Перейти к основному содержанию

Люди белой трости

11 ноября, 19:00

Завтра — Международный день слепых. Общеизвестно, что отношением к людям с особенными потребностями общество проверяется на зрелость, открытость и демократичность. В этом отношении, как в зеркале, можно увидеть все болевые точки общественного организма, его ценностные ориентации и перспективы развития.

В мире насчитывается 400 миллионов человек с нарушениями зрения. В Украине проживает более 70 тысяч незрячих людей. 12 тысяч детей в нашей стране имеют только остаточное зрение, то есть почти ничего не видят. Для их обучения создаются специальные методики и специфические учебные заведения различных типов. Только в Киеве насчитывается шесть интернатов для слабовидящих детей и один — для тотально слепых. Даже слепые у нас обучаются по программе полной средней школы и еще за школьной партой приобретают всевозможные профессиональные навыки. Сегодня они работают за компьютером, оснащенным специальными звуковыми программами для незрячих, овладевают секретами массажного мастерства; становятся юристами, преподавателями. В Киеве продолжают функционировать четыре предприятия для слепых — УТОСы, где изготавливается несложная электроаппаратура, различные шнуры, кисти и щетки.

Однако Украина использовала еще не все резервы для предоставления шанса на реализацию инвалиду по зрению. У нас не найдешь светящихся тростей, звучащих мячей. Недостаточно в нашей стране и пандусов. Но самое главное даже не это: украинцы еще не вполне готовы воспринимать незрячего как полноправного члена общества, партнера по работе. Впрочем, в сфере образования в последнее время появилось много новинок, облегчающих интеграцию инвалида в общество. Накануне Международного дня слепых корреспонденты «Дня» решили познакомиться с тем, как это происходит на практике. Мы побывали в Киевском интернате №5 для слепых детей.

Для того, чтобы лучше понять, что же мешает объединять мир зрячих и незрячих людей, мы обратились к старшим воспитанникам интерната. Игорь Кушнир (12-й класс, 18 лет) рассказал о том, что мечтает о карьере эстрадного певца и много работает над тем, чтобы реализовать свою мечту. Однако он убежден в том, что слепому человеку, чтобы получить работу, нужно будет стать в профессиональном плане на голову выше, чем зрячему претенденту. Игорь готов на равных конкурировать со здоровыми, он не хочет особых поблажек и льгот лично для себя. По его мнению, это необходимо для людей, страдающих от других недугов — церебрального паралича или глухоты... «У меня есть цель, и я вижу смысл своей жизни в ее достижении, — говорит Игорь. — Мы, слепые, не отличаемся ничем от вас, здоровых людей. Почти у каждого человека есть какие-то свои болезни. То, что мы не можем видеть, — это не означает, что мы люди второго сорта!»

Сережу Нещадим (18 лет, 12-й класс) неделю назад в военкомате не взяли в армию, а парень убежден, что это несправедливо. Он с детства хотел служить в армии, и его остаточное зрение, по его мнению, — не помеха. Сережа считает себя не худшим по сравнению с теми, кто хорошо видит, он знает, что все сможет преодолеть. «Если человек чувствует, что он может быть полезен обществу, то у него должны быть одинаковые обязанности со здоровыми людьми и ему должны позволить жить по законам, общим для всех, а не по каким-то особенным. У нас в обществе сложился стереотип восприятия людей, отличающихся от основной массы, что они не совсем нормальные. Общество отказывает им в праве жить в нем на равных с другими. Это несправедливо», — говорит Сергей. Он думает со временем стать хорошим массажистом, получив для этого углубленное специальное образование. Основами массажа он уже владеет сегодня, так как этому его обучают уже в течение трех лет прямо в интернате, куда приходят преподаватели Высшей медицинской школы Киевского университета медицины и экологии. Веру в нормальное будущее вселяют в ребят и реальные жизненные примеры выпускников интерната. Они не ленятся приезжать на встречи с теми, кто еще в самом начале пути преодоления самого себя, и со сцены актового зала вселяют веру в возможность быть счастливым. А потом эти истории нынешние воспитанники передают друг другу, гордясь победами своих старших товарищей и радуясь за них.

Однако быть сильным духом дано не каждому. Педагоги утверждают, что это во многом зависит от позиции родителей незрячих детей. Невидящий ребенок в семье слепых не воспринимается катастрофически, как это часто случается у зрячих родителей. Психолог и завуч интерната Зинаида Загорская, много лет работающая с такой категорией детей, выделяет три основных типа ошибочного отношения взрослых к слепому ребенку. Первая — беспредельная жалость и поставленный крест на судьбе малыша в самом начале его пути. Вторая — излишняя опека, парализующая волю и развитие маленького человека. Третья — ориентир на высокую цель без привития навыков к самостоятельной повседневной жизни, когда без родителей ребенок не в состоянии удержаться даже на достигнутом. С каждой категорией коллектив интерната работает индивидуально, вселяя веру в то, что и слепой ребенок нужен и обществу, и родителям и, наконец, самому себе.

Людмила Коваль, директор киевского интерната № 5 для слепых детей, убеждена, что без специальной системы обучения и воспитания невозможно подготовить к самостоятельной полноценной жизни ребенка, лишенного зрения. Ее воспитанникам приходится очень много работать над собой. Поражает то, как учащиеся уверенно передвигаются в пространстве интерната. Оказалось — это результат огромного труда. Дошколят долго приучают преодолевать боязнь пространства — отрывать руки при передвижении от стен и учиться «видеть» препятствия с помощью слуха, улавливать неразличимое для зрячих эхо, отражающееся от всего, что стоит у них на пути. Когда дети становятся постарше, то овладевают передвижением с помощью трости. На территории школы упражнения с тросточкой — лишь игра, поскольку там все давно уже изучено и заложено в память. Память же у слепых детей — потрясающая. Мы не видели, чтобы они что-то искали на ощупь, их движения были точны, словно они видят расположения предметов, а оказалось — просто запоминают и всегда все стараются положить на отведенное заранее место. А еще их учат не только стирать, гладить, аккуратно выглядеть, но и... улыбаться. Оказывается, что у невидящих детей внутреннее состояние и выражение лица могут не соответствовать друг другу. На занятиях их часто тренируют на изображение той или иной эмоции, о которой, например, они только что прочитали. Их учат не только быть нам не в тягость (все делать самостоятельно), но и быть похожими на нас, зрячих, быть приятными для нас. Все ребятишки в интернате поворачивают головы на звук вашего голоса и так естественно и приветливо улыбаются. Ведь в интернате они чувствуют себя в полной безопасности, им там комфортно. А как они почувствуют себя среди нас, когда закончат школу и выйдут из ее стен? Как не хочется, чтобы жизнь стерла эти радостные выражения лиц, не поддержала веру в нашу готовность принять их в нашу зрячую жизнь такими, какими они есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать