Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между Европой и Евразией

23 декабря, 00:00

Одним из наиболее резонансных событий уходящего года в Украине можно смело считать конфликтную ситуацию вокруг строительства дамбы в Керченском проливе. До сих пор продолжается анализ ее последствий в украинско- российских отношениях, а также в общественных настроениях граждан стран-участниц конфликта. «День» уже писал, что по данным соцопросов, 18% украинцев после событий вокруг о. Тузла изменили свое отношение к России в худшую сторону, в то время как российские социологи, исходя из опросов своих сограждан, констатировали, что «Тузла не омрачила дружбу народов». Однако, когда украинские социологи поставили своим респондентам те же вопросы, что и российские специалисты — своим, оказалось, что граждане нашей страны более лояльно относятся к России, нежели наши северные соседи — к Украине. Последнее социологическое исследование, проведенное Фондом «Демократические инициативы» и компанией «TNS Украина» с 28 ноября по 5 декабря (опрошено 1200 человек) засвидетельствовало, что 59% украинцев и 63% россиян считают именно свою страну правой в конфликте вокруг о. Тузла. Кроме того, еще 13% наших сограждан считают, что истина в этой ситуации на стороне России. Среди граждан РФ на позициях Украины в этом вопросе стоят только 3% опрошенных.

Показательно в этом смысле и то, что 65% украинских респондентов по-прежнему считают Россию дружественным относительно Украины государством, в то время, как такое же мнение относительно Украины разделяют 57% россиян, а 29% граждан этой страны видят в Украине недружественное государство. Среди украинцев доля «антироссийски» настроенных граждан меньше — 21%. Следует отметить, что вышеприведенные цифры — это некий усредненный показатель, который представляет мнение всех украинцев вне зависимости от их пола, возраста, региона проживания. Как сообщила вчера на пресс-конференции научный руководитель Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина, существуют очень серьезные региональные различия в мнениях наших сограждан. К примеру, крымчане в большинстве своем считали, что в конфликтной ситуации вокруг острова Тузла права Россия. В то же время, 56% жителей Западной Украины считают Россию недружественным государством и настаивают на том, что Украине в связи с этим конфликтом следует интенсифицировать свое вступление в НАТО.

Однако, что касается возможной интеграции Украины в Северо-Атлантический альянс, то в целом по Украине тузлинский конфликт практически не изменил картину общественных настроений относительно членства нашей страны в НАТО. Как и год назад, число сторонников такой интеграции составл яет около 30% населения. Впрочем, учитывая уровень информированности украинцев об этой международной организации (85% населения, как они сами признаются, либо ничего не знают о НАТО, либо знают недостаточно), это неудивительно. И выводы социологов на протяжении уже нескольких лет остаются неизменными: украинцы по-прежнему в плену «дедовских» стереотипов. Так, аргументируя свое нежелание видеть Украину членом блока, 23% противников НАТО сказали, что «это может втянуть нашу страну в военные действия НАТО», 15% — назвали альянс «агрессивным империалистическим блоком», такое же количество респондентов считают, что в случае натовской интеграции «в Украине начнут хозяйничать иностранцы и иностранный капитал».

Комментируя данные соцопроса, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко напомнил о существующей двухвекторности интеграционных намерений наших сограждан — около 40% украинцев хотят видеть нашу страну членом и Европейского Союза, и Единого экономического пространства. «Тот объем информации, который имеют граждане в своем распоряжении, не позволяет им сделать вывод, что это невозможно, — говорит эксперт. — Тем более, что во многих СМИ распространяется ложная точка зрения о том, что глубокая экономическая интеграция в СНГ не повредит нашей дальнейшей интеграции в ЕС. И эта информация определенным образом отвечает ментальному коду большой части украинцев, которые чувствуют себя на пограничье между большим европейским миром и большим евразийским миром и не хотят делать выбор между ними».

Это, по мнению А Сушко, одна из наиболее драматических коллизий общественного мнения в Украине, поскольку такая неопределенность масс влияет и на способность политической элиты отвечать на запросы населения. «Политический класс может четко формулировать задачи и искать пути их решения только в том случае, если по этому поводу существует стабильный и однозначный запрос общества. Особенно требует опоры на общественное мнение незрелая элита. Так, как и общественное мнение нуждается в опоре на ясные и четкие позиции элиты».

По мнению А. Сушко, эта ситуация напоминает уравновешенные чаши весов. С одной стороны — она достаточно стабильна, существует паритет и прозападных, и провосточных взглядов. Но этот паритет может быть нарушен, если какие-либо влиятельные политические силы, которые имеют доступ к медийным ресурсам, попробуют использовать неопределенность мнений украинских граждан как электоральную или пропагандистскую технологию. По словам А. Сушко, это может привести к негативным изменениям в общественном мнении, распространению неадекватных представлений о международных процессах. «Это очень легко делать в условиях, когда нет надежных источников информации, на которые граждане могли бы положиться», — считает эксперт. По его словам, на сегодняшний день украинцы имеют меньшую консолидацию общественного мнения, нежели и россияне, и наши западные соседи (поляки и другие жители стран Центрально-Восточной Европы) — там существует базовый консенсус общественного мнения относительно важнейших вопросов внешней политики. «В Украине этого консенсуса нет и нет признаков того, что в ближайшее время он появится», — утверждает А. Сушко. Такая ситуация, по мнению эксперта, является «потенциальным источником опасностей и нестабильности, если она будет кем-то использована».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать