Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Молитва мощнее 10 тысяч вольт

Опыт межконфессионного взаимопонимания за решеткой
16 июня, 00:00

Украина сегодня возбуждена. Украина в ожидании. Вот-вот с визитом в наше государство прибудет Папа Римский Иоанн Павел II. Конфессии обсуждают событие, спорят, доказывая собственную правоту, отрицая доказательства оппонентов. Иногда дискуссии опускаются до мирского уровня, а иногда переходят в обычное бытовое выяснение отношений. Не очень приятная картина.

Зная, что под Черкассами (село Хуторы) в исправительной колонии №62 мирно сосуществуют по крайней мере две церкви — православная и евангельских христиан-баптистов, я взял фотокора, сел в машину и отправился в зону. Думаю себе: возьму короткие интервью, пусть зеки скажут, на чьей стороне истина, пусть они рассудят, политика это или религия, нужен визит понтифика Украине или нет. Кто-кто, а уж они не солгут.

Несмотря на всю актуальность означенной темы, я начал с нее «съезжать» уже через 15 минут общения с заключенными.

«Я БЛАГОДАРЕН БОГУ ЗА ТО, ЧТО ОН ПОЗВОЛИЛ МНЕ ОКАЗАТЬСЯ В ЗОНЕ»

Их здесь почти три тысячи — убийц, насильников, воров. За злодеяния их изолировали от общества, кого на 5, кого на 10, кого на 15 лет.

Пока они здесь, успевают вырасти их сыновья, постареть их матери, полюбить других их жены, отчаяться их души.

Кое-кто из них обозлился на весь мир, отрекся от свободы, сделал «авторитетную» татуировку и считает зону родным домом. Им не нужен никто. Они сами себе не нужны. Живут мгновением. Поел, поспал, выполнил какую-то работу — день прошел. Что дальше? Они не знают и знать не хотят. Для них выхода нет.

Но выход есть. Я его видел собственными глазами. Мне его показали. Сделал это сам начальник Учреждения по исполнению наказаний № 62 Василий Колодчин .

Нет-нет, все заключенные колонии на месте. Однако я видел, как люди в зековских робах свободно перемещаются через все уровни безопасности. Туда, на свободу. И, как ни странно, через какое-то время возвращаются назад.

— Как ни парадоксально звучит, но я благодарен Богу за то, что он позволил мне оказаться в зоне, — сознался 33-летний зек Руслан.

— Ты убил человека. За это ты тоже благодаришь Бога?

— Знаете, возможно, и за это. Иначе моя душа до сих пор бы металась в хаосе. А теперь я знаю выход.

Я смотрел на Руслана и думал о том, что через несколько часов я буду дома, буду целовать любимую жену, разговаривать с сыном, обедать, захочу — пойду под вечер на рыбалку, захочу — просижу допоздна перед телевизором, а захочу — пораньше лягу спать. Кажется, у меня тоже есть выход. Кажется, я свободный человек, имею право делать, что хочу, говорить, что хочу, перемещаться, куда хочу. Но так, как Руслан, я не умею. Чтобы сразу через три каменные стены, сто замков, дюжину автоматчиков, колючую проволоку, 10 тысяч вольт. И вряд ли когда-то сумею. Разве что попаду в зону по-настоящему.

«ЭТИМИ РУКАМИ Я УБИЛ ЧЕЛОВЕКА. ЭТИМИ РУКАМИ Я ДЕРЖУ БИБЛИЮ»

— Я был, что называется, крутым, — рассказывает Руслан. — Я позволял себе все. Представьте: Киев, начало 90-х, хаотичное развитие бизнеса, отсутствие четких законов, одно слово, не жизнь — малина. Я мог неделями не появляться дома, пить, гулять, денег много, тормозов никаких. Милиция? А пошли они! Служба безопасности? Туда же! УБОП — да имел я их ввиду! Раз как-то вызвали в УБОП, а я, чтобы показать свою крутизну, вот что придумал: сел в открытый джип, одел шорты, очки, пробковый шлем и в таком виде завалился в кабинет к подполковнику. У того чуть глаза на лоб не вылезли. Как же я себе нравился! Как же я кичился собственной дерзостью! Словом, границ я не знал. В конечном счете, дошло до того, что я смог среди белого дня спокойно подойти к человеку на автобусной остановке и выстрелить из пистолета ему в голову.

Мы стоим с Русланом в церкви. Ее полное название — церковь евангельских христиан-баптистов «Свобода». Просторное помещение может вместить одновременно до 400 прихожан. Звук во время проповедей усиливается мощными микрофонами, сопровождается музыкой (здесь есть электроорган и акустическое пианино). В окнах витражи, на стенах светильники, на подоконниках вазоны.

— А здесь наши новообращенные братья принимают крещение, — говорит Руслан, поднимая тяжелую крышку перед священнической кафедрой.

Действительно, в пол вмурован и обложен кафелем небольшой (2х3 м) бассейн.

— 7 августа в этом году мы будем праздновать семь лет со дня открытия евангельской церкви в нашей колонии, — говорит Василий Колодчин. — Сначала верующие ютились в приспособленном помещении площадью 15 квадратных метров. А два года назад при помощи миссии «Благая весть» заключенные своими руками построили новый светлый храм.

Руслан — член этой церкви с 1999 года. Погубив человеческую душу в 1993 году, его собственная душа еще шесть лет блуждала впотьмах, пока не вышла на свет. Теперь Руслан, имея раз в три месяца долговременное (72 часа) свидание с семьей, в течение большей части драгоценного времени читает вслух Библию своей жене и 13-летнему сыну Алексею.

«БОЛЬШЕ ВСЕГО БОЮСЬ НЕ СМЕРТИ, А ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ»

40-летний Игорь родом из Харьковской области. Дома его ждет старая больная мать. У нее нет возможности — ни физической, ни финансовой — приезжать к сыну на свидания. Она пишет ему письма. Сын их бережно хранит. Через три года он выйдет на свободу. Мать его дождется. Он верит и молится за это днем и ночью.

— Больше всего боюсь не смерти — в зоне всякое случается. Больше всего боюсь отлучения от церкви, — говорит Игорь.

Когда брат по вере оступается (начинает пить, ругаться, проявлять непослушание начальству, отказывается работать), за него молятся всем приходом. Не помогает — напутствуют, уговаривают. Не действует это — предупреждают. И как последняя мера — отлучают от церкви.

— На моей памяти таким образом были отлучены пять человек, — говорит Игорь. — Это наибольшее наказание. Как правило, люди после этого опускаются, для них наступает крах всех надежд.

Зеки-евангелисты рассказали мне другой пример — о 42-летнем Александре, который отсидел в 62-й зоне «от звонка до звонка» 15 лет. Стойкость духа, вера в Бога помогли этому человеку, прошедшему через все круги лишений, найти в жизни твердь: вступить в брак, родить трех детей, устроиться на хорошую должность. Парадокс: уже работая завскладом на молокозаводе, Александр встретился с бывшим прапорщиком с зоны — тот пришел проситься на работу. Кстати, «прапор» был не очень- то корректным в обращении с заключенными, в том числе и с Александром. Однако бывший зек не помнил зла и, простив все оскорбления, взял прапорщика на работу.

— Укротить гордыню, открыть свое сердце для добра — этому учит наша вера, — говорит Игорь. — Нас немного — всего 28 членов церкви. Но мы молимся за всю зону. Нескольким нашим братьям сократили сроки заключения. Они уже на свободе.

«ПРАВОСЛАВНЫЕ, ГРЕКО- КАТОЛИКИ, РИМО-КАТОЛИКИ — В НАШ ХРАМ ХОДЯТ ВСЕ»

Есть в зоне №62 и православный храм. Он значительно скромнее евангелистской церкви: помещение тесноватое, едва вмещает 40 человек. Настоятель церкви иерей Александр бывает здесь еженедельно. В остальные дни за храмом присматривают 40 летний паламарь Николай (кража госимущества в особо крупных размерах) и 72 летний староста Василий (убийство).

— Визит Папы Римского в Украину? — Николай пожимает плечами. — Это, скорее всего, политика. А заключенные политикой не занимаются. Росскажу лучше о нашей здешней жизни. Да, мы знаем, что на территории нашей зоны есть еще одна церковь — евангелистская. Но мы с ними не конкуренты. Бог един. Кстати, в наш храм на службу ходит один римо-католик и два греко-католика. И ничего, никто из православных их не выгоняет — пусть себе ходят на здоровье. Думаю, так должно быть и в обществе. Вы там просто живете в суете, суматохе, повседневных заботах. И за буднями иногда не замечаете истины. Мы же, лишенные самого главного — свободы, видим все несколько в другом ракурсе. Мы в первую очередь выбираем истину, а каким путем к ней идти — не так важно.

Николая в Одессе ждет жена и двое сыновей — Илья и Николай. Через 3 года и 9 месяцев они встретятся. Николай говорит несколько иначе — через 1365 дней. Это очень много. Но он дождется.

72-летний церковный староста Василий тоже дождется. Они все дождутся. Ибо верят. В Бога. В людей. В истину.

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ЗЕКОВ?

В колонии № 62 есть 30 телевизоров, спортивный зал, библиотека на 5000 книг, сюда часто приезжают артисты. Развлечений хватает. Основной «голод» — на работу.

— К сожалению, обеспечить всех физическим трудом мы не в состоянии, — рассказывает начальник УИН Василий Колодчин. — На производстве занято чуть больше половины заключенных. В советские времена наши зерноочистительные сельскохозяйственные машины пользовались спросом почти во всех республиках бывшего СССР, работы было более чем достаточно. Кстати, одних цинковых ведер зона производила 100 тыс. штук в месяц. Нынче машины никто не покупает, ведрами не интересуются, и мы прекратили их выпуск. Ищем другие заказы. Сказать, что мы сидим, сложа руки, и пассивно ждем от государства помощи, было бы неправильно. Изготавливаем рукавицы, саман, каменные ограждения, металлические сетки, аккумуляторы, сейфы, хозяйственное мыло, тротуарную плитку, шлакоблоки, замки, гвозди, номерные знаки, корзины, насосы, автомобильные контейнеры — всего почти 100 наименований. Но все равно этого мало. Ведь больше 60% «населения» нашей колонии — молодежь до 25 лет. Сидеть и смотреть в стену годами — такое занятие к добру не приводит.

— Частью, чтобы занять людей, а частью, чтобы решить некоторые финансовые проблемы, мы активно занимаемся подсобным хозяйством, — продолжает Василий Колодчин. — Имеем 350 квадратных метров теплиц, 6 коров, 200 свиней, 200 кур, 200 с гаком гектаров поля, где выращиваем картофель, свеклу, морковь, тыкву, укроп, огурцы, ячмень, горох. Чтобы уменьшить затраты, хотим купить пару коней.

Отдельная гордость Василия Колодчина (он работает начальником УИН около года) — так называемое поселение. Сюда узников переводят из-за «колючки» за образцовое поведение. Сегодня их здесь 39. Под их опекой — «сельскохозяйственный цех» зоны. Они обрабатывают поля, водят трактора, сеют, собирают, закладывают на хранение, и вообще — имеют право свободно передвигаться в радиусе 5 км от зоны. Это большая удача — попасть на поселение. Отсюда прямая дорога к УДО (условно-досрочному освобождению). Но все же зеки и на поселении ощущают себя зеками.

— Дело не в том, чтобы приблизиться к свободе на самое минимальное расстояние, — сказал мне один из верующих заключенных. — Важно знать, что есть выход. Тогда никакие каменные стены не страшны. Тогда ты свободно преодолеваешь их, и никто не в силах тебя остановить.

СИЛОВОЕ ПОЛЕ ЗЕКОВСКОЙ МОЛИТВЫ

Их немного: 28 членов евангелистской церкви и 12 — православной. Всего 40 верующих. На 2800 уголовного сообщества. Но ведь и Христовых апостолов было не тысяча. Они терпят. Терпят за веру. Не все такие благочестивые, как они. В конце концов, это зона для убийц.

Руслан истово молился, и ему недавно «скостили» 6 лет срока заключения.

По словам начальника УИН Василия Колодчина, хотя администрация по этому вопросу и не ведет скрупулезной статистики, однако рецидив (повторные преступления) со стороны зеков, бывших прихожан тюремной церкви, почти нулевой.

И еще одно. В селе Хуторы, на территории которого находится зона, строится новая православная церковь «Святые новомученики черкасские». Так вот, по словам паламаря Николая, многие братья из числа освободившихся зеков отложили свои визиты домой и остались помогать возводить стены храма… Таких примеров можно привести множество. Силовое поле зековской молитвы преодолевает все препятствия, пробивает самые толстые каменные стены, зажигает людям свет в конце туннеля.

Но не все это понимают. Мелочь, но все равно обидно: недавно на стол Василия Колодчина легла бумага за подписью директора черкасского ЗАО «Агрошляхбуд» С. Тертышника. В ней требование: платите 37,5 тыс. грн., иначе мы разберем свой участок железной дороги (к зоне ведет тупиковая ветвь, средний отрезок которой принадлежит как раз «Агрошляхбуду»). Таких денег в учреждении по исполнению наказаний №62 нет. Но терять железнодорожную колею здесь не собираются. Ведь она — чуть ли не единственный «выход в люди»: по железной дороге в УИН привозят продукты, сырье, отгружают готовую продукцию.

— В конце концов, мы — стратегический объект, — говорит начальник УИН, — и отступать не собираемся.

— Мы молимся за то, чтобы дело было решено в нашу пользу, — сказали мне верующие.

И я ни на миг не усомнился, что именно так и будет.

КСТАТИ

На прошлой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «Об амнистии», который по случаю 10 годовщины Независимости Украины предлагает применить амнистию к 35 тыс. осужденных. Как сообщил УНИАН, амнистия будет распространяться, в первую очередь, на тех осужденных, которые являются наиболее социально незащищенными. Такие лица, если они осуждены за нетяжкие преступления, подлежат полному освобождению от наказания, а если в отношении таких лиц возбуждены соответствующие уголовные дела, то они (дела) подлежат закрытию. Амнистия при определенных условиях распространяется и на осужденных, которые отбывают наказание в местах лишения свободы и в дисциплинарных батальонах. Осужденные, в отношении которых смягчается наказание, не освобождаются от дополнительных мер наказания. В соответствии со ст. 9 Уголовного кодекса, эта амнистия не будет распространяться на людей, которые совершили тяжкие преступления; лиц, которые несколько раз были осуждены, и на лиц, которые уже попадали под амнистию. На сегодня в заключении в Украине находятся 170 тыс. лиц, из них 12 тыс. — женщины, сообщает Интерфакс-Украина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать