Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мировой» рецепт для выздоровления

Мартин РАЙЗЕР: Следующий год будет сложным для Украины, и мы готовы ее поддержать
05 декабря, 20:36

Украинская экономика требует лекарства для преодоления кризисных явлений в главных своих отраслях. Неприятности в банковском, строительном, металлургическом и химическом секторах — только вершина айсберга, надвигающегося на страну с Запада. В этих условиях финансовая, техническая и консультативная поддержка от международных финансовых учреждений очень важна для решения этих проблем. О том, какие меры готовит Всемирный банк для того, чтобы помочь Украине преодолеть негативные экономические явления, «Дню» рассказал директор представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин РАЙЗЕР.

— Расскажите, пожалуйста, о пакете программ, подготовленных Всемирным банком для предоставления Украине помощи в преодолении негативных последствий экономического кризиса.

— У нас предусмотрено три направления. Первое — поддержка структурных реформ, которая осуществляется через предоставление правительству займа на политику развития. Протокол переговоров по этому займу мы недавно подписали с правительством и ожидаем, что до конца 2008 года наш совет директоров примет решение о выделении $500 миллионов. Надо сказать, что процесс структурных реформ в Украине не завершен. Еще много задач не выполнено, и мы надеемся, что программа предоставления займов на политику развития будет продолжена в будущем. Второе направление — поддержка для реабилитации банковского сектора. Здесь говорить об объемах финансирования рано. Но могу подтвердить, что реализовывать эту идею мы будем вместе с Минфином, НБУ и нашими коллегами из МВФ, ЕБРР и другими донорами. Эта работа займет определенное время. Третье направление — инвестиции в инфраструктуру (соответствующие проекты предусмотрены в рамках Стратегии партнерства Банка с Украиной на 2008 — 2011 годы: улучшение автодорог, железнодорожного сообщения, проекты в области энергетики). В ближайшее время я ожидаю завершения подготовки двух займов: один на $400 миллионов для модернизации дороги Киев — Харьков, а второй — проект модернизации железнодорожной дороги Знаменка — Джанкой. Вот его стоимость до конца еще не определена. Но могу сказать, что это будет серьезная сумма.

Сейчас Украине необходимо (и она имеет такую возможность) перераспределить бюджетные ресурсы более эффективно. Год назад мы подготовили большой обзор управления государственными финансами, и там есть ряд предложений, которые могут оказаться актуальными сегодня. Особенно это касается перераспределения ресурсов для предоставления услуг социальной защиты, чтобы они стали более целенаправленными. И второе: Украина должна уделять больше внимания защите инвестиционных проектов инфраструктуры. Международный опыт показывает, что при таком подходе страна быстрее выходит из кризиса и развивается.

— Какие у вас предложения по поводу распределения бюджетных денег, и какие моменты предлагаете правительству учесть в проекте бюджета на 2009 год?

— Все перечислять не буду, но могу привести один пример. В Украине существуют два хороших таргетированных бюджетных трансферта: один предоставляется самым бедным семьям, а второй — семьям с одним кормильцем. Мы проанализировали эти две программы и увидели, что по первой программе 70% этой суммы действительно предоставляется бедным людям, а по второй — больше чем 50%. Если сравнить с эффективностью целенаправленности всех остальных социальных трансфертов, то это большая разница. Средняя эффективность социальных трансфертов в 2007 году составляла не больше 20 — 25%. Это означает, что из всех социальных трансфертов, которые есть в бюджете, только 25% действительно предоставляются людям, которые нуждаются в государственной помощи. То есть если не очень эффективные программы будут приостанавливаться, то будут увеличены средства для более эффективных программ. Таким образом, можно сэкономить в бюджете деньги и направить их людям, которые действительно нуждаются в этом.

— Какие из бюджетных программ, по вашему мнению, неэффективны?

— В социальной сфере много льгот предоставляется людям для оплаты коммунальных услуг, для образования, несмотря на то, нужно им это действительно или нет. Нужно пересмотреть данные, какое количество людей действительно нуждается в государственных льготах. Самый очевидный пример — льготы, которые получают депутаты в парламенте. Я думаю, что в парламенте есть много депутатов, которых нельзя назвать малообеспеченными. С этого можно начинать. Конечно, только один этот шаг не даст достаточной сумы для финансирования действительно необходимых программ, но это станет сигналом.

— Насколько Украина заинтересована в получении других финансовых инструментов от группы Всемирного банка, например, гарантий?

— В группе Всемирного банка есть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА — страхует частный сектор от политических рисков. — Авт.), которое уже выдало гарантии Райффайзенбанку и Укрсоцбанку. Украина является одним из самых важных клиентов для МИГА в мире. И это абсолютно правильно ввиду нынешних обстоятельств, и работа в этом направлении будет продолжаться. Предоставление гарантий от Всемирного банка сейчас особенно важно для финансового сектора, для производственных отраслей, которым они могут понадобиться.

— Получать такие гарантии смогут только банки с международными материнскими структурами?

— В первую очередь они, ведь это именно материнские структуры обращаются к МИГА с соответствующим предложением. Но это не исключает варианта, что и чисто украинская структура может обращаться в МИГА.

— Как вы думаете, надо ли национализировать проблемные банки.

— Это только один аспект реабилитации банковского сектора. Сейчас как раз Нацбанк проводит диагностику банковского сектора, и, в результате, ми сможем четко понимать, каким банкам действительно нужен дополнительный капитал, а каким нет. Относительно национализации, я считаю, что именно собственники банков должны быть в первую очередь заинтересованы в защите своих структур. Мы бы хотели, чтобы процесс реабилитации банка происходил за счет собственника. Но если по определенным причинам он не может этого сделать, то потом возникает вопрос: какой банк надо спасать? Если банки системные, то в результате их развала могут возникнуть проблемы для целого банковского сектора. А это уже повод для государства защитить финансовую систему, предоставив дополнительный капитал этим банкам. Если же банки не системные, то зачем нужна национализация? Намного проще их сократить, и сохранить депозиты через фонд гарантирования вкладов или другие инструменты.

— Вы сказали о реструктуризации банковской системы. Сколько времени это может занять?

— Сложно спрогнозировать. Но очевидно, что через месяц — два этого точно не будет. Для этого надо закончить диагностику, а потом сделать выводы.

— В 2009 году страна должна выплатить по внешним обязательствам, включая суверенную и корпоративную задолженность, около $30 миллиардов. Можно ли это сделать без проблем в условиях кредитного дефицита?

— Вопрос внешних долгов — это вопрос доверия инвесторов к Украине. Конечно, если все инвесторы хотят уйти, то возникают проблемы. Но таких тенденций я не вижу на украинском рынке, потому что многие инвесторы знают: в Украине заниматься бизнесом выгодно, ведь возможность заработать никуда не делась. Главное, чтобы существовала макроэкономическая программа, план структурных реформ, была политическая воля — и чтобы все это реально внедрялось, как это было согласовано с нашими коллегами из МВФ. Тогда увеличивается рефинансирование банков, а значит, снижается так называемый разрыв финансирования. Просто надо внедрить мероприятия, которые предусмотрены антикризисной программой и меморандумом.

— Президент сказал, что формирование и наполнение бюджета в 2009 году будет самым сложным за последние 8 — 10 лет. Готов ли Всемирный банк в случае бюджетного дефицита снова предоставить Украине кредит?

— Если фискальная политика будет ответственной, а общая экономическая картина будет вырисовываться в рамках, предусмотренных меморандумом с МВФ, то готовы предоставить финансирование для бюджета. Если же начнут обещать выделять и распределять бюджетные деньги всем, невзирая на то, есть ли эти ресурсы, и будут ожидать, что Всемирный банк будет финансировать, то это нереально. Мы понимаем, что следующий год будет сложный для Украины, и мы готовы ее поддержать. Но мы будем делать это в рамках сбалансированной экономической политики.

— Назовите обновленные макропоказатели на 2009 год.

— Сейчас говорить об этом не будем, потому что до конца ситуация не ясна. Хочу сказать, что наше видение развития макроэкономической ситуации в стране более-менее совпадает с прогнозами МВФ, но свои прогнозы мы озвучим в конце года.

— Поддерживаете ли вы мнение, что преодоление кризисных явлений в украинской экономике будет зависеть от преодоления кризисных явлений в бюджете?

— Я бы сказал по-другому. Украина небедная страна, и украинский бюджет небедный тоже. Просто есть возможность более эффективно использовать бюджетные ресурсы. Конечно, сделать это в условиях макроэкономических неурядиц гораздо сложнее, нежели тогда, когда все в норме. И я не вижу бюджетного кризиса, а, наоборот, вижу рычаги для защиты эффективных бюджетных программ путем уменьшения неэффективной траты ресурсов.

— Можете подтвердить или опровергнуть, что в своих бюджетных рекомендациях правительству вы предлагаете уменьшить государственную поддержку на оплату импортного газа для предприятий теплокоммунэнерго?

— Весь вопрос в том, как определять поддержку. Мы за то, чтобы тарифы на коммунальные услуги для потребителей и для коммунальных предприятий увеличивались до уровня рыночной стоимости газа постепенно, на протяжении двух лет. Этот шаг улучшит финансовое состояние этих предприятий, но он, безусловно, требует поддержки не только на центральном, но и на местном уровне. Кроме того, население должно понимать, что во всем мире люди оплачивают реальную стоимость энергии. Почему в Украине не так было все это время?

— Насколько целесообразно идти на такие шаги сейчас, когда в стране прогнозируют увеличение безработицы и уменьшение заработной платы?

— Это, конечно, сложно сделать, но избежать этого нельзя. Полученные ресурсы также позволят НАК «Нафтогаз Украины» возвращать взятые кредиты и улучшить состояние коммунальных услуг. Это было сделано в 2006 году, когда средняя зарплата была меньше, чем сегодня, и это решение не было отменено. С принципиальной точки зрения, дальше оттягивать и медлить с повышением стоимости коммунальных тарифов нельзя.

— Не считаете ли вы, что вместе с пересмотром коммунальных тарифов надо было бы пересмотреть и критерии отбора граждан, которые относятся к категории малообеспеченных?

— Поэтому мы и говорим о целенаправленности субсидий. Поддержку должно получать, в первую очередь, самое бедное население. Вернемся к этой программе для самых бедных. Если взять 20% самых бедных Украинцев, то только 3% из этой категории «покрываются» программой для малообеспеченных семей. Государство и должно обратить внимание на эту категорию. А когда ее представители получат поддержку государства, и в бюджете останутся ресурсы, тогда можно рассматривать граждан с более высокими доходами.

— Как вы считаете, почему принятые антикризисные механизмы плохо работают?

— Об этом пока говорить рано. Я подчеркиваю, что надо внедрить все предусмотренные механизмы, а потом только смотреть на результат. А если они не внедряются, если все постоянно блокируется, если у всех есть свои планы, которые лучше других, то, конечно, всем будет непонятно, какой план действительно реализовывать. Такой подход не облегчит борьбу с кризисом.

— То есть вы имеете в виду, что у нас больше говорят, нежели делают?

— Это вы сказали. Существует антикризисная программа, подписан меморандум с МВФ. Сейчас нужно выполнять его, и я ожидаю, что будет результат.

— Ваше отношение к мнению, что внедрение плавающего курса способно решить проблему с платежным балансом, но, вместе с тем, это спровоцирует инфляцию и спекулятивные действия на валютном рынке?

— Девальвация важна для установления реального курса гривни. Украина нуждается в улучшении конкурентоспособности, и валютная политика может в этом помочь. Нужно поддерживать валютную политику фискальными мерами, нужно, чтобы курс регулировался через более жесткую монетарную политику, нужно определить, по каким критериям выделяется рефинансирование банковской системе. Это можно и нужно делать. А более гибкий курс, по моему мнению, единственный инструмент для борьбы с международными шоками. И не обязательно это приведет к увеличению инфляции и спекулятивным действиям. Главное, если всем участникам рынка будет понятно, какую политику проводит Нацбанк, — тогда все будет в норме. Это вопрос восстановления доверия к действиям и Нацбанка, и правительства.

— Что должен сделать Нацбанк, чтобы вернуть доверие людей и банков?

— Об этом лучше спросить у представителей частного бизнеса. Мне кажется, что это вопрос коммуникации, разъяснения, предоставления информации и последовательности в действиях.

— Насколько негативно повлияет девальвация на количество проблемных активов в банковском портфеле?

— Конечно, это даст определенный эффект. Поэтому мы и работаем параллельно и над программами реабилитации банковского сектора, чтобы увидеть, насколько значительным может быть такое влияние и как на это реагировать.

— Какой механизм защиты должен быть предусмотрен для банковских клиентов, которые уже платят повышенную кредитную ставку, и, плюс ко всему, когда наблюдается падение их доходов?

— Международный опыт показывает, что если хороший клиент хочет повременить с выплатами процентов, то существует элемент добровольной реструктуризации кредита. Для этого надо, чтобы Нацбанк принял определенные нормативы, которые бы простимулировали банки это делать.

— Какие возможные пути перенаправления фискальных расходов с целью смягчения социальных последствий от кризиса вы видите?

— Некоторые уже назвал. К ним могу добавить еще большую целенаправленность социальной поддержки, увеличение инвестиций в инфраструктурном секторе, чтобы увеличить количество рабочих мест и повысить спрос на внутренние ресурсы, например, металл.

— Еще говорят, что можно внедрить прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц.

— Я не знаю, даст ли это эффект сразу. Я не уверен, что есть много людей, для которых подоходный налог был бы большой проблемой. Больше влияют другие налоги.

— Здесь суть в том, что средства, сэкономленные от понижения налога, люди смогут направить на оплату повышенных процентов по кредитам или на оплату тех же увеличенных коммунальных тарифов.

— Но будут ли платить богатые люди, если увеличится налог? Мне кажется, что надо подходить по-другому. Подумать, как внедрить систему более точной оценки доходов физических лиц. Для этого налоговая администрация должна применять непрямые методы, нужно декларировать не только ваши официальные доходы, но и наличие машины, квартиры и так далее. Потом все это проверяется, и тогда будет очевидно, где заплачен полный объем, а где — только малая доля. Получается, что при усовершенствованной системе декларирования доходов вы можете собирать больше налогов, чем сейчас.

— Поможет ли возобновлению кредитования уменьшение учетной ставки Нацбанком? И почему?

— Нет, уменьшение кредитной ставки Нацбанком не поможет решить вопрос с кредитованием. Это только расслабит монетарную политику, даст больше монетарной ликвидности. А куда идет эта ликвидность? Она идет не в инвестиции, а на валютный рынок. Поэтому надо укреплять монетарную политику, чтобы поддержать курс валют.

— Насколько эффективным фактором преодоления кризисных явлений в отечественной экономике может быть расширение украино-российского торгового потенциала?

— Больше торговли с Россией — это удобно и хорошо, и надо подумать, почему не используется этот потенциал. Если существуют ограничения из-за инфраструктурных или бюрократических барьеров — их нужно снять. С другой стороны, существуют предложения о создании Единого экономического пространства между Россией и Украиной. Тогда здесь для его реализации надо увеличивать украинские тарифы, чтобы они были на одном уровне с российскими. Но в этом вопросе могут возникнуть проблемы с ВТО.

— То есть создание Единого экономического пространства невозможно по причине ...

— Нет, это не исключено, но существуют определенные ограничения или требования ВТО. И мне кажется, что для Украины самый выгодный выход из кризиса — это не только расширение торговли с Россией, но и со всеми странами мира. Украина стала членом ВТО, и надо развивать этот потенциал. Россия является одним из самых привлекательных партнеров, но есть страны Европы, Ближнего Востока и другие.

— Правильно ли делает правительство, что помогает крупному бизнесу выходить из кризисного состояния и в тоже время не делает ставку на малый и средний бизнес?

— Вы правы, сейчас есть смысл говорить о реформах для малого и среднего бизнеса, чтобы улучшить в целом бизнес-климат. Как мне известно, в этом направлении разработан пакет законопроектов, которые поддержит в парламенте комитет по предпринимательству. Это касается лицензирования видов деятельности, уменьшения разрешительной документации, уменьшения минимального капитала, что позволит людям создавать новые компании и рабочие места. Этими законопроектами ликвидируются бюрократические барьеры, о которых мы говорим десять лет. Эти барьеры нужно просто снять — и выход из кризиса будет быстрее.

— Не ставит ли под угрозу выполнение проектов Евро-2012 непринятие закона о госзакупках?

— Принимать этот закон нужно, и чем быстрее, тем лучше. Мы работали над его текстом вместе с Минэкономики и поддерживаем разработанную версию закона, которая, по нашему мнению, соответствует международным стандартам. Непринятие закона поставит под большую угрозу эффективное использование всех государственных ресурсов. И если мы говорим, что на сегодняшний день у государства нет достаточных ресурсов для поддержки малообеспеченного населения, а страна до сих пор не имеет закона о регулировании госзакупок, на которые ежегодно выделяется около 7% ВВП, — тогда вы сами можете сделать выводы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать