Перейти к основному содержанию

Мишель ДЮРЕ: «НАТО не является организацией, которая вербует страны»

29 сентября, 18:37

Как в НАТО восприняли недавний визит премьер-министра Украины Виктора Януковича в штаб-квартиру НАТО и его заявление, что Киев не будет спешить с переходом к Плану действий относительно членства в НАТО? Испытывают ли в Брюсселе разочарования в связи с тем, что Украина не воспользовалась возможностью перехода к более высокому уровню отношений с Альянсом? Каким видится со стороны НАТО новый этап отношений между Украиной и Альянсом, который провозгласил украинский премьер? Имеются ли сдвиги в Украине по информированию украинской общественности об крупнейшем в мире оборонном блоке? Об этом рассказывает «Дню» директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель ДЮРЕ.

— Украина и НАТО находятся в состоянии солидных, глубоких, взаимовыгодных отношений. Вопрос количества и качества сотрудничества в рамках Хартии особенного партнерства между НАТО и Украиной ни у кого не вызывает сомнений. Брюссельская встреча была полезной. Обе стороны подтвердили, что будут продолжать интенсифицированный диалог и использовать все инструменты, которые этот формат представляет для выполнения Плана действий и ежегодного Целевого плана Украина — НАТО. Этот план позволяет Украине пользоваться опытом и экспертизой Альянса, способствует стремлению украинского народа построить современное демократическое общество, которое поддерживается дееспособными и подотчетными институтами обороны и безопасности.

Во время встречи мы позитивно оценили участие Украины в миротворческих операциях НАТО, желание Киева принять участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море. Украинская сторона подтвердила намерение в дальнейшем оставаться важным донором безопасности, в том числе в Афганистане, который является нашим приоритетом. Я думаю, что все натовские страны были удовлетворены этими заявлениями и намерениями.

Генеральный секретарь НАТО не раз повторил, что с НАТОвской стороны двери остаются открытыми для Украины и, в конце концов, решение об интеграции принимает страна, желающая присоединиться к Альянсу. НАТО не является организацией, которая вербует страны. Для нас было очень важно во время этой встречи увидеть подтверждение обеих сторон продолжать сотрудничество и совместные приоритеты, особенно реформы в секторе безопасности, которые включены в Целевой план.

— Не выйдет ли так, что Украина, не воспользовавшись шансом перехода к Плану действий по обретению членства в НАТО, практически станет топтаться на месте?

— Наши двери остаются открытыми. Вопрос членства — это выбор Украины. Мы открыты, мы за стабильные отношения с Украиной. Сегодня также надо понимать, что НАТО, как организация, продолжает свою трансформацию. Поэтому следовало бы чуть меньше концентрироваться на теме отношений Украины и НАТО и посмотреть, что такое Альянс сегодня и процессы, через которые НАТО развивается. Посмотреть, что происходит в Афганистане, в Средиземноморье, как безопасность на глобальном уровне влияет на трансформацию Альянса. Мне кажется, что здесь до сих пор хорошо и достаточно говорили об Украине и НАТО, а недостаточно — о НАТО как организации. Возможно, люди лучше поймут, что такое НАТО, если мы будем говорить больше об Альянсе, чем о вступлении Украины в эту организацию.

Поэтому я убежден в том, что надо объяснить новые вызовы, новую трансформацию НАТО. Этот вопрос будет обсуждаться на Рижском саммите, который будет полностью внутренним событием, без участия партнеров. Я думаю, что освещение выводов этого саммита будет очень важным благодаря знанию вызовов сектора безопасности в евроатлантической зоне.

— Не было ли во время брюссельской встречи разочарований или, возможно, наоборот, облегчения со стороны некоторых членов Альянса, что Украина не воспользовалась шансом перейти к высшему этапу отношений — ПДЧ?

— Я не думаю, что на наши отношения надо смотреть через призму эмоций. Думаю, что их надо рассматривать через призму национальных интересов. Разочарования я не видел, наоборот, мы получили сигналы, что наши отношения остаются солидными, что надо развивать информационные кампании о НАТО. И мы будем оценивать действия Украина не по словам, а по делам. Нам сказали, что Киев будет продолжать реформы сектора безопасности, демократизацию этого сектора. Мы будем с интересом смотреть за результатами. В рамках интенсифицированного диалога НАТО и Украины пришли к согласию относительно совместных принципов и целей в политической, экономической, военной, оборонной областях, а также в сфере безопасности. Мы согласились принимать конкретные меры на пути достижения этих целей. Здесь, с нашей стороны, не произошло изменений.

Мы получили позитивные сигналы с этой точки зрения — подтвердили продолжение процесса реформ в Украине. Я думаю, что это очень важно. А что касается вступления или невступления, это должен быть выбор политического консенсуса в Украине. В любом случае, это не быстрый процесс и здесь более важен процесс, чем результат, что было подтверждено на опыте каждой страны, которая вступала в НАТО.

— Как вы оцениваете тот факт, что с 2004 года до сих пор поддержка украинским населением вступления в НАТО сохраняется на низком уровне — 20%?

— Не секрет, что во время президентских и парламентских выборов политические партии использовали много очень примитивной антинатовской аргументации. Тематика НАТО была заполитизирована с использованием многих ресурсов. Насколько я знаю, в Украине имеется меньшая поддержка вступлению в другие блоки — Славянский союз и ЕЭП. В Украине реальный средний класс представляет 20% — ровно столько поддерживает вступление Украины в НАТО и значительно больше в Евросоюз. Я думаю, что это отображает реальную ситуаинформации как раз поможет ликвидировать мифы и стереотипы об Альянсе. Лишь потом люди будут принимать решение. Думаю, главное говорить правду о НАТО, объяснить процесс эволюции Альянса.

— В Брюсселе Янукович говорил о том, что в Украине следует создавать позитивный имидж НАТО. Верите ли вы в то, что украинское правительство будет работать над тем, чтобы улучшить имидж НАТО в Украине?

— Посмотрим. Эти слова действительно были произнесены. С нашей стороны, мы готовы вам помочь с нашей информацией реализовать намерения правительства. Мы являемся другом Украины и Украина является другом НАТО. Как друзья, мы будем продолжать обсуждение этих намерений и наблюдать за их осуществлением.

Я также надеюсь, что в вопросе информирования украинских граждан о НАТО будет важную роль играть и парламент. В первую очередь, я имею в виду подкомитет по информационному обеспечению европейской и евроатлантической интеграции в комитете Верховной Рады по вопросам евроинтеграции. цию. Если сегодня средний класс голосует за евроатлантическую интеграцию Украины, чем больше будут реализоваться экономические реформы, тем больше будет средний класс, тем лучше будут жить люди в Украине. Я хочу напомнить, что во всех натовских странах средний класс представляет минимум 50% населения. Чем больше реформы будут реализовываться, тем больше будет понимание и поддержка сотрудничества и стратегического в том числе и, в конце концов, общественная поддержка вступления в Альянс, что обеспечит большую стабильность Украине.

— Как вы оцениваете усилия украинского государства в проведении политики информирования населения о НАТО? Наблюдается ли здесь эволюция?

— Несколько дней назад некоторые участники информкампании о НАТО в Украине жаловались на недостаточность координации деятельности в этой сфере. Я считаю, хорошо, что сейчас есть что координировать. Ведь несколько лет назад не было чего координировать. Сегодня мы как центр информации и документации не организовываем, а сопровождаем инициативные мероприятия по всей Украине. Почти каждый день в регионах проходят мероприятия, на которых люди дискутируют. Это хорошо, когда в обществе есть нормальный диалог и желание получить информацию.

— Вы думаете, сама по себе информация может убедить? Что еще следует делать, чтобы люди убеждались в преимуществах членства в НАТО?

— Тут существуют различные аспекты. Мы никого не хотим убеждать. Но, мы хотим преодолеть мифы и стереотипы, которые существуют о НАТО. Один из этих мифов гласит, что НАТО является врагом Российской Федерации. Нам надо ликвидировать этот миф. Напомню, несколько дней назад натовский флаг висел на российском военном корабле, участвовавшем в учениях Active Endeavour, проводившихся под эгидой НАТО в Средиземном море. Российская Федерация является нашим стратегическим партнером, с которым НАТО много работает. Я думаю, что получение

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать