МЕЖДУ ДВУМЯ КРЕСЛАМИ,
или В отпуск — по моральным обстоятельствамНе успели члены правительства расслабиться после комментария главного толкователя закона о выборах Михаила Рябца, сказавшего, что чиновники могут, но не обязаны уходить в предвыборный отпуск, как Президент «взбодрил» чиновников, желающих, сидя в исполнительном кресле, побороться за законодательное. Напомним, что на днях Президент Украины Леонид Кучма предложил членам правительства, которые намерены принимать участие в избирательной кампании, отдохнуть с 9 февраля от своих государственных дел. При этом Л. Кучма отметил, что хотя этот отпуск не предусмотрен законом о выборах, однако он считает, «что так будет морально». Что ж, такое предложение главы государства весьма глубоко мотивированно: более трети украинских министров, включая премьера, намерены баллотироваться в народные депутаты. Так, второе место в первой пятерке избирательного списка блока «За единую Украину!» занимает премьер-министр Украины, лидер Партии промышленников и предпринимателей Украины Анатолий Кинах. На шестой позиции в списке блока «За единую Украину!» — глава Народно-демократической партии, министр транспорта Валерий Пустовойтенко, на восьмой — вице- премьер, лидер Партии регионов Владимир Семиноженко. Во второй десятке — министр аграрной политики, член Аграрной партии Украины Иван Кириленко и министр промышленной политики, член ПППУ Василий Гуреев. В первую пятерку избирательного списка Партии зеленых Украины входит министр экологии Сергей Курыкин, 15-й — главный приватизатор Александр Бондарь. Во вторую пятерку списка СДПУ(о) входит министр образования и науки Украины Василий Кремень. Кроме того, министр по чрезвычайным ситуациям Василий Дурдинец будет баллотироваться в народные депутаты по одному из мажоритарных округов в Закарпатье. Кстати, как сообщил в интервью «Дню» в среду лидер объединенных социал- демократов Виктор Медведчук, политбюро партии в этом плане даже опередило Президента, рекомендовав идущим по партийным спискам министру В. Кременю и главе Госкомитета по строительству Валерию Черепу уйти на время избирательной кампании в отпуск.
Однако данное заявление Президента, логичное и обоснованное, вызывает целый ряд вопросов, причем как со стороны аналитиков, так, пожалуй, и со стороны реальных субъектов избирательной кампании, которым, кроме вышеуказанного выбора, придется решить еще целый ряд дилемм. Первый актуальный вопрос, несмотря на довольно четкую формулировку президентского пожелания, возникает в связи с тем, что в этой избирательной кампании министры будут не единственными участниками, имеющими властные портфели. Так, на выборы по спискам КПУ пойдет Генеральный прокурор Михаил Потебенько, по спискам «Едности» — киевский городской глава Александр Омельченко и председатель Верховного Суда Украины Виталий Бойко... Этот перечень можно продолжать очень долго, так как среди кандидатов в депутаты — практически все главы областных администраций, множество глав и заместителей глав Госкомитетов и министерств.
И кстати, глава президентской администрации Владимир Литвин, возглавляющий список «За ЕдУ!», тоже является представителем исполнительной власти — как, интересно, быть ему в данном случае? В общем, в случае «отдыха» от выполнения своих обязанностей всех чиновников, имеющих виды на депутатские мандаты, исполнительная власть в Украине рискует ощутить кадровый голод.
С другой стороны, таким образом, возможно, Леонид Данилович пожелал поставить долгожданную точку в споре о значении админресурса на этих выборах, способствуя созданию равных условий для всех участников парламентской гонки. Конечно, у «действующего» чиновника рычагов влияния, пожалуй, поболе, нежели у «отпускника». Однако и у последнего, несмотря на то, что его кресло на это время займет «и. о.», кое-какие возможности, а главное, портфель, все же сохраняются.
Правда, насчет сохранения портфелей, особенно за членами нынешнего Кабмина, у некоторых экспертов есть большие сомнения. Помнится, прогнозы в отношении «недолгожительства» правительства Анатолия Кинаха начали делаться едва ли не с дня утверждения парламентом его кандидатуры. И здесь уже необходимо будет задуматься тем, кто после выборов хочет продолжить правительственную карьеру. Особенно министрам, вошедшим в «За ЕдУ!». Допустим, или даже наверняка, они пройдут в Верховную Раду. И что дальше? От какого кресла они откажутся? Ведь, с одной стороны, министерские портфели — вещь весомая, с другой — нет никакой гарантии, что новый состав парламента не отправит их в отставку. Тем более, что у «За ЕдУ!», при всей ее административной мощи, соперники тоже, как говорится, не лыком шиты. А если процент, полученный «блоком начальников» на выборах, окажется гораздо скромнее нынешнего общего веса блочных партий? Означает ли это вотум недоверия избирателей им как министрам? Можно ведь оказаться и между двумя креслами...
КОММЕНТАРИИ
Сергей ТЕЛЕШУН, доктор политических наук, президент фонда «Содружество»:
— В предложении Президента есть несколько составных: политическая, юридическая и этическая. Относительно юридической хотелось бы ограничиться тем, что закон о выборах зиждется на двух составляющих: отсутствие административного ресурса и права всех участников избирательного процесса выбирать. А это значит, что жестких рекомендаций относительно целесообразности отпуска или работы нет.
Второй аспект — этический. Если рекомендательное решение Президента будет реализовано, то оно может для многих оппонентов снять вопрос об использовании административного ресурса на выборах. Будет сложнее говорить о том, что чиновники (в данном случае те, которые назначаются указом или распоряжением Президента) будут использовать этот ресурс во время отпуска. И с этой точки зрения это правильный шаг.
Политический аспект рекомендации Президента заключается в том, будут ли реально чиновники следовать букве закона. Если на самом деле временно отпускные чиновники сосредоточатся только на избирательной кампании — это будет абсолютно этически прозрачно и юридически точно. Но ежели чиновники будут говорить о том, что они находятся в отпуске (а я уверен, что оппозиция и многие будут следить за этим), а сами будут активно использовать «телефонное право», административный аппарат, ресурсы, транспорт и т.д., тогда их можно будет заподозрить в том, что они все равно используют свое право влияния на исполнительную вертикаль, в том числе и в интересах своей политической силы. В данном случае, удар по ним может быть даже сильнее, потому что многие чиновники будут заподозрены во вранье и политическом цинизме.
Главное, чтобы это достаточно серьезное этическое предложение многими политическими деятелями не было превращено в фарс. Это уже, судя по количеству реакций, превратилось в политико-технологический ход. Многие чиновники и бизнесмены, перед которыми никто не ставил вопрос об уходе в отпуск, вдруг стали использовать этот прием как средство привлечения внимания к их персоне. А это может выхолостить серьезность и этическую нагрузку, которые закладывались в эту рекомендацию.
Мне кажется, исполнительная вертикаль в случае ухода в отпуск многих высокопоставленных чиновников не завалится. Хотя бы по той причине, что она не зависит от того, пусть и значительного, количества представителей исполнительной власти, которые идут в законодательную власть. С другой стороны, проблем не должно быть и потому, что был указ Президента об государственных секретарях. Другой вопрос — насколько качественно они будут координировать работу своих ведомств.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ , директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— На мой взгляд, в данном случае Президент дал очень правильную рекомендацию представителям исполнительной вертикали. Я думаю, что приоритетность выборов возьмет верх над тем, что кресла, скажем, министров на время займут другие люди. Уже сейчас чувствуются тектонические сдвиги в системе государственной власти. Поэтому желание представителей исполнительной власти получить мандат доверия от людей вполне понятно. Безусловно, это нормальная тенденция. К тому же, наша система власти устроена таким образом, что человек, который находится в отпуске, фактически контролирует ситуацию и руководит, хотя формально не несет ответственности за то, что происходит в его ведомстве. Это идеальная схема для нашей безответственности и, в этом смысле, вряд ли она достигнет благородных целей. Нельзя утверждать, что человек, который ушел отпуск, не находится в состоянии конфликта интересов. Начальник в отпуске, как известно, больше начальник, чем равноправный кандидат на должность. Хотя все равно справедливее, чтобы он находился в отпуске. Я считаю, что данная рекомендация Президента касается всех людей, которые находятся на выборах в состоянии конфликта интересов, в том числе и главы Администрации Президента Владимира Литвина.
Я не исключаю, что этот шаг Президента является предвестником последующих изменений в Кабмине. Хотя до выборов это не произойдет, тем более, что во время отпуска людей увольнять нельзя. А во-вторых, после парламентских выборов с изменением расстановки сил в ВР вопрос переизбрания нового правительства возникнет автоматически. А это значит, что соотношение сил будет определять то, кто имеет шансы сохранить свои министерские посты, а кто вынужден будет уйти. Все это понимают, и поэтому хотят получит мандат, который страхует человека от потери места в исполнительной власти, а во-вторых, таким образом кандидат усиливает позиции своей политической силы, которая даст ему возможность позже сохраниться на своем посту. В данном случае, кстати, успех на выборах «За ЕдУ!», скорее всего, приведет к смене премьер-министра. Его кресло во многом зависит от того, кто получит максимальный результат на выборах. Если, например, «Наша Украина» Ющенко, то шансы Кинаха сохранить портфель премьера очень малы. Единственный, пожалуй, вариант, который практически гарантирует Кинаху сохранение его поста — это сильные позиции в будущем парламенте СДПУ(о), которая, судя по всему, поддерживает действующего премьера.
Вряд ли отпуска министров приведут к вакууму в исполнительной власти. Во-первых, у нас есть госсекретари, которые пока еще имеют достаточно много полномочий. Во-вторых, у нас нет сейчас персонализации позиций в Кабмине. Нет в правительстве, например, Юлии Тимошенко, которая ушла, и «все будет наоборот». У нас есть внятная линия правительства по различным вопросам, которую просто надо продлить на два месяца.
Владимир ФЕСЕНКО , Бюро политического консалтинга «Пента»:
— Заявление Президента можно рассматривать как небольшую политическую сенсацию, настолько оно неожиданно и даже парадоксально. В отпуск должна уйти треть членов Кабмина, включая и премьера. Ситуация сама по себе неординарная. Конечно же, есть госсекретари, и работа правительства не остановится, но на процессе принятия решений, характере функционирования правительства это может сказаться и не самым положительным образом.
О реальных мотивах такого заявления пока можно только гадать. Вот лишь несколько возможных версий. Например, Леонид Данилович решил воспользоваться логичным предлогом и дает возможность постажироваться в роли главы правительства Олегу Дубине. Остальные «пострадавшие» члены Кабмина выполняют при этом роль массовки. Вторая версия — подобное заявление и формальный уход членов правительства, принимающих участие в выборах, в «предвыборный отпуск», является дымовой завесой перед ужесточением административного давления на избирательный процесс. Формально все будет выглядеть благопристойно, а на практике административное «закручивание гаек» станет еще жестче. Третий вариант — не в лучшую сторону начинает меняться отношение Президента к «заедистам» (они составляют большинство подпадающих под инициативу Президента). В окружении Леонида Даниловича также происходит борьба (там уже давно и вовсю идет своя «избирательная кампания», кулуарная). Четвертая версия прямо противоположная — начинается некая пиар-кампания в пользу блока «За дУ!», и заявление Президента — первый шаг в ее реализации.
Ну и, конечно же, это акция Президента должна показать его как демократа и сторонника честных выборов.
Показательно, что «административный народ» уже начал брать под козырек. О готовности уйти в отпуск заявил Литвин, с заявлением, подобным инициативе Президента, выступил мэр Киева. В итоге все может вылиться в настоящий фарс.
