Перейти к основному содержанию

Магдалена ВАШАРИОВА: Вступление Украины в ЕС возможно только после ее вступления в НАТО

05 июля, 19:37
ФОТО РЕЙТЕР

Вчера в Посольстве Словацкой Республики в Украине в присутствии делегации словацких депутатов состоялась презентация публикации «Словаччина в НАТО». Как объяснил посол Словакии в Украине Урбан Руснак, в этом издании фактически описан путь страны в НАТО. Посол считает, что это издание может помочь Украине, поскольку много вопросов, которые беспокоили словаков, беспокоят сегодня украинцев. Что получают от членства в НАТО словаки сегодня? Нужно ли такие вопросы как безопасность и стабильность ставить на референдуме? Какой словацкий опыт вступления в НАТО может быть полезным Украине? Как в Украине можно повысить общественную поддержку в пользу членства в Альянсе? Об этом «Дню» рассказала в эксклюзивном интервью депутат Национального Совета Словацкой Республики Магдалена ВАШАРИОВА, которая раньше занимала должность вице- министра иностранных дел.

— НАТО было и остается приоритетом, как сохранить Словакию, в первую очередь, в безопасности. И во-вторых, чтобы быть в семье демократических стран. И в-третьих, иметь новые обязанности и ответственность относительно стабильности и безопасности региона, всей Европы и практически всего мира. Для нас НАТО — это система, как обеспечить в Словакии безопасность и стабильность. Если вы принадлежите к такой группе демократических стран, то это очень содействует стабильности вашей страны. Это также приносит новую ответственность. А это значит быть солидарным не только, чтобы сидеть и решать ваши маленькие проблемы, но и быть ответственным за стабильность и безопасность, во всяком случае, в Европе.

— Нужно ли такие вопросы как безопасность и стабильность ставить на референдуме?

— У нас не было референдума по НАТО, потому что вопрос относительно безопасности не принадлежат к вопросам, которые можно решать на референдуме. У нас проводился референдум относительно членства в Европейском Союзе, потому что вхождение в евросообщество означает потерю части суверенитета страны. А будучи членом НАТО, страна не теряет суверенитета. Страна входит в число партнеров, семи государств, которые заботятся о безопасности и имеют общую стратегию относительно безопасности и стабильности.

— Какой словацкий опыт вступления в НАТО может быть полезным Украине?

— У нас очень богатый опыт. По сравнению с Польшей, в которой среди простых людей все время была большая поддержка членства в НАТО, но меньшая поддержка членства в ЕС, в Словакии все было наоборот. Среди граждан была низкая поддержка НАТО, потому что в головах простых людей существовала концепция нейтралитета, подобная австрийской. Но в политическом плане Австрия никогда не была нейтральной страной. После 1955 года она стала нейтральной лишь в военном смысле. Поэтому некоторые националистические политические партии использовали эту концепцию. Известно, что лучше не платить 2 процента ВВП вооруженным силам. А сегодня существует консенсус — что в НАТО быть хорошо. Хотя и до сих пор существуют политические силы, которые пытаются разыграть эту карту — почему мы должны беспокоится о стабильности в других регионах. Тем не менее Словакия очень активно задействована на Балканах. Сегодня один словацкий дипломат является высокопоставленным представителем международного сообщества в Боснии и Герцеговине. Наша страна активно действует в Ираке и Афганистане. Значит, словаки постепенно начинают ощущать, что они являются ответственными не только за свою маленькую страну, но и начинают передавать это понимание новому поколению.

— Может ли подобное понимание быть воспринятым в Украине, где общественная поддержка членства в НАТО является очень низкой?

— В нашей стране тоже была низкая поддержка членства в НАТО. Хочу отметить, что поддержка зависит от трех факторов. В первую очередь, от качества поставленного вопроса. Не забывайте, что почти 60 лет в Украине действовала коммунистическая пропаганда против НАТО. В головах старого поколения она будет существовать всегда. Во-вторых, люди в Украине имеют другие проблемы: как выжить, как поддерживать качество жизни. Возможно, у них нет достаточно времени, иными словами, роскоши, чтобы подумать о безопасности. Но никакая роскошь, экономический прогресс не возможны без безопасности и стабильности. В-третьих, украинские вооруженные силы очень много сотрудничают с НАТО. Мы используем украинские самолеты. Поэтому с военной точки зрения уровень сотрудничества является очень хорошим. И украинские военнослужащие точно знают, что значит сотрудничество с НАТО. Потому это дело времени, дело поколения, дело образования. И мы, Словакия, как контактное посольство будем пытаться помочь дать людям знания и объяснить им, что значит членство в НАТО.

— Как, по-вашему, Украине следует преодолеть русский фактор? Ведь, как известно, Россия категорически выступает против членства Украины в НАТО?

— Я являюсь экспертом по вопросам энергетики. Потому я могу назвать такой фактор как высокие цены на нефть. Но это, на самом деле, нестабильная политика. Если вы имеете долгосрочную стратегию с точки зрения высокой цены на нефть, это не очень хорошая стратегия. Мы увидим, как нам придется решать энергетический кризис, а также кризис высоких цен. Такая страна, как Украина должна иметь другую стратегию, которая базируется не только на высоких ценах на нефть. Что касается России, то, возможно, это один из факторов, который она сейчас имеет в своем распоряжении. Что касается Украины как нашего соседи, мы хотим поддержать ее, чтобы она шла по нашему пути. Потому что, это очень хороший путь. И мы находимся здесь, чтобы объяснить украинцам, что это является действительно хорошей и долгосрочной стратегией и для Украины. Не только для нас!

— Если подытожить все сказанное, касающееся необходимости вступления Украины в НАТО, то где находится критическая грань, которая открывает нашей стране путь в Альянс?

— Статистически этот уровень составляет 51 процент общественной поддержки. Но в первую очередь нужно говорить о демократических стандартах. Мы понимаем, что демократия является очень сложной системой. Вам нужно ежедневно бороться за качество демократии. Хотя мы находимся в НАТО и в ЕС, мы должны бороться за демократические принципы ежедневно. Потому что, существует очень много сил, которые считают, что они имеют лучшие способы, но это не так. Мы понимаем ваши проблемы с Конституцией и всем, что связано с распределением полномочий между парламентом и Президентом. Эти проблемы должны решить сами украинцы. Во-вторых, существует уровень военного стратегического мышления. Я думаю, что украинская армия является хорошей. И это качество мышления относительно того, что значит быть членом НАТО, будет иметь очень хорошие корни в украинской армии.

— Как вы считаете, может ли это понимание быть осознанным Партией регионов, которая активно поддерживает членство Украины в ЕС, но не выявляет такого же желания относительно вступления в НАТО?

— Членство в Европейском Союзе — это чрезвычайно длительный процесс. Мы были лучше подготовлены, чем Украина, но вступление в ЕС забрало больше 15 лет. Членство в НАТО возможно для Украины через три-четыре года. Потому что это политическое решение. Но при этом Украина должна отвечать определенным демократическим стандартам. Но без этих стандартов, вы даже не можете начать переговоры с ЕС. Поэтому первый шаг — членство в НАТО, а второй — членство в ЕС.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать