Любительское реформирование энергорынка
28 обсуждений в правительстве, 11 тысяч директив и поручений — и катастрофа стала ближеРасширенное совещание по вопросам топливно- энергетического комплекса, состоявшееся в четверг под председательством Президента Леонида Кучмы, без сомнений можно назвать кульминационным моментом энергетической ситуации в Украине.
Правительство, до сих пор так много говорившее и о чистых руках, и о чистой энергии, попало под холодный душ, который должен уберечь от лишних разговоров и простимулировать конкретные долгожданные решения. Не случайно Президент начал свою речь с констатации того, что энергетическая система страны даже в это теплое время года работает на пределе возможностей, из последних сил.
Президентский анализ ситуации был жестким и не оставлял места для двузначных толкований. Попытки правительства повлиять на энергетическую ситуацию в стране оказались неудачными. А это, сказал Президент, «признак слабости», отсутствия ответственности. Это слово, подчеркнул Л.Кучма, кое-кто уж совсем забыл.
Иллюстративный ряд к этому утверждению проходил через всю речь и, казалось, был неограниченным, хотя освещал не мелкие второстепенные факты, а важнейшие проблемы, «коротившие» украинскую энергетику — один из краеугольных камней экономики государства. В частности, речь шла об энергетической программе «Украина- 2000», выполненной только на 10 процентов. Но к новой подобной программе правительство и до сих пор не приступило.
Поставив себя над энергетической схваткой, сторонами которой, по мнению экспертов «Дня», являются разные олигархические группировки, Президент дал однозначный ответ тем, кто под лозунгом заботы о порядке на энергорынке проталкивает уже скомпрометированные подходы. Так, он поддал критике идею прямых договоров о поставке электроэнергии между энергогенерирующими и транспортными компаниями, отметив, что они не могут быть эффективными. Опасность этих соглашений, по его мнению, заключается в том, что они практически «узаконивают» бартерные и вексельные расчеты. В качестве примера преступной деятельности «дельцов высокого ранга» был приведен факт исчезновения $ 3 млрд., полученных в виде ядерного топлива для АЭС как плата за вывезенное в Россию ядерное оружие. И хотя вопросы «куда смотрел Минфин?» можно было адресовать только старому правительству, вывод «если правительство не будет отстаивать государственные интересы — тогда грош нам всем цена» воспринимался как предостережение для сегодняшних его руководителей, которые увлеклись реформированием энергорынка, заведя это дело в тупик.
В то же время Президент отметил, что эксперимент в Донецке и Днепропетровске по расширению участия облгосадминистраций в управлении энергетикой по вине правительства не доведен до конца. Тем временем посредники из Киева, по словам Президента, «вывозят все из Донбасса». А Минэкономики устранилось от контроля над подобными процессами.
Л.Кучма привлек внимание правительства и к энергосбережению, которое становится в данных условиях важнейшей задачей государства. Но, по его мнению, активности правительства в этих вопросах до сих пор не видно. Удельные расходы энергии в Украине в 10 раз выше, чем в Европейском Союзе. «Но пустят ли нас с такими показателями в Европу?» — спросил Л.Кучма и не ответил, уловив понимание зала. Низкая конкурентоспособность украинской промышленной продукции, по мнению Л.Кучмы, определяется также высокой стоимостью отечественного угля, который на 40% дороже польского и российского. В то же время именно уголь в последнее время доминирует в энергобалансе страны, вытесняя атомную и гидроэнергетику.
Тем временем реконструкция украинских шахт практически остановлена. Для восстановления шахтного потенциала из бюджета не поступает ни одной гривни. Ничего не делается для улучшения качества угля. «Пустую породу выдают за уголь для электростанций страны», — заметил Л. Кучма.
Президент обратил внимание на проблемы шахтеров, которые получили от потребителей только 46% стоимости добытого топлива. На поддержку отрасли по инициативе Л.Кучмы сегодня направляется 190 млн. гривен, но именно на поддержку, на техническое перевооружение: «Очень важно, чтобы эти деньги не проели». По его мнению, в энергетике не надо выдумывать новых схем расчетов, необходимо только навести порядок в платежах. «Новые схемы, — сказал Президент, — это путь к убыткам», и в это мгновение многие в зале хотели бы увидеть реакцию Юлии Тимошенко...
Однако в ходе выступления Президент не пожалел самолюбия ни одного из руководителей ТЭКа. Были более четко очерчены функции «Нефтегаза Украины» и указано, что совсем не его задание закупать газ за границей. Об этом Л. Кучма достаточно спросил с правительства, которое до сих пор не заключило соглашений о поставке газа ни на этот, ни на будущий год. Но общая «газовая» ситуация, нарисованная Президентом, свидетельствовала и о больших претензиях к «Нефтегазу» и Игорю Диденко, который выполняет обязанности председателя правления. «Мне уже стыдно смотреть в глаза Путину из-за несанкционированных отборов газа, — сказал Президент. — Вяхирев звонит по телефону в связи с этим и спрашивает: у вас есть хоть какой-то ум, что вы делаете?» По словам Л. Кучмы, мы уже «съели» таким образом 13 млрд. куб. метров газа на $700 млн., выплачивая за кражи по $80 за каждую тысячу кубометров. Причем выплачивать придется за счет бюджета, в котором средства на это не предусмотрены. Поэтому Россия может обратиться с иском в международный суд.
Тем временем порядка в «Нефтегазе» не становится больше. По словам Президента, до сих пор документально не подтвержден проход территорией Украины 10 млрд. куб. метров транзитного российского газа. Поэтому Россия, как сказал Л. Кучма, защищает свои экономические интересы от «таких хозяев». В наказание за кражи газа ею введены ограничения на поставку нефти. Загрузка отечественных нефтеперерабатывающих заводов сократилась на 12%. «С чем придем к жатве?» — спросил Президент у В. Ющенко, намекнув при этом, что хорошие взаимоотношения с Казахстаном еще не означают нефти, которая придет сама: «Мы к ним должны идти».
Президент отметил, что не собирается прибегать в ходе заседания к кадровым решениям. Окончательные выводы, по его словам, будут сделаны по итогам работы ТЭКа за шесть месяцев. Руководителя отрасли, вице-премьера Юлию Тимошенко мягко упрекнули в том, что предоставленная полная свобода действий была использована неудовлетворительно и переплавилась в 28 обсуждений в Кабмине и 11 тысяч директив и поручений, вылилась в публичные пикирования между членами правительства, которое в этом вопросе не поднялось выше дискуссионного клуба, явно зациклившись на новых схемах энергорынка. В то же время Президент отметил, что в правительственном комитете по реформированию энергетики не прекращаются попытки зарабатывать политические дивиденды, тогда как в работе чувствуются признаки любительства, а настоящих специалистов к делу не привлекают. Создалось впечатление, что у Президента уже есть решение, но объявит о нем еще не скоро.
Секретарь СНБО Евгений Марчук в своем выступлении отметил, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе представляет угрозу национальной безопасности Украины. Он сделал обоснованный вывод, что одной из причин этого является невыполнение правительством указа Президента, которым вводилось в действие решение СНБО о неотложных мерах по преодолению кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе Украины. Е. Марчук, в частности, отметил, что разработанные правительством первоочередные меры по наведению порядка в ТЭКе не дали результатов, а наращивание газовых долгов, которое происходит по вине правительства, создает неприятные моменты в переговорном процессе с Россией, дает другой стороне дополнительные рычаги давления на Украину. По мнению Е. Марчука, правительству необходимо было постепенно, взвешенно сокращать суррогатные расчеты за энергоносители. Но принятые им решения залпового характера только углубили платежный кризис, который парализовал экономику, привел к финансовым тромбам. Секретарь СНБО поднял также вопрос о социальной значимости себестоимости жилищно-коммунальных услуг, который еще до сих пор не находил решения. Поэтому, по его мнению, население становится заложником коллизий, происходящих в топливно-энергетическом комплексе, что может в конечном счете привести к усилению социального напряжения.
Анализируя практику принятия управленческих решений в ТЭКе, Е. Марчук отметил, что в отрасли существует два конкурентных центра управления, хотя законодательство отдает эту функцию Минтопливэнерго, которое на сегодня лишено инициативы и ответственности за состояние дел. Ныне действующая система, по словам Е. Марчука, доказала свою неэффективность. Ведь действует она только путем волевых и эмпирических решений, без учета мнения специалистов, ученых. Е. Марчук подчеркнул, что без налаживания системы контроля за деятельностью аппарата Кабмина клубок проблем и нынешняя вакханалия в энергетике будут сохраняться. Это мнение поддержал в заключительном слове и Л. Кучма. Он посоветовал правительству не затягивать принятия решений и напомнил, что даже несовершенное, но вовремя принятое — значительно лучше. Источники «Дня» также отмечают, что Президент в конце совещания небезосновательно отметил успехи сумского губернатора Владимира Щербаня. Допускают, что это было предупреждение Ю. Тимошенко.
Выпуск газеты №:
№103, (2000)Section
Панорама «Дня»