Перейти к основному содержанию

«Модерная Украина создается на наших глазах»

Олег СКРИПКА: Мода на свободу мышления и самовыражения возникла усилиями многих людей, в частности «Дня» и «Країни Мрій»
23 июня, 19:42

В эти выходные на Певческом поле в Киеве прошел V Международный этнический фестиваль «Країна мрій». Как показало время, «Країна мрій» и имя Олега Скрипки, являющегося ее инициатором, действуют магнетически. Они побуждают многих приобрести украинскую книгу или журнал, которые до этого, быть может, покупались нечасто, одеть вышиванку или перейти на украинский... Режиссер Сергей Архипчук интересно подметил, что если бы Скрипка открыл, скажем, картинную галерею, было бы немало желающих посмотреть экспозицию... По сути, Олег создает контекст, из которого, очевидно, когда-то вырастет другое поколение. В частности, и политиков.

Собственно, об этом «День» говорит в эксклюзивном интервью с Олегом СКРИПКОЙ. А об атмосфере фестиваля и его наиболее интересных деталях — в подборке впечатлений «граждан» «Країни Мрій».

— «Країна Мрій» — это, можно сказать, дизайнерский проект, который поднимает лучшее из украинского этно, перемешивает его с современными тенденциями, придает колорита других стран и как результат — оригинальный коктейль музыки и пения. Олег, как вы чувствуете, из года в год запрос на это растет?

— За дизайнерский проект — благодарю. Это — круто.

Нужно сказать, что сейчас наблюдается этнобум. Мне говорили о том, что до 2004 года такое невозможно было себе представить. Но эта этномода, а я бы говорил шире — мода на свободу мышления и самовыражение возникла усилиями многих людей, в частности и «Дня», и «Країни Мрій». Теперь модерновая Украина создается на наших глазах. И подавляющее большинство украинской интеллектуальной элиты готово жить в этих новых реалиях. Однако наш политический эстеблишмент — нет. Он частично живет в постсоветской, попсово- эстрадной стране.

— Как, на ваш взгляд, предложить политикам переключиться на волну «Країни Мрій»? Или, может, не нужно этого делать?

— Я не сторонник кого-то перестраивать. Жизнь коротка, и я хочу ею наслаждаться. Накануне фестиваля обратился во Французский Культурный центр в Украине с просьбой предложить какие- нибудь из французских команд на «Країну Мрій». В ответ получил много дисков, но это было не то, что я хотел. Я прожил в Париже пять лет и имею представление о современном парижском фолке. Через интернет я нашел группу, творчество которой хотел бы представить на фесте. И когда «Карпатт» выступили, сотрудники Французского центра были поражены — они не знали о существовании этой группы и насколько она отвечает стилю. Приведя такой пример, хочу сказать лишь то, что получаю удовольствие от работы над фестивалем и от сотрудничества с партнерами.

— Олег, у вас есть программа, которая способствовала бы тому, чтобы отголосок «Країни Мрій» был слышен в Бердянске, Запорожье, Виннице?..

— Боюсь, что одной нашей энергии может не хватить ни на Луганск, ни на Бердянск, если это не будет сотрудничество с теми же людьми на местах. Вот Львов нас пригласил, и мы в июле там устраиваем «Країну Мрій».

— И все же, как распространить экспансию «Країни Мрій» на всю жизнь общества?

— Нужно, во-первых, чтобы наше телевидение стало украинским. Технологически на сегодня оно имеет наибольшее влияние на общество. А во-вторых, я, конечно, благодарю за государственную поддержку фестиваля. Но государство должно поддерживать не только одну «Країну Мрій». Очевидно, это должна быть ежедневная кропотливая работа над формированием этого культурного образа Украины у себя дома и в мире.

— Как быть с СD украинской музыки: одни считают, что нет сети, а следовательно, ее нужно создавать, а другие — что нужно популяризировать украинских исполнителей и после того создастся сеть.

— На мой взгляд, причина этих разговоров, мол, украинская продукция непопулярная, поэтому ее не покупают — во враждебном отношении отечественных СМИ к украинской музыке. Возможно, сейчас я скажу революционные вещи — многие отечественные СМИ по указанию работают против украинской культуры. Продолжается борьба за рынок. Если украинская музыка не попадает на телеэкраны или радиоэфиры, как она может быть популярной?.. Кроме того, уже поколение (как минимум) выросло, которое просто не знает, что такое качественная музыка — его воспитывали на попсе...

— Одним из нововведений фестиваля этого года стала Украинская книжная ярмарка...

— Я пошел на это, потому что, во-первых, не хочу, чтобы на входе фестиваля, возле Музея Ивана Гончара, продавались матрешки... Во-вторых, я — фан украинской современной литературы, а, как вы знаете, ее не просто найти даже в Киеве.

— Кого из украинских современных авторов вы читали в последнее время?

— Василия Кожелянко.

— С какими впечатлениями вы только что вернулись из тура по США и Канаде?

— Я понял, что мы значительно более агрессивные, чем американцы. То есть мы живем в агрессивной среде. Как только вернулся в Украину, включил телевизор и радио, полистал газеты, услышал или прочитал, как все у нас плохо (за исключением нескольких масс-медиа). И это все отдавало, прошу прощения, масс-медийным перегноем. Никакого конструктивизма. Так нельзя говорить о собственной стране. Нельзя так во всем разочаровывать своих соотечественников, а потом требовать от них патриотизма.

— Олег, как там принимали «ВВ»?

— Без лишней скромности расскажу о такой красноречивой детали. В Ванкувере после концерта ко мне подошли люди и говорят: «Мы сегодня вас услышали, и как же теперь нам жить без музыки «ВВ»?» От услышанного у меня мурашки пошли по коже...

— Давайте представим, что из идейного вдохновителя и организатора «Країни Мрій» вы просто превратились в ее рядового «гражданина». Что бы вы чувствовали, стоя там, на Певческом поле, среди многочисленной интересной публики?

— Думаю, я бы переживал состояние влюбленности. С одной стороны, осознал бы, что утратил контроль над реальностью, а с другой, чувствовал бы, что он и не нужен. Просто все происходит именно так, как ты сознательно и подсознательно того хочешь. И тебе очень кайфово в этом состоянии.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Дмитрий КЛОЧКО , фотограф:

— На «Країні Мрій» я снимаю исключительно портреты. Как фотохудожник могу сказать, что здесь увидел много настоящих людей. В повседневной жизни нам часто приходится играть, а придя сюда, юные, молодые и пожилые становились самими собой. Кроме того, можно сказать, что на фестивале проходит процесс освобождения. Что я имею в виду? В Киеве многие до сих пор стесняются говорить на украинском или одеть вышиванку, хотя очень хотят. А здесь они становятся украиноязычными и хвастаются вышитыми рубашками, то есть освобождаются от собственных страхов и неуверенности. И еще. Только что с моим польским коллегой говорили о том, что женщины, одетые в национальную одежду, особенно украинскую, выглядят суперсексуально и эротично. Это привлекает мужское внимание намного больше, чем что-то современное и открытое.

Юрко ЗЕЛЕНЫЙ , музыкальный обозреватель:

— «Країна Мрій» — праздник в резервации, хотя Олег Скрипка и его команда прикладывают огромные усилия, чтобы праздничное действо не происходило в гетто. И где-то это частично удалось. В первые годы проведения феста число его «граждан» все росло. У меня такое впечатление, что сейчас оно уперлось в свои естественные границы, поэтому нужно что-то менять в самой стране. Во-первых, менять телевидение, навязывающее украинцам чужую жизнь. Во-вторых, государство должно поддерживать такие мероприятия, как «Країну Мрій». Благодарим, что который год подряд оно и поддерживает. Но если бы «Країні мрій» содействовали на надлежащем уровне, это привлекло бы туристов. И сейчас я уже вижу много людей, которые приезжают специально на фест. Хотя в основном из диаспоры. Но ведь чтобы сюда прилететь, например, из Канады, нужно немалую сумму денег потратить... Опять же наше гетто, но там. А на «Sziget» в Будапешт, например, съезжаются отовсюду и платят за вход 50 или 80 евро. И потому туда можно приглашать дорогие и высококачественные команды. И потому фест известен в Европе.

Таким образом, государственная поддержка должна быть не разовая и не только подобных мероприятий. Это должна быть ежедневная работа, направленная на создание культурного образа Украины. Вкладывая инвестиции в культурный рост и расширение мировоззрения людей, поднятие их образовательного уровня, государство выиграет в досрочной перспективе.

Марьяна ШИПОШ , сотрудник проекта ЕС «Повышение эффективности управления профессионально-техническим образованием на региональном уровне в Украине»:

— Олег Скрипка вводит этномоду в Украине. Между прочим, сейчас современная музыка на основе этнических традиций по всей Европе вызывает живой интерес, и фольклорные фестивали считаются мощными музыкальными событиями. А у украинцев тем более эта традиция очень древняя. Таким образом, «Країна Мрій» продолжает ненавязчиво утверждать моду на украинское — стильное и многогранное. Наверное, уместно будет сравнить ее с легендарным фестивалем «Вудсток», ежегодно проходящим в США и являющимся олицетворением свободы и демократических ценностей.

Александр СОСНИЦКИЙ , предприниматель:

— Я с семьей приехал специально на «Країну Мрій» из города Константиновка Донецкой области. Это уже второй год подряд. Мы к таким мероприятиям очень охочи.

Знаете, я родился и вырос в селе Константиновского района. Это Северный Донбасс. Кстати, оттуда родом Олекса Тихий. У нас были обычные украинские города и села. Помню, когда с односельчанами вернулись из армии, и некоторые из них перешли на русский — с таких смеялись. А что сейчас? Говорят, мол, в тех селах проживают коренные россияне... Этим все объясняется. Голодом выморили народ, а у тех, кто уцелел, страх остался на генетическом уровне. Его и молодые унаследовали. А еще и «деяние» современных политиков... Исходя из такой ситуации, я решил организовать подобный этнический фестиваль в нашем городе. Запланировали его провести 30 августа. Пригласим в основном музыкантов, отбиравшихся на «Червону руту» из Донетчины, а также команды, представленные на нынешней «Країні Мрій» — «Назад шляху немає» из Луганска и «Царство небесне» из Стаханова на Донетчине. Этот фестиваль организовываем не назло, а для души. Потому что то, что делается назло, как правило, не дает результата.

Дмитрий и Виталий КАПРАНОВЫ , организаторы Украинской книжной ярмарки на «Країні Мрій»:

— На сегодняшний день «Країна Мрій» уже развивается как мощный этнический фестиваль. И сказать «Я — украинец!» — это уже эмоции прошлогодних «Країн...» А то, что фест в процессе саморазвития рождает в своих рамках такие мероприятия, как Украинскую книжную ярмарку, свидетельствует о большой перспективе. Книги покупают! Успешно действует четыре литературные сцены. Человек может жить на этом фесте различными литературными событиями. Поэтому проходят акции разного ранга, разного резонанса и, соответственно, с разными зрительскими залами. Следует сказать, что авторы здесь многому учатся, в частности, общаться непосредственно с читателями. Ведь так сложились обстоятельства, что ныне прозаики и поэты живут оторвано от них. Следовательно, писатели учатся кобзарить, т.е. умению идти к людям и доносить им информацию, как это когда-то делали кобзари на ярмарках.

Роман ТАТАРСКИЙ , (Канада):

— Я три года живу и работаю в Киеве и уже третий раз на «Країні Мрій». Ежегодно фестиваль оставляет у меня щемящие впечатления. Здесь царит особый дух. Можно встретить разных людей, которых объединяет искренняя любовь к Украине и нашим людям. «Країна Мрій» — своеобразный фест сопротивления чужим ценностям, которые украинцам навязываются. Но я бы хотел, чтобы он превратился в фест экспансии и ширился по всей Украине.

Олесь САНИН , режиссер:

— «Країна Мрій» делает свое дело. И сейчас сюда приходят многие из тех, кто хочет не отличаться от других — покупают вышиванки, рушники и керамику в дом... Кроме того, что это — модно, это еще и очень интересно и позволяет почувствовать себя частью сообщества интеллектуальных, веселых, жизнеутверждающих людей. Похоже на то, что фестиваль уже превратился во всеохватывающую стихию, которую остановить невозможно. Потому что страна мечты у каждого в сердце — была или только что зародилась, но главное — она там есть. И в этой истории о стране мечты каждый волен делать то, что хочет, и любить то, к чему лежит его сердце.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать