Мировоззренческий раскол
В Европарламенте создана новая консервативная фракция![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090625/4108-3-1.jpg)
Консерватор консерватору рознь. Похоже, такого принципа придерживается группа правых — из Великобритании, Польши и Чехии, создавшая на днях в Европейском парламенте нового созыва новую консервативную фракцию. Новая политическая группировка покинула материнскую фракцию «Европейская народная партия, Христианские демократы и Европейские демократы». Напомним, что на выборах 4—7 июля в Европарламент консерваторы или другими словами правоцентристские силы получили наибольшее количество мандатов — 267. Социалисты со 161 мандатом находятся на втором месте, либеральные демократы с 81 мандатом — на третьем. Всего в новом законодательном органе евросообщества будет заседать 736 депутатов.
Новая консервативная группа, получившая название «Группа европейских консерваторов и реформаторов» вышла на четвертое место по численности в Европарламенте. Имея в своем составе 55 евродепутатов, она оттеснила на пятое место фракцию «Зеленых» с 51 мандатом. Британская консервативная партия, которую возглавляет Девид Камерон, обеспечила новой группировке 26 мандатов, польская «Право и справедливость», которую возглавляет экс-премьер Ярослав Качиньский, — 15 мандатов, «Гражданская демократическая партия» экс-премьера Чешской Республики Мирека Тополанека — 9 мандатов. Кроме того, в состав «Группы европейских консерваторов и реформаторов» вошли по одному евродепутату Литвы, Бельгии, Финляндии, Венгрии и Нидерландов. Согласно правилам, для создания любой фракции необходимо, чтобы в нее входили представители как минимум четырех стран.
Следует отметить, что и лидер британских тори, и бывшие премьеры Польши и Чехии давно обещали своим избирателям на местах сделать такой шаг. В Британии критически рассматривают выход британских консерваторов с состава «Европейской народной партии». Наблюдатели считают, что такой шаг может оставить консерваторов изолированными внутри Европы.
Новая фракция выступает против углубления политической интеграции Евросоюза и усиления власти европейских институтов при ослаблении национальных правительств. Она также считает НАТО идеальным механизмом обеспечения безопасности в Европе, и осуждают франко-германские предложения по созданию параллельной НАТО системы европейской обороны без участия США. Кроме того, новые консерваторы намерены заняться «обеспечением энергобезопасности Европы», и продвигать принцип максимально свободного предпринимательства на континенте.
Как отмечают наблюдатели, по сравнению с материнской группой новая фракция меняет вектор — на антифедералистский. Ее основатели — представители стран с сильными евроскептическими тенденциями — уверены, что это в большей степени соответствует потребностям их электората.
По мнению наблюдателей, происходящее не столько раскол фракции, сколько возникновение в ее недрах новой группировки. Между христианскими демократами и консервативными партиями Европы существуют некоторые мировоззренческие несовпадения, однако это не означает, что партии нельзя считать правоцентристскими.
Следует напомнить, что внутри крупнейшей фракции Европарламента давно зрел своего рода бунт на корабле. В частности, ядром нового формирования является британская Консервативная партия — ведущая консервативная сила на континенте. Она давно высказывала определенное несогласие с политикой христианских демократов Европарламента, где первую скрипку, естественно, играют немецкие христианские демократы или, скажем, испанские «народники». Тем временем, вместе с британскими консервативными депутатами выступает фракция польских консервативных депутатов из «Права и Справедливости», а также представители чешской Гражданской демократической партии, основанной когда-то нынешним президентом страны Вацлавом Клаусом.
В Европарламенте имеются и другие партии, которые с большей или меньшей долей скептицизма относятся к нынешним европейским институтам, к формам их функционирования. Многие представители консервативного политического спектра считают, что европейские институты сильно забюрократизированы, и хотели бы их реформировать. Другие, однако же, наоборот, считают себя — как они говорят — еврооптимистами. Таких еврооптимистов достаточно не только среди представителей Социалистической фракции, но и среди христианских демократов. Это вызывало значительное недовольство как в кругах британских консервативных мыслителей, так и среди членов чешской «Гражданской демократической партии». Поэтому давно созревала мысль выделиться в отдельную фракцию — и уже, так сказать, с чистых партийных позиций атаковать брюссельскую бюрократию.
Время покажет, насколько эффективной будет новая консервативная группировка и удастся ли ей в таком формате влиять на политику Европарламента и ЕС.
Выпуск газеты №:
№108, (2009)Section
Панорама «Дня»