На финише панибратского капитализма
В Украине перестают прощать долгиПолная приватизация крупных промышленных гигантов в Украине приводит к тому, что их маркетинговая и финансовая политика становится все более агрессивной и не имеет привычного с советских времен социального оттенка. Новые собственники приходят на заводы с откровенным желанием прежде всего заработать побольше денег. Их не очень волнуют сентиментальные заявления о исторической кооперации с убыточными партнерами или необходимость содержать несовершенную коммунальную базу в жилых районах для своих работников. Это принципиально новое для украинской экономики явление имеет целый ряд позитивных и негативных моментов, которые особенно обострятся в ближайший «переходный» период. Ярким примером этой тенденции стало одно из крупнейших предприятий страны — «Запорожсталь».
В ноябре прошлого года государство продало свой последний блокирующий пакет акций комбината в частные руки. Его за 71 миллион гривен приобрел Торговый дом «Запорожсталь», обьединяющий частных акционеров комбината. До этого 23,77% акций находились у английской компании «Уэйбридж Инвестментс», 17,34% акций — у украинской компании «Захид-Резерв» и 16,93% — у английской компании «Мауэртон Лимитед». Остальные мелкие пакеты акций были распределены между физическими лицами и предположительно контролируются директоратом комбината.
Одним словом, с ноября «Запорожсталь» на 100% перешла в частные руки. А уже через две недели комбинат инициировал скандальный иск о банкротстве государственной компании «Днипроэнерго», задолжавшей металлургам более десяти миллионов гривен. Новые акционеры «Запорожстали» тут же отбросили обвинения в попытке теневой приватизации, предъявленные заместителем генерального директора «Днипроэнерго» Геннадием Бочкаревым. В официальном сообщении «Запорожстали» по этому поводу говорится, что целью иска о банкротстве является лишь подписание «мирного договора» с четким графиком погашения долга.
Еще через две недели «Запорожсталь» подала иск о банкротстве еще одного своего давнего делового партнера — комбината «Запорожкокс». Иски о взыскании долгов с коксохимиков металлурги подавали и раньше, но впервые на этот раз возник вопрос о банкротстве. «Мы не можем смириться с тем, чтобы неправовым способом происходило улучшение благополучия нашего подрядчика «Запорожкокса» за счет уменьшения на такую же сумму благополучия трудового коллектива «Запорожстали», — объяснил мотивацию иска Виктор Абакумов, начальник юридического отдела ОАО «Запорожсталь». Утвержденный Запорожским хозяйственным судом долг «Запорожкокса» за недопоставленную в последние два года продукцию превышает 26 миллионов гривен. Этого вполне достаточно, чтобы полный контроль над «Запорожкоксом» перешел в руки нынешних акционеров «Запорожстали».
Естественно, коксохимикам такой сценарий развития событий не по вкусу, поскольку почти наверняка грозит смещением нынешнего руководства. В ответ «Запорожкокс» пригрозил остановить поставки сырья на «Запорожсталь», если судебный иск не будет отозван. До конца декабря договор о поставках кокса на «Запорожсталь» в 2002 году так и не был заключен. Между прочим, именно «Запорожкокс» поставляет металлургам 96% от их потребности в этом сырье. Излишне говорить, чем дальнейшее развитие конфликта грозит обоим предприятиям.
Здесь будет уместно напомнить, что почти десять лет назад именно «Запорожсталь» помогла коксохимикам встать с колен. Как сообщил Виктор Абакумов, в те времена, в начале 90-х, у них не было средств для покупки угля, и тогда металлурги стали покупать уголь за свои деньги и поставлять его на «Запорожкокс» на давальческих условиях. При этом, чтобы финансовое состояние «Запорожкокса» улучшилось», цена кокса была установлена «по-братски», на треть выше рыночной. В замен «Запорожсталь» тогда получила 30% акций «Запорожкокса», что впрочем, как видно из сегодняшней ситуации, не спасло их от проблем. В условиях еще полусоветской экономики братская помощь крупного комбината своему подрядчику считалась вполне нормальной. Похоже, именно в той советской системе нерыночного хозяйствования лежит первопричина нынешнего конфликта. «Переходный» период в отношениях «Запорожстали» и «Запорожкокса» стал очень болезненным, и предсказать, как события станут разворачиваться дальше, очень сложно.
Понимая, чем грозит срыв поставок кокса, «Запорожсталь», как владелец 30-процентного пакета акций, уже инициировала рассмотрение вопроса о смене правления на ближайшем собрании акционеров. Но оно запланировано лишь на конец февраля. К этому моменту «Запорожсталь» вполне может обанкротить «Запорожкокс» и завладеть его контрольным пакетом акций. Но что будет с поставками кокса до весны, все еще неясно. Безусловно, руководство «Запорожкокса» тоже не будет сидеть сложа руки. «Мы будем подавать протесты в апелляционный суд, и в любом случае будем защищать свои интересы», — заявляет Елена Лукаш, адвокат ОАО «Запорожкокс».
Не исключено, что для защиты от исков «Запорожстали» его главные должники скоординируют свои действия. Если «Запорожкокс» объединит свои усилия с тем же «Днипроэнерго», то вместе они могут заставить металлургов пойти на уступки. Но эти уступки, конечно, уже не будут носить того «братского» характера, как в «панибратские» времена. Описанная ситуация показывает, что в Украине набирает силу новая политэкономическая тенденция. Завершение масштабного перераспределения собственности постепенно сменяется периодом перераспределения долгов. Этот период для крупнейших предприятий страны таит в себе намного больше экономических угроз, чем предыдущий. Ведь влияние государства на него, как главного арбитра, близко к нулю. Продав госпакеты акций в частные руки, правительство и областные администрации еще не научились контролировать работу промышленных гигантов без силового давления, с помощью детально продуманной координации, действуя как мудрый арбитр. Главная задача — не допустить остановки производства крупными предприятиями на время долговых разбирательств — сегодня не выполняется. Похоже, не готовы к периоду перераспределения долгов и суды, о чем говорят постоянные обвинения о коррумпированности, звучащие со стороны проигравших. Если эта проблема не будет осознана руководством страны в ближайшее время, конфликты типа «Запорожсталь— Запорожкокс» могут стать серьезной болезнью украинской экономики, заметно тормозящей ее развитие. Похожим образом события развиваются на таких предприятиях как «Ривнеазот», Днепропетровский металлургический комбинат им. Петровского, Ассоциация международных автоперевозчиков, и многих других. А о том, к чему может привести неумелая или пассивная координация со стороны государства, свидетельствует пример самого скандального банкрота страны — банка «Украина».
Выпуск газеты №:
№2, (2002)Section
Панорама «Дня»