню километров от Хмельницкого — периферийная Славута, где сегодня кипят пламенные местечковые страсти. «За то, чтобы вернуть на место памятник вождю мирового пролетариата Ленину, подписались 6598 граждан 33-тысячного города. И это еще не конец. Инициативная группа продолжает собирать подписи», — заявил «Дню» 18 июня секретарь Славутского горрайкома КПУ Анатолий Максимчук.
Мол, город не может смириться с тем, что произошло три года назад. В тот хмурый мартовский день оказалось: памятник В.И.Ленину, стоявший до сих пор неподвижно в центре Славуты, упал с пьедестала и разбился вдребезги. Неравнодушная общественность и до сих пор считает, что «кто- то специально сбросил вождя». Официальная же версия происшедшего — «сам упал, ибо не выдержал «лихой доли».
Обе версии продолжают бытовать в Славуте. Отдельные горожане выступили инициаторами возвращения памятника на его «законное» место и, образно говоря, пошли с шапкой от дома к дому, с улицы на улицу. «Собрали почти четыре тысячи гривен на новый монумент», — говорит полковник запаса Анатолий Максимчук. Называет фамилии, имена и отчества людей, которые «сделали свой скромный взнос в дело увековечения памяти о Владимире Ильиче, их «великие заслуги перед Родиной», которой уже давно нет: Герои Советского Союза и Социалистического труда, депутаты Верховного совета СССР и УССР, орденоносцы, правофланговые соцсоревнования...
Когда уже собрали деньги, начался поиск заповетного памятника. Кто ищет, тот, как известно, всегда найдет. Оказалось, что в соседнем Изяславском районе есть село Радошевка, где каменный гость почему-то не стал вдохновляющим символом к новым свершениям. «Лежал ниц в кладовой СТОВ (сельхозтоварищества с ограниченной ответственностью. — Ред. ) «Радошевское» и покрывался пылью. Это общество стало правопреемником местного колхоза имени Ленина», — рассказал начальник Изяславской районной налоговой инспекции Леонид Козак.
О «Радошевском», как субъекте предпринимательской деятельности, по словам Леонида Козака, можно роман написать: «Со всех сторон его обсели, словно мухи, кредиторы. Разными судебными решениями было «арестовано» все движимое и недвижимое имущество этого правопреемника. Только памятник почему-то оказался «на свободе». По-видимому, считалось, что уже никому он не нужен. Но факт, что на каждый товар есть свой купец».
Сельский председатель Радошевки Василий Степанюк вспоминает, что этот памятник «был заказан и изготовлен по всем канонам за счет колхоза имени Ленина где- то в Тернополе». Мол, не какая-то халтура, а творение искусства: «Но пока изготавливали, изменились времена и уже стало не до вождя. Хотя представители отдельных слоев нашего села укоряют учредителей «Радошевского» за то, что сбыли скульптуру».
В облуправлении культуры заявили, что памятник, купленный славутцами в Радошевке, представляет художественную ценность и является последним, 361-м памятником В.И.Ленину. А первый, вспомнили, был воздвигнут 7 ноября 1924 года в селе Большая Левада Городецкого района: «После войны этот, первый, был демонтирован и отправлен в музей в Каменец-Подольский, вместо этого установлен новый». Продолжили: «329 из 361 памятника вскоре будут сняты с учета в связи с тем, что не представляют художественной ценности... Пять памятников Ленину уничтожено самочинно...».
Однако вернемся к Радошевке. Сюда прибыли покупатели из Славуты как раз в тот день, когда здесь пребывали исполнители госслужбы райотдела юстиции. «Отлитый из бетона и оббитый медью Ильич славутцам пришелся по душе. Еще больше возрадовались, когда услышали о балансовой стоимости этого имущества — 3894 гривни. Рассчитались и загрузили автокраном в кузов машины», — вспоминает об этом эпизоде сельский председатель. Сетует, что учредители «Радошевского» даже не смогли как следует рассмотреть те деньги: «Исполнители госслужбы сразу же изъяли из кассы все 3894 гривни. Ибо выполняли судебное решение, принятое по иску одного из кредиторов».
«Местопребывание» памятника в Славуте не разглашается, чтобы «не произошло какой-то очередной провокации». Инициаторы вступили в переговоры с городской властью. В первых строках своего письма к городскому главе Василию Жуку они заявляют, что «восстановление памятника В.И.Ленину на предыдущем месте снимет напряжение, вызванное актом вандализма... и будет содействовать недопущению новых актов вандализма». Василий Жук сообщил «Дню»: «Я же им ответил в письменной форме, что, в соответствии с законодательством в сфере градостроения, памятник подпадает под понятие «объект градостроения». Поэтому вопрос установления памятника необходимо вынести на рассмотрение и утверждение городского совета».
Однако секретарь горрайкома КПУ Анатолий Максимчук, как и его соратники, считает: «Речь же идет не об установлении, а о возвращении памятника на его «законное» место. Никто не принимал решения о демонтаже...». Анатолия Максимчука обида берет: «На выборах городского главы я был у Жука доверенным лицом. На период выполнения обязанностей городского главы Жук взял и приостановил свое членство в Компартии Украины. Но в нашем уставе такого понятия, как приостановка, нет». Он уверен, что после выборов, когда проголосовали за коммуниста, политическая ситуация в городе не изменилась — город был и остался «красным». «Кто же здесь постоянно живет? Пенсионеры. А те, кто помладше, уезжают за границу на заработки», — говорит об остроте текущего момента Анатолий Максимчук. Изменится ли «местопребывание» купленного за 3894 гривни памятника ко времени массового возвращения славутцев с заработков?..
Выпуск газеты №:
№108, (2001)Section
Панорама «Дня»