Любовь, жертвенность, прощение
В «Софии Киевской» состоялась премьера проекта «Семь слов Христа на кресте»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080421/474-1-1.jpg)
Накануне Страстной недели, которую переживают христиане восточного обряда, в Национальном заповеднике «София Киевская» состоялась киевская премьера художественного проекта «Семь слов Христа на кресте» (13 апреля была львовская). Это оригинальное сочетание одноименного музыкального произведения известного австрийского композитора Иозефа Гайдна с монументальными композициями на тему страстей Христовых львовского художника Мирослава Отковича.
В 20—30-х годах ХIХ века «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна были популярны среди венской элиты, а позже и в уважаемом обществе по всей Европе. Произведение исполнялось как на концертных вечерах, так и в храмах, хотя предназначено для исполнения в Страстную пятницу или во время Крестного Пути. Его музыкальная часть сопровождается текстом из Библии. «Ознакомившись с комментариями венской трактовки, я понял, что нужно адаптировать эти слова Спасителя к проблемам сегодняшнего дня, — отмечает глава Патриаршей комиссии УГКЦ по работе с молодежью отец Иосиф Милян, исполняющий в проекте роль рассказчика. — Поэтому, кроме библейских отрывков, использовал поэзию Лины Костенко, Богдана Лепкого, Ульяны Кравченко и собственный текст. Поэтические строки часто усиливают речь. Мне нравятся нетрадиционные подходы к искусству, побуждающие человека к размышлению, углублению в себя... И, как видим, картины Мирослава Отковича, музыка, слово — все это вместе создало соответствующую атмосферу, господствующую накануне Страстной недели и Пасхи». «Еще с глубокого детства я вынес воспоминания о днях Пасхального поста, — продолжает художник Мирослав Откович. — Был март, еще пролетал за окнами белый снег, а мы ждали весну. Мать, сидя за швейной машинкой, за шитьем простенькой одежды для нас, детворы, к праздникам, напевая тоскливую мелодию «Страждальна Мати під хрестом стояла». Это воспоминание тревожит мою душу и сегодня. Я искал выход в образном воплощении Великой драмы Христа-Спасителя. Слушая знаменитые «Пасионы» Баха, почувствовал величественную духовную молитву через музыку, но не мог почувствовать себя отдельно со своими личными чувствами. Музыкальное произведение Иозефа Гайдна дает нам такую возможность».
«Голгофа. Хрест. Страшні криваві сни...» — пророчески раздаются строки из поэзии Богдана Лепкого. Звучит тревожная музыка. Кажется, тревога достигает апогея. «Га? Ти — не Бог? Лиш назарей Ісус?» — произносится будто приговор. Семь художественных композиций усиливают настроение друг друга. И поневоле задумываешься над человеческой природой. Два тысячелетия спустя вопросы любви, жертвенности и прощения столь же актуальны. Как и то, что от нас зависит, что будет побеждать в нашей человеческой сущности — добро или...
«Хотя «София Киевская» занесена в список мирового наследия ЮНЕСКО и в ней не велено проводить службы, мы давно мечтали, чтобы здесь проходили такие акции, как эта, — делится впечатлениями режиссер проекта Сергей Проскурня. — Видимо, настоящее искусство происходит от Божьего вдохновения. Конечно, я — как человек и как режиссер — задумываюсь над темами воскресения, вечной жизни, страдания и сознательного жертвоприношения. Если проанализировать мою творческую биографию, то в ней было несколько случаев, когда я ставил глубоко духовные спектакли в церквях, превращенных на тот момент в музеи и галереи. И что примечательно, потом эти помещения опять отдавали под храмы... Поэтому, возможно, я не спешу создавать на сцене, а люблю сакральное искусство воплощать где-либо в другом месте».
P.S. Организаторы проекта намереваются ежегодно в предпасхальные дни устраивать такой «концерт с иллюстрациями» в Доминиканском соборе Львова.
Выпуск газеты №:
№74, (2008)Section
Панорама «Дня»