Перейти к основному содержанию

«Мы восстановим свои права…»

Курултай крымских татар привлечет к решению земельной проблемы международную общественность
25 декабря, 19:55
ФОТО ЗАИРА АКАДЫРОВА

Курултай крымских татар это всегда многоплановое действо. Не стала исключением и V сессия IV курултая, которая проходила в Симферополе три последних дня минувшей недели. Жаркие дискуссии в ней сочетались с угощениями пловом, приготовленным прямо во дворе Крымскотатарского национального театра, с концертами артистов национальных художественных коллективов и приемом высоких гостей. Накануне курултая в Крым с официальным визитом прибыли государственный министр Турции Бешир Аталай и президент агентства международного сотрудничества и развития Турции Хакан Фидан. Они и стали первыми гостями курултая. В аэропорту Симферополя гостей встречали глава ВР АРК Анатолий Гриценко, лидер меджлиса народный депутат Мустафа Джемилев, первый заместитель Председателя правительства Крыма Азиз Абдуллаев, почетный консул Турецкой Республики в Симферополе Сейран Османов и другие официальные лица. Гости из Турции были приняты в парламенте автономии, где обсудили проблемы сотрудничества между Турцией и Крымом в гуманитарной и торгово-экономической сферах. «Отрадно, что это сотрудничество приобретает системный характер и открывает новые перспективы для развития двусторонних отношений», — сказал Анатолий Гриценко. Господин Аталай предложил провести в Крыму бизнес-форум с участием ведущих бизнесменов Турции и Украины для подготовки совместных инвестиционных проектов, прежде всего, в туристической сфере. Турция готова, заметил он, увеличить количество социальных проектов в Крыму, финансируемых из Турции по линии программы ТИКА, а также готова вкладывать финансовые средства в банковскую сферу и коммунальное хозяйство. Анатолий Гриценко предложил создать рабочую группу для подготовки проведения бизнес-форума. Стороны подчеркнули необходимость ускорения реализации проектов, направленных на улучшение транспортных коммуникаций, в рамках сотрудничества стран Причерноморского бассейна. Турецкая делегация приняла участие в приуроченном к курултаю открытии крымскотатарских школ в Красногвардейском, Джанкойском районах и в Старом Крыму. Ремонт и реставрация этих учебных заведений были осуществлены при поддержке Программы ТИКА в Крыму. Поприветствовав делегатов курултая, Бешир Аталай и Хакан Фидан уехали в Бахчисарай, где начинается реставрация комплекса средневекового крымскотатарского университета «Зынджырлы Медресе».

Вторым гостем курултая стал лидер НРУ и министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Он передал крымским татарам приветствие от Президента страны Виктора Ющенко, отметил, что уже три созыва два депутата от крымских татар избираются в Верховную Раду Украины по спискам НРУ, и заявил, что «крымские татары в Украине ассоциируются с силой, которая сдерживает антиукраинские тенденции».

«А ВЫ НЕ БОИТЕСЬ ОБВИНЕНИЙ В СЕПАРАТИЗМЕ?»

В связи с курултаем активизировались и недружественные крымским татарам силы. Одна газета опубликовала статью местного историка «Татарский вопрос» в годы оккупации», которую сам автор назвал «материалами к курултаю». В статье автор повторил еще раз уже известную версию сотрудничества отдельных крымских татар с немцами в годы оккупации и историю созданных ими «татарских отрядов самообороны». Статью «историка» можно было бы назвать объективной, если бы он с такой же скрупулезностью рассказал о параллельном существовании «русских отрядов самообороны», также созданных немцами в Крыму. Более того, если бы он смог подняться до осмысления социально-политических процессов середины прошлого века и проанализировать объективную базу для наличия антисоветских настроений перед войной в больших массах людей многих и многих национальностей бывшего СССР, которая и привела к развитию таких явлений как «власовщина».

Но обвинения в коллаборационизме «чужих» и замалчивание коллаборационизма «своих» только продемонстрировало необъективность автора, и получилась не «историческая терапия», а безуспешная попытка разжигания межнациональной розни. Одно из агентств также распространило в канун курултая комментарий одного из политологов о том, что на нем «крымские татары готовят широкое политическое наступление на пути к национальной государственности». Он оценил последствия решений курултая как «вероятное возникновение серьезного межнационального конфликта в Крыму, перехода его из латентной стадии в «горячую». Поскольку это было явное преувеличение, то, видимо, помочь реализовать это предвидение стремились активисты известной организации «Прорыв», которые пришли пикетировать курултай, но суд запретил им эту акцию, а милиция не позволила ее проведение, и никакой «дестабилизации» не произошло.

