Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мода на Елену Образцову не проходит вот уже 36 лет

23 марта, 00:00

В Киев гранд-певица прилетела из Санкт-Петербурга, где за две недели осуществила перепостановку оперы Ж.Бизе «Кармен». Ей пришлось буквально спасать спектакль, так как он разваливался на части. Елена Васильевна провела мастер-классы с актерами, «перекроила» все массовые сцены, по-новому расставив акценты. Ведь госпожу Образцову считают лучшей Кармен. Кстати, этот титул ей присвоили сами испанцы после блистательного выступления в Мадриде с Плачидо Доминго. Естественно, после аврального труда она была очень уставшей. В последнее время на голову Елены Васильевны обрушивались несчастья. Умер супруг Альгис Жюрайтис, с которым они прожили много лет. Обокрали питерскую квартиру. Но тем не менее Образцова, стиснув зубы, вновь и вновь выходит на сцену. Мода на нее не проходит уже 36 лет. С того момента, когда студентку III курса консерватории пригласили работать солисткой Большого театра. Гастрольные маршруты проложены по всему миру. Графики концертов расписаны до 2004 года.

В этом году приме оперной сцены исполняется 60. Елена Васильевна не скрывает своего возраста. Продолжает находиться в хорошей творческой форме. На ее концерт в нашей столице собрались не только почитатели ее таланта, но и коллеги, с которыми в разное время она выступала: Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк. В этот вечер певица исполнила арии из опер «Вертер», «Медея», «Фаворитка», «Андриенна Лекуврер», «Джонни Скилки». С «Нормой» Беллини произошел небольшой конфуз. Певица и оркестр «разошлись». Образцова извинилась перед музыкантами и начала арию Адальджизы со второй попытки. Исполнила блестяще! Видимо, действительно сказались колоссальные нагрузки. Да и репетировала с нашими оркестрантами всего дважды. Тем не менее, высшим актерским и вокальным пилотажем стало исполнение арий графини из «Пиковой дамы» П. Чайковского, когда певица, не прибегая к гриму, в секунду перевоплотилась в развалину. Ну а стоило зазвучать хабанере Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, как Образцова стала задорной роковой цыганкой. Публика стоя овациями приветствовала звезду.

После концерта Елена Васильевна призналась:

— Всю жизнь учусь. Когда только начинала свою международную карьеру, то, выступив, никогда не уходила в гримерку, а оставалась слушать великих певцов, с которыми приходилось работать на одной сцене. Я до сих пор так поступаю. Стараюсь не пропускать ни одной премьеры. У меня появились ученики по всему миру. А если преподаешь, то нужно себя контролировать, быть все лучше и всегда в профессиональной форме.

— У вас обширный репертуар, но некоторые оперы — «Кармен», «Пиковая дама», «Норма» или «Дон Карлос» — вы исполняли сотни раз. Не бывало чувства, что надоело и появляется автоматизм?

— У меня нет ни одного спектакля или концерта, где бы я пела одинаково. Каждый раз по-новому. Такое впечатление, что музыка проходит через меня. Особенно это чувствуется в «Кармен». Я никогда не знаю, какой будет моя героиня в данную минуту. Зависит от моего состояния здоровья, того, что окружало днем, от коллег, дирижера, оркестра — буквально от всего! Поэтому мне мой репертуар не надоедает. Правда, сознаюсь, что в своей жизни ни разу не пела того, что мне самой не нравится. Научилась внутренне концентрироваться. На сцене забываю о жизненных невзгодах, болезнях.

— Вы много выступаете, ведете мастер-классы. Несколько лет назад состоялся ваш режиссерский дебют оперы Ж. Массне «Вертер» — и вот новая постановка в Мариинском театре Ж. Бизе «Кармен». Решили освоить смежную специальность?

— Мой режиссерский дебют оказался достаточно удачным. Спектакль в Большом театре шел несколько лет. Предложение поработать в Санкт-Петербурге получила от В. Георгиева. У них последняя постановка не удалась, и я сделала свою редакцию. За две недели. Труд каторжный: от рассвета до заката. Закончила буквально за несколько дней перед концертом в Киеве. Именно поэтому сильно устала. Боялась петь. Мне пришлось буквально кричать на оркестр и хор. Была масса технических нестыковок.

— Теперь, побывав в «шкуре» режиссера, вы перестанете конфликтовать с ними?

— Буду продолжать отстаивать свое мнение! С режиссерами у меня разногласия по каждой новой постановке спектакля. Я остаюсь на позиции артистов. В моей творческой судьбе лишь однажды я повстречала режиссера с большой буквы. Франко Зафирелли. Полюбила его на всю жизнь. Он предлагал несколько вариантов роли, но никогда не давил на психику, не требовал: только так и не иначе. Я человек эмоциональный. Сегодня делаю так, а завтра добавляю новые оттенки. Мы с ним подготовили спектакли «Сельская честь» для театра «Ла Скала», а потом снимали музыкальный фильм в Сицилии. Удачами считаю «Бал-маскарад» Дж. Верди и «Кармен» Ж. Бизе для Венской оперы, которую он поставил специально для меня.

— Что вас раздражает в обычной жизни? И вы вслед за графиней из «Пиковой дамы» восклицаете: «Ну, времена!.. Эх, постыл мне этот свет! Что за манеры? Что за тон? Кто поет? Девчонки!»

— Стоит лишь включить телевизор, и я могу повторить эти строчки слово в слово. Меня удручает непрофессионализм, засилье посредственных, серых, безголосых исполнителей. Я противник безвкусных модернистских постановок опер. Сами ничего стоящего сочинить не могут, вот и издеваются над классикой. Новости смотреть без валидола невозможно: теракты, убийства — просто океаны крови и горы трупов. Такое впечатление, что живем в сумасшедшем доме. Смутные времена! Идет смена поколений. Старикам кажется, что все пропало, из года в год тяжелее жизнь. Я не идеализирую свою юность, но мне кажется, что мы были чище, светлее и романтичнее. Прошли через голод, войну, блокаду. А чем больше страдаешь, тем становишься чище душой. И среди мусора обязательно вырастет красивый цветок. Молодежь построит свою жизнь. Во всяком случае в опере есть много сильных и перспективных вокалистов. Они со своим лицом, не копируют манеру мою или Евгении Мирошниченко, и это радует.

— В одном из интервью вы сказали, что страна под названием СНГ вам не нравится. Аббревиатура не устраивает или сущность объединения стран бывшего Советского Союза?

— Не нравится ни суть, ни название. Мы жили большой многонациональной страной. Радость и горе делили вместе. Разошлись из-за дурацких политиков, их амбиций. Я за прозрачные границы, за возможность чаще общаться с близкими мне по духу людьми. Пока же построили декоративные государства. В верхах в каждой стране делят кресла вместо того, чтобы поднять заводы и фабрики. Политики забывают, что наши народы терпеливы, но нельзя до бесконечности сжимать пружину. Если людей довести до отчаянья, то они возьмутся за дубину и сметут все на своем пути. Видимо, поэтому левые идеи прорастают, находят отклик. Тем не менее, я думаю, что, даже облачившись в новые одежды, коммунисты не сумеют опять стать у власти. Пока их поддерживают потому, что большинство не хотят жить, как сегодня, но возвращаться к старому — с карточками, талонами — вряд ли вновь они захотят. Нужно идти только вперед!

— Те, кто знаком с вами близко, называют вас трудоголиком и человеком, не умеющим отдыхать. Это правда?

— Чистая правда. Смена занятий — вот вам и отдых: пение, преподавание, режиссура или написание книги. Меня очень успокаивает перестановка мебели. Я не могу понять людей, которые жалуются на скуку. Вечно куда-то тороплюсь, боюсь не успеть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать