Леонид Кучма «взял» Севастополь
Впрочем, те, кто смотрел вечером в четверг еще относительно свободный канал телевидения, обратили внимание: наш Президент вроде бы пошел вприсядку на сцене торжественного собрания ветеранов. Но при выяснении обнаружилось: Леонид Кучма просто опустился на колени перед залом, но некоторая нескоординированность движений Президента и родила неверное восприятие. Леонид Кучма был взволнован соответственно случаю, и потому, обнимая и целуя награждаемых им ветеранов, слегка опрокидывал их. Что, впрочем, воспринималось с пониманием всего за свою жизнь навидавшихся фронтовиков, которым Президент по-человечески стал ближе.
Леонида Даниловича, судя по всему, очень беспокоил один коренной вопрос, на который, видимо, он беспрестанно ищет ответ. И потому он настойчиво спрашивал: «Скажите, пожалуйста, я сын отца, который погиб в этой войне, я даже не могу подумать в страшном сне, что я хочу, чтоб вы жили плохо». Из зала раздался голос: «Мы живем плохо!» «Да, — сказал Президент, — действительно, живем плохо. Я хочу у вас спросить: почему мы так плохо живем?» Несколько попыток самому ответить на этот вопрос были слегка путанными, хотя Леонид Данилович заверил ветеранов: «Я просто хочу быть честным перед вами. Никогда с этой тропы не сойду, чтоб вы знали». Но ответ не давался: «Мы обязаны, скажите пожалуйста, я даю честное слово, я не имею права, я прошел жизнь не по ровной дорожке... Я клянусь, готов поклясться на Конституции, на Библии, что я хочу всей душой, чтобы вы жили лучше, чем мы сегодня живем. И я сделаю все, что только могу сделать». Зал, с замиранием сердца ожидавший завершения все-таки вырулившей на финал мысли, дружно и с облегчением зааплодировал.
Возможно, именно в этот момент к организаторам встречи пробился кто-то из представителей горкома КПУ — дескать, «ребята, вы бы хоть трансляцию выключили, весь город же падает». Но коммунистические происки были проигнорированы — кто ж не знает этих зловредных красных!
Президент тронул всех любовью к ветеранам, к России и министру обороны РФ Сергееву: «Мы ракетчики, мы большие друзья», — сказал Президент. И посоветовал, если кто не верит, спросите у супруги Сергеева в зале. Все поверили, тем более что Президент признался: он с министром обороны России «к утру наконец-то договорились», и в Севастополе будет открыт совместный госпиталь для ветеранов, и если кто-то из них пожалуется, что там плохо, виновникам будет «харакири». Последствия «договорной» ночи, возможно, заставили Президента сделать еще одно признание: «Я не политик, я ракетчик. Это судьба так распорядилась» — в смысле увела в политику. «Я сейчас очень сожалею, что мы разбежались, что нет ядерного оружия, потому что ядерный щит Советского Союза ковался на Украине», — искренне посетовал Президент, находя у зала большое понимание. Если к этому добавить, что группа поддержки Кучмы в центре города (наблюдатели почему-то обратили внимание на сходство ее участников с «обычными гражданами» специальной подготовки, которые на всех уличных мероприятиях в большом количестве «растворяются» в толпе) прошла с прокучмовскими лозунгами, российских толп с их лидерами не было вообще, а Леонид Кучма впервые пребывал не в закрытых зонах и на окраинах, то можно заключить: наш Президент «взял», наконец, Севастополь. И тоскливая нота в репортаже одного российского телеканала — «в городе русской славы мы теперь только гости» — это замечательный итог.
Выпуск газеты №:
№82, (1999)Section
Панорама «Дня»