Тем не менее, желающие «горяченького» и дальше связывали в единую цепь Декларацию о самоопределении крымскотатарского народа 1991 года с наивной оценкой курултая как «нового похода за национальной государственностью», и лидерам меджлиса и на этот раз не удалось избежать вопросов типа: а вы не боитесь обвинения в сепаратизме? Рефат Чубаров сказал по этому поводу, что право на самоопределение есть признанное международным сообществом право каждого народа, в том числе и крымскотатарского, а обвинения в сепаратизме крымские татары не бояться потому, что они говорят о самоопределении в пределах одного и того же государства. «Какой же это сепаратизм?» — переспрашивает народный депутат Рефат Чубаров. Тем не менее некоторые крымские телеканалы необычно часто в эти дни показывали фильмы о «горячих точках», а дикторы откровенно говорили: «Дай бог, чтобы это не повторилось в Крыму!», таким образом связывая Крым то с Нагорным Карабахом, то с Приднестровьем, то с бунтующими республиками Грузии.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ЗЕМЛЕ

Главными проблемами, которые обсуждали делегаты курултая, были концепция национального образования, проблема обеспечения депортированных землей, вопрос о признании депортации геноцидом и положение о выборах нового, уже пятого, курултая крымскотатарского народа. Собственно, новый здесь вопрос только о выборах, поскольку еще на прошлой сессии делегаты курултая обратились к органам высшей власти Украины о признании геноцидом акта депортации. Теперь же курултай создал комиссию, которая должна координировать сбор и подготовку исторических сведений, свидетельствующих о гибели людей по причине депортации. Согласно самопереписи народа, проведенного крымскими татарами, в первые полтора-два года после высылки от болезней, холода, голода, непосильного труда и неустроенности на новом месте, в условиях комендантского режима погибли 46, 2 % его численности. Вопрос перекликается с аналогичным решением Верховной Рады Украины о признании актом геноцида Голодомора 1932—1933 годов в Украине. К фактам, подтверждающим умышленный геноцид, направленный на уничтожение крымских татар как этнической общности, крымские татары склонны отнести и планомерное уничтожение сталинским режимом их материальной и духовной этнической культуры, уничтожение языка, письменности, системы национального образования, существовавших в Крыму. Под запретом, как известно, находилось даже само название народа, и до конца депортации паспортистам запрещалось вписывать в графе «национальность» этническое название «крымский татарин».

В дополнение курултай также принял резолюцию, согласно которой в 2007 году будет отмечаться 20-летие первой массовой демонстрации крымских татар в Москве. 11—12 апреля 1987 года можно считать началом открытой борьбы крымских татар за свое возвращение на родину. Существовавшее до этого времени подпольное национальное движение крымских татар провело Первое всесоюзное совещание инициативных групп, создало Центральную инициативную группу (ЦИГ) и обратилось к Горбачеву с просьбой принять 16 представителей для переговоров о возвращении народа на родину и устранении последствий депортации. Но ответа от ЦК КПСС не последовало. И тогда начались беспрецедентные для советской власти акции протеста, о которых даже прибалтийские активисты говорили, что они стали примером и для них. В результате центральные органы власти СССР создали несколько правительственных групп и научных комиссией, с которых и началось медленное, но неотвратимое установление исторической истины, открывшее путь депортированным на Родину. Через демонстрации и пикеты на Красной площади в Москве прошли тысячи крымских татар, которые сейчас живут в Крыму.

— Концепция национального образования выстрадана крымскими татарами еще в депортации и обсуждается в среде учителей крымских татар уже больше 10 лет, — сказала для «Дня» руководитель образовательной ассоциации «Маарифчи». — Она представляет собой программу возрождения национального образования, которая сочетает в себе, как начальную, так и среднюю и высшую школы. К сожалению, Минобразования Крыма уже приняло концепцию образования на родных языках, и мы ее поддержали, потому, что в то время это был шаг вперед. Однако он не может удовлетворить наш народ, поскольку, во-первых, не ведет к возрождению целостной системы образования на родном языке, во вторых, не реализуется на практике, и до сих пор наше образование остается разорванным и бессистемным. Кроме того, некоторые хотят ограничиться образованием на родном языке только в пределах начальной школы, что не может привести к возрождению языка, культуры, существованию и развитию самостоятельной крымскотатарской литературы, театра, многих других сфер жизни народа.

Но, пожалуй, самая животрепещущая проблема — вопрос о земле. Среди делегатов курултая было распространено обращение живущих на самостроях о том, что примерно 100 тысяч татар не имеют своего жилья, а Украина игнорирует рекомендации Совета Европы о том, что возвратившийся из депортации народ должен быть обеспечен средствами к существованию, в том числе землей. По их оценкам украинские акты о разгосударствлении земли лишили народ свыше 1 миллиона гектаров сельскохозяйственной земли, находившейся до депортации в пользовании крымских татар. Негативно оценивается и тот факт, что в Украине до сих пор не вступил в силу уже принятый Верховной Радой Украины закон о восстановлении прав депортированных, из-за того, что он был ветирован предыдущим президентом, а Секретариат нового Президента не вносит его на повторное рассмотрение. Власть также пресекает попытки крымских татар самостоятельно возвратить себе землю. В частности, недавно Верховная Рада Украины приняла изменения в Уголовный кодекс, которым вводится уголовная ответственность за самозахват земли. Поле для его применения есть — на полуострове и сейчас существует более 50 демонстративных самозахватов, в которых участвуют больше 1 тысячи человек. Делегаты курултая подчеркивают, что справедливого решения вопроса они не могут найти и в судах Крыма. Так, власть избрала такую тактику действий, при которой участки, на которые претендуют крымские татары, сельсоветы и райсоветы тут же предоставляют другим пользователям, и суды считают их право на землю более приоритетным. В то же время многие чиновники Крыма уже завладели в той или иной форме значительными массивами земли для личного пользования. Мустафа Джемилев говорил в докладе, что самозахват — это крайняя мера, которая применяется тогда, когда уже исчерпаны все другие способы законного выделения земли. И хотя крымские татары по-прежнему, как свидетельствует прокуратура автономии, не являются главными субъектами, незаконно использующими земельные участки, в Крыму подозревают, что уголовное наказание будет использовано, прежде всего, против них. В эффективности этой меры и в том, что она будет применяться разумно и справедливо, сомневаются даже правоведы. Так, заместитель прокурора Тамила Дробицкая сказала журналистам: «По поводу введения уголовной ответственности за самозахваты не надо радоваться. Скорее всего, по этому поводу у нас будет еще больше политики и больше крика, будут еще и столкновения между милицией и активистами земельных протестов».

Рефат Чубаров в интервью «Дню» по этому поводу сказал, что спрогнозировать в таких условиях развитие проблемы в Крыму сложно. Очень опасно то, что именно земля, как свидетельствует история, была причиной многих конфликтов и даже гражданских войн. Сложность проблемы в нынешнем ее виде состоит в том, что «государство не создав правового механизма наделения депортированных землей, уже создало механизм уголовного наказания за попытки реализации крымскими татарами своего права на землю. В рыночных условиях земля для народа это последнее средство для выживания и получается, что у народа отбирают последнюю возможность выжить, он стоит перед роковой чертой». Чубаров сказал, что курултай принял решение, в котором считает необходимым вмешательство в проблему Совета Европы, ОБСЕ и комиссара по правам человека Европейского Союза.

А что касается национальной государственности крымских татар, то все факторы говорят о том, что она может быть достигнута только путем перманентных изменений характера существующей автономии и постепенного приобретения ею черт крымскотатарской национальной и планомерной интеграции его во все сферы жизни. Никакого «тотального похода» может и не быть, — считают прагматики из крымских татар. Так, участие крымских татар в органах власти, которое уже сегодня превышает 13% состава советов всех уровней, и, как полагают аналитики, будет постепенно расширяться до уровня, приемлемого для всего общества. Постепенно будет создана система национального образования, будет решена проблема земли и собственности. Естественно, для этого необходимо содействие, а не сопротивление государства, ибо в итоге крымскотатарский народ сможет вынести одно из двух заключений — либо интеграция состоялась благодаря усилиям государства, и оно будет признано народом как дружественное и свое, либо то, что интеграция состоялась вопреки усилиям государства и оно будет объявлено недружественным, довлеющим органом, не считающимся с интересами народа. Другого выбора нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать