Луганские студенты не тяготеют к политике,
не отстаивают материализм, ходят в церковь и верят в сатануКаков он, нынешний студент? Нарисовать его портрет взялся Луганский центр по изучению общественных процессов и проблем гуманизма, который создан при Луганском педагогическом университете. Было опрошено 322 человека, в основном студентов 2 и 5 курсов: первая группа как бы уже переступила через первый порог формирования самосознания и мировоззрения, а вторую, которую представляли выпускники, социологи посчитали людьми уже сформировавшимися.
Итак, первый штришок к портрету студента — его аполитичность. 30 % луганских студентов, опрошенных в четырех вузах города (педагогическом и медицинском университетах, восточно-украинском университете и в сельхозакадемии) заявили о своем безразличии к любым общественно-политическим организациям. При этом социологи зафиксировали значительные сдвиги в мировозрении студентов. Если раньше, скажем, в их сознании преобладал материализм, то сегодня господствуют различные формы идеализма. Например, с утверждением, что сущностью мира является движущая материя, согласились только 10% опрошенных, причем 7% из них — девушки. Но наиболее популярной оказалась субъективно-идеалистическая позиция, согласно которой мы сами творим мир своим сознанием. В пользу этого высказалось 37% опрошенной молодежи. Комментируя эти данные, луганский социолог Илья Кононов считает, что мода на субъективный идеализм является отнюдь не результатом чтения трудов Фихте и Беркли. Скорее всего, у молодежи востребованы два других главных источника — американская литература и всеобщая компьютеризация, как форма массовой культуры. В результате получается следующее: первый из этих источников приучает думать, менять свое сознание и сознание окружающих. А второй приучает к виртуальной реальности, где можно создавать миры, изменять их или стирать из своей памяти, если они оказались неудачными.
Еще один штрих к образу нынешнего студента — 45% респондентов верят в Бога (причем большинство из них — девушки (53%), но лишь 11% совершают ежедневные молитвы, 47% к молитвам прибегают иногда, а церковь посещают раз в месяц только 1% юношей и девушек. 8% опрошенных признались в том, что верят в приметы, привидения, духов, НЛО, заговоры и колдовство, а 1% даже в сатану. При этом 11% опрошенных — это группа, которая постоянно испытывает какие-то колебания. Но наиболее популярной стала установка, предполагающая сочетания науки, религии и мистики. Просто полная неразбериха!..
В целом портрет луганского студента, по мнению социологов, приводит к таким выводам. Установление реального мировоззренческого плюрализма может быть и благом для общества, давая ему дополнительную динамику. Но с другой стороны, обществу необходимы некие объединяющие факторы. Луганские социологи считают, что таким фактором может быть идея социальной справедливости. Если этого не будет, то, скорее всего, данные тенденции могут привести к следующим двум последствиям — росту крайнего конформизма и экстремизма молодежи.