Кто и как уйдет в «предвыборный отпуск», реально будет ясно с 9 февраля (такую дату обозначил Президент). Далеко не обязательно, что в отпуск уйдут все лица, задействованные в избирательной кампании.
Что касается обновления состава Кабмина после выборов, то это вполне возможно. Конституция не требует в данном случае формирования нового правительства, но украинский политикум уже «заболел» идеей коалиционного правительства, и она непременно всплывет с началом работы Верховной Рады Украины четвертого созыва. Другой вопрос, что нынешним министрам — будущим депутатам — предстоит головная боль — до начала работы нового состава парламента им предстоит определиться со своим статусом — то ли остаться министром, то ли не рисковать и сделать выбор в пользу депутатского мандата.
А вообще новым парламентариям предстоит решить в этом плане принципиальную задачу — для того, чтобы идея коалиционного правительства, формируемого парламентским большинством, воплотилась в жизнь, необходимы существенные изменения в Конституции. В том числе это касается и возможности совмещать депутатский мандат с работой в правительстве в качестве министра.
Вадим КАРАСЕВ, политолог:
— Публичная рекомендация Президента представителям исполнительной власти уйти в отпуск на период предвыборной кампании является неожиданной, но, тем не менее, интересной и имеющей, на мой взгляд, разноцелевую ориентацию. Во-первых, Президент дает сигнал всем заинтересованным сторонам и участникам избирательного процесса, в том числе международным наблюдателям, о том, что глава государства намерен ограничиться ролью и функциями электорального арбитража и выступает за равные конкурентные условия для всех учасников выборов. Это также демонстрационный жест, указывающий на равноотдаление позиций Президента в конкурентной структуре предвыборной кампании. Более того, с формальной точки зрения Президент как бы ставит близкий к нему предвыборный блок и его политиков-кандидатов в ситуацию более жестких этических ограничений.
Кадровая составляющая подтекста этой рекомендации состоит в том, что в случае реализации данного предложения Президента (а с ним уже согласились и глава Администрации Президента, и премьер-министр, и ряд других представителей высших исполнительных элит) возникает возможность естественно сложившихся условий по кадровому обновлению исполнительной элиты и правительственных чиновников. Действительно, многие чиновники уйдут в случае избрания в Верховную Раду. Поэтому к возможному кадровому дефициту поствыборной ситуации ставится задача уже сегодня и постепенно его решать, не ожидая «элитных миграций» от исполнительно-законодательной власти после 31 марта. В частности, почему бы Дубине не опробовать роль будущего премьера уже в предвыборный период с тем, чтобы процесс смены правительственных элит прошел более плавно и естественно?
Еще один момент. Нужно обратить внимание на то, что это все-таки рекомендация. И вызвана она, как мне кажется, непропорциональным публичным влиянием на избирательный процесс так называемой проблемы административного ресурса. Во-первых, данная рекомендация все-таки больше касается государственных чиновников, а не политических министров или членов политического Кабмина. В частности, в США, в Британии и ряде других стран члены Кабинета министров, руководители исполнительной власти, представители администрации ведут избирательную кампанию, параллельно выполняя свои должностные обязанности. Суть пресловутой проблемы административного ресурса по большому счету не зависит, мне кажется, от того, уходит или не уходит действующий политик в отпуск на период избирательной кампании. Тем более, что проблему административного ресурса следует рассматривать в более широком контексте — как использование институциональных ресурсов в тот или иной период избирательной кампании. Те же депутаты, те же руководители парламентских комитетов, руководство парламента также используют свой служебный депутатский ресурс для реализации своих предвыборных целей. Но в данном случае оценок, подобных обвинениям в использовании административного ресурса представителями исполнительной власти, заинтересованная публика не выдвигает. Характерно, что и ряд других политических сил также имеют свой специфический ресурс, например, оппозиционный, который используется для радикальной критики действующей власти. В конечном счете, когда мы говорим о «ресурсном портфеле» кампании и конкретных ее участников, мы не должны игнорировать проблему сравнительных ресурсных «преимуществ» всех учасников политического процесса.