Перейти к основному содержанию

«Мясо аллигатора — 750 гривен. За порцию…»

Где отдыхать украинскому «среднему классу»?
20 июля, 00:00
Более трети украинцев уже 10 лет не отдыхали на море. Таковы данные социологического опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова с 21 по 28 мая. В опросе участвовали 2015 человек в возрасте от 18 лет из всех регионов Украины. Почти половина граждан — 49,9% — хотели бы провести свой летний отпуск на морском курорте в пансионате, санатории или доме отдыха, однако лишь 10,1% планируют такой отдых на это лето. Только 9,3% опрошенных побывали на морском побережье в прошлом году, 15,4% были на море от 2 до 5 лет назад, еще 12,1% — от 5 до 10 лет назад, 35,2% украинцев отдыхали на море более 10 лет назад, а 25,2% заявили, что не были там вообще никогда, сообщает Интерфакс-Украина

Впрочем, цена этого блюда, которое подают в одном из ресторанов Ялты, хоть и высокая, но, возможно, из-за его уникальности, оправданная (не будем пока брать во внимание мнение «зеленых» и общества охраны диких животных на этот счет, которое, впрочем, к цене блюда не имеет отношения, а также комментарии насчет того, где аллигатор выращен и как доставлен через границу). Все-таки мясо аллигатора (если, конечно, это действительно аллигатор!), возможно, так и должно стоить. Хотя тоже сомнения берут: если пересчитать порцию по весу, то выходит, что цена крокодильего лакомства в районе 4—4,5 тысячи гривен за килограмм? Но вот как понять цены на другие, вполне привычные для нас блюда: лангет — 140 гривен, чашечка кофе — 28 гривен? Может быть, эта чашечка кофе в единственном числе доставляется вам самолетом в экстренном порядке непосредственно из Мексики? Вряд ли. Или, может быть, готовится по уникальному суперсекретному рецепту? Тоже вряд ли! Возможно, хозяин ресторана за уникально высокий уровень обслуживания платит бешеную зарплату повару и официанту? Сомнительно. Тогда получается, что хозяин ресторана «наваривает» на вашем вполне естественном желании выпить чашечку кофе 25 — 30 тысяч процентов барыша (здесь трудно удержаться от бывших советских терминов). Случай, конечно, уникальный, но «навар» в 8–10, а то и в 15 раз в крымских ресторанах в курортный сезон считается нормой. Правомерно ли это?

Ладно, скажете вы, никто не заставляет вас идти в ресторан с такими ценами. Идите на рынок и купите продукты, приготовьте сами. Но и это, как оказалось, не выход.

Метод «включенного наблюдения» за «рыночным поведением» отдыхающих и местных жителей в Алуште и Ялте позволил сделать два вывода. Во- первых, на курорте, несмотря на оптимистические подсчеты количества приезжих, не так и густо. Кафе, рестораны, заведения культуры, впрочем, как и пляжи, да и многие здравницы наполовину пустуют. В кафешки люди если и заходят, то заказывают бутерброд, кофе или чай, минеральную воду — жажду утолить и время скоротать. Как пояснил министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник, путевки в Крым раскуплены своеобразно: наибольшим спросом пользуются дешевые здравницы с ценой путевки до 10 долларов в сутки (предельно заполнен, например, дешевый курорт Николаевка), а также фешенебельные санатории с ценами по 100 и больше долларов за сутки. Аналогично — гостиницы. Средние цены на отдых в санаториях и гостиницах — от 30 до 70 долларов в сутки, а таких 80–85 процентов! — остаются невостребованными. Все объясняется очень просто: для простого люда сервис такого «качества» по такой цене недоступен, а богатых — не устраивает. Поэтому оптимальной формой отдыха в таких условиях остается поселение на частной квартире за 5–15 долларов в сутки и питание с рынка. Посещение Симферопольского, Алуштинского и Ялтинского рынков оставило сложное впечатление: по мере приближения к морю те же продукты значительно вырастали в цене, ялтинские цены были в 2, а то и больше раз выше симферопольских. Почему? Отдыхающие в Ялте россияне — Петр Малявин из Нижнего Тагила, Сергей Левицкий из Санкт-Петербурга, с которыми удалось поговорить, считают ситуацию двойственной.

— С одной стороны, понятно, — говорит Петр, — цены на курорте выше из-за того, что здесь приезжают люди более денежные, так происходит и в Сочи, и в других местах, но ведь не настолько! Повышение цены должно быть экономически объяснимо: закупочная цена плюс доставка, плюс курортная рента — надбавка за счет повышенной платежеспособности курортного потребителя. В сумме это не должно быть больше 20–30 процентов, — считает он.

Сергей Левицкий добавил: а представьте, каково здесь местным жителям — ведь они же не те приезжие толстосумы, которые готовы и могут выкладывать по две-три цены за тот же товар, который в другом месте стоит значительно дешевле…

Жительница Ялты Ирина Киселева, с которой мы встретились на рынке, пояснила: конечно, ялтинцы считают это несправедливым…

— К определенному повышению цен в курортный сезон мы готовы, — говорит она. — Ведь и доходы у нас летом выше, но, во-первых, не настолько, как цены повышаются, во-вторых, курортники были и сплыли, а цены не снижаются и в сентябре, и в октябре… Поэтому мы как приспособились — периодически ездим в Симферополь или, бывая по делам на севере Крыма, в Джанкое и других местах в степной части, закупаем основные продукты впрок, а тут уже в Ялте перехватываем только немного и только самое скоропортящееся…

А жители Симферополя, как рассказал Николай Тарасов, с которым мы беседовали на популярном Куйбышевском рынке Симферополя, имеют свои методы — у кого есть машина, периодически ездят в Херсонскую область, а там в каком- нибудь ближайшем райцентре или даже в селе, а то и на придорожных рынках покупают все необходимые продукты. Выгоду можете ощутить сами. Помидоры, сладкий перец в Херсонской области можно купить за 1 гривню килограмм, картошку не дороже 1 гривни 30 копеек, в Симферополе же помидоры доходят в цене до 3 гривен, в Ялте — 4–5. Вот масштаб цен на другие продукты соответственно — Херсонская область, Симферополь, ЮБК: мясо свинина — до 10 гривен, 15–20 гривен, 25–30 гривен, яйца куриные — 1,5-2 гривни, 2,3 гривни, 2,5–3 гривни, персики — до 5 гривен, 7–8 гривен, 12—15 гривен и так далее…

Яркий пример — ялтинский лук, связки которого продают по всей трассе от Симферополя до Ялты и от Симферополя до Джанкоя. Обычный лук на рынке в Симферополе стоит 1,2 гривни, ялтинский — как правило, больше 10 гривен за килограмм. Но за те же связки весом по 2—3—4—5 килограмм требуют на трассе под Ялтой по 30—40—50 и даже по 100 гривен. Получается, что «курортная рента» по сравнению с рынком достигает 2—3 цены, а то и больше. Слишком просто было бы объяснить это более толстыми кошельками у ялтинцев. Глава Крымского правительства Сергей Куницын, например, говорит о наличии в республике антимонопольного сговора торговцев для поддержания в курортной местности монопольно высоких цен на товары и услуги. Особенно отчетливо это видно на примере так называемых карпал — частных таксистов, которые практически атакуют гостей Крыма, выходящих из поездов и из аэропорта. Никто из них за меньше установленной и оговоренной среди коллег цены не повезет: здесь «предлагают» доставить вас за 30—40 и даже 50 долларов, хотя дорога может стоить не больше 50 гривен. Известен случай, когда водитель обещал «довезу за 5 долларов», но когда приехали, оказалось, что он имел в виду по 5 долларов за… один километр. Александр Таряник предлагает установить в аэропорту и на вокзале диспетчерские частных такси, через которые — и только через них! — приезжие могли бы арендовать транспорт по умеренным ценам. Сверхприбыли все равно ведь в бюджет не попадают, так хоть имидж Крыма улучшался бы. Другое предложение министра — вывесить на видном месте стенды, где, чтобы исключить возможность примитивного надувательства, указать реальную стоимость проезда во все курортные города.

С примитивной бытовой точки зрения тенденция «курортной ренты» в ценах на товары и услуги понятна: у покупателей в Ялте платежеспособность гораздо больше, чем, например, у херсонцев. Однако с экономической точки зрения тенденция необъяснима: повышение цен значительно опережает повышение затрат на продукцию. Скажем, доставка продуктов обходится, как правило, в 2—5 процентов их стоимости, но повышает цену вдвое и больше! Поэтому понятно почему Ялтинский горсовет 11 июля 2002 года принял решение № 3 об установлении предельных розничных цен и тарифов. Согласно ему колбаса вареная в Ялте не может стоить больше 9 гривен за килограмм, яйца — 2,6 гривни за десяток, мясо свинина без кости — 25 гривен за килограмм, говядина — 15 гривен. Для ресторанов установлены предельные наценки: для заведений высшего класса — не более 200 процентов, первого класса — 150, кафе и баров — 100, для столовых — 80 процентов.

Многие считают это постановление полезным — оно способно, видимо, несколько умерить аппетиты продавцов товаров и услуг. Возможно и так. Однако многие экономисты в крымском правительстве высказывают следующие опасения. Пункт 1а решения устанавливает, что «Затраты по доставке товаров из-за пределов Крыма, подтвержденные документально, включаются в розничную цену товаров сверх установленного предельного уровня цены». Таким образом, решение, во-первых, стимулирует тенденцию к использованию в продаже на ЮБК товаров не собственного крымского производства. Кроме того, о каких предельных ценах можно говорить, если достаточно включить в цену перевозку сырья, например, для национальных блюд (как это утверждает один грузинский ресторан) самолетом непосредственно из Грузии, как пределов уже можешь и не придерживаться? Поди докажи, что этот кусок сыра «сулугуни» произведен в Крыму, хотя это в большинстве случаев так и происходит, а не привезен самолетом из Грузии! Поэтому и не удивительно, что решение не снизит цену ни на «мясо аллигатора», ни на кофе, который, как известно, в Крыму не растет. Как, впрочем, и на другие блюда: в одном ресторане (не в Ялте, ибо там бы оно стоило еще дороже!) мы встретили блюдо — половинка помидора, присыпанная сыром. Стоило оно — 15 гривен. Почему? Сыр (совсем не «сулугуни»!), оказывается, был «доставлен из-за пределов Крыма»…

Вместе с тем, Сергей Куницын рассказал об удачном опыте Евпатории. Здесь по решению горсовета, например, массово открыли на набережной множество кафе и столовых, в которых уровень сервиса (проверено — это действительно так!) примерно такой же, как и в ресторанах, но цены гораздо ниже. И подействовало именно это — цены в ресторанах Евпатории в этом сезоне гораздо ниже, чем в предыдущие. Посетителей в них — больше. Выручка — выше. Ведь не секрет, что часто попытки за один-два курортных месяца заработать на весь год оборачиваются только отпугиванием отдыхающих и дают обратный результат.

Стоит подчеркнуть, что многолетние попытки крымского правительства и министерства курортов снизить цены на путевки хоть и приносят определенный результат, но кардинально ситуации не меняют. То есть правительству удалось убрать многие факторы, повышающие цену путевок, например, сегодня уже большинство из них реализуются напрямую, а не через посредников, которые накручивали порой 100-пр оцентный (и больше!) «навар». Но сложность ситуации пояснил директор санатория «Мисхор» Владимир Мешков. По его мнению, высокие цены на курорте для местных жителей приводят к тому, что молодежь уезжает работать в другие местности, а курорт остается без рабочей силы, хотя на нем и так уже больше четверти — пенсионеры. Он поделился опытом других стран — бывшей Югославии, Италии и так далее. Там рынок отрегулирован так, что местные жители имеют возможность покупать товары по более низким ценам, чем курортники. По его мнению, у нас же на курортном рынке «проведена искусственная мафионизация», которая заключается в искусственном поддержании монопольно высоких цен. Он сказал, что здравницы вынуждены поддерживать высокие цены на путевки просто «в свою очередь», а рентабельность их работы составляет всего 5—20 процентов, что совсем не много. Ведь надо же реконструировать старые помещения, покупать новое оборудование, мебель, вводить новые виды услуг, повышать заработную плату... Известно, что в цену путевки входит питание. Но как она может быть снижена, если стоимость продуктов и энергии все время повышается? — спрашивает Владимир Мешков. Например, здравница покупает морковку по 2,5 гривни за килограмм, мясо — по 13,5 гривни, абрикосы — по 5—6 гривен. И рады бы купить дешевле, но дешевле никто не продаст, а возить из-за пределов Крыма — опять же и нарушить установку правительства о снабжении только местной продукцией, и попасть под дополнительные расходы. Все равно — дешевле не получается. Владимир Викторович называет эту систему ценообразования псевдорыночной, «театром абсурда»…

Где реальный выход? Сергей Куницын считает, что горсоветы и администрации городов и курортных регионов недостаточно управляют ситуацией: либо применяют только административные методы, либо самоустраняются, надеясь на стихийно-рыночное решение проблемы. Мэры городов и районов, в свою очередь, считают, что необходимы государственные комплексные методы — не лишними были бы для здравниц «налоговые каникулы» в межсезонье, когда нет прибылей, не помешала бы централизованная контрактная закупка продовольствия по более низким ценам, хотя и за пределами Крыма. Нужны согласованные меры курортной отрасли и транспортной системы, ведь не секрет, что снижение цен на авиабилеты способствовало притоку отдыхающих в Крым. Но этого мало — надо посмотреть, оправданны ли цены проезда на железной дороге? Некоторые директора здравниц предлагают государству активнее участвовать в реконструкции инфраструктуры курорта, предъявить больше требовательности к правоохранительным органам, осваивать не только ЮБК, но и другие регионы Крыма…

Но кто и когда начнет системно все это делать? Пока на этот вопрос однозначного ответа нет. А расплачиваются — в прямом смысле! — за все пока гости и жители курортов. Не повезло им. И аллигаторам. Хотя последним уже безразлично за сколько гривен будет продаваться их мясо.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать