На месте терактов москвичи выложили холм из цветов
Они сочувствуют погибшим и призывают отомстить исламистам
За приблизительно первых десять минут своего пребывания в московском метро я дважды встретил милиционеров с собаками. В одном случае черный приземистый пес был без намордника. На разных концах платформы метро сразу заметны люди в милицейской форме. В вагоне диктор почему-то подчеркнуто скрипящим голосом сообщает, что в случае выявления посторонних подозрительных предметов не следует их трогать, а нужно сообщить правоохранителям.
На станции метро «Парк культуры» сразу бросается в глаза холм из цветов чуть выше пояса. Именно на этой станции в прошлый понедельник погибли люди. Причиной смертей стал взрыв. Российские правоохранительные структуры выдвинули версию, что к этому причастны террористки-смертницы.
Не проходит и минуты, чтобы кто-то не положил букет. Подавляющее большинство людей замедляют шаг перед сложенными цветами. Многие крестятся со скорбным видом. Рядом с цветочным холмом сидит на корточках худенькая девушка и занимается свечками, которые здесь выставлены. Когда устает сидеть, она не брезгует становиться на колени прямо на пол. Время от времени девушка берет букеты цветов и снимает с них целлофан. Она этим занимается минут 40.
25-летняя Оксана Черная объясняет, что, по православным канонам, заупокойные свечи должны сгорать дотла. В метро сквозняки, поэтому свечи тухнут, и она зажигает их снова. Таким образом она отдает дань памяти погибшим. Ведь она верующий человек.
Оксана — студентка Медицинского университета имени Пирогова. Она говорит, что верит словам Дмитрия Медведева о том, что взрывы — это «месть чеченского народа за крупную спецоперацию месяц назад, когда захватили боевиков, принимавших участие в теракте на поезде «Невский экспресс».
Девушка хотела бы, чтобы чеченцы жили в отдельном государстве. «Пусть возрождают свою культуру и традиции, а не разворовывают деньги, которые им посылает Америка и наше государство, — говорит она. — А теперь каждый сидящий в дорогом авто — это лицо чеченской национальности. Я очень неуважительно к ним отношусь. Раньше считалось, что быть врачом престижно. А теперь в университете полно кавказцев с гор, но при этом они элементарно не говорят по-русски. Я в своем университете чувствую себя, как в гостях. Мне страшно от того, что они будут лечить моих детей». Оксана сказала, что ее отец — военнослужащий и принимал участие в обеих чеченских войнах, и она гордится им.
Милиционер, постоянно дежурящий около цветов, говорит, что их начали нести с самого утра. Но место взрыва чуть дальше. Именно там больше всего цветов и именно туда приходили родственники погибших.
Мужчина лет тридцати пяти выкрикивает вслух: «Давайте отомстим исламистам!». Он не хочет называть свое имя. Говорит, нужно выгнать черных кавказцев из столицы — и жизнь станет спокойнее. Прощается, потому что бежит, как он говорит, зарабатывать деньги.
Цветочный холм у непосредственного места взрыва занимает значительно больше места. Там много икон и фотография, как мне показалось, юного парня. Но присутствующий здесь милиционер сказал, что это девушка. Фото поставили родители, приходившие утром.
Минут 40 около цветов молча стоит мужчина с рыжеватой бородой. Он просит его не фотографировать и говорит, что стоянием здесь он проявляет солидарность с погибшими. 38-летний Георгий Петров преподает историю русской литературы в разных вузах.
Он высказывает убеждение, что религии должны нести ответственность за своих сторонников. Все направления христианства сегодня не дали примеров такой жестокости, как ислам, и исламские лидеры должны ответить за это. А если они отмежевываются от жестокости, то это значит, что они не контролируют свою среду, и потому пусть не обижаются, когда американцы идут в Ирак, а русские — на Кавказ.
— Войну же на Кавказе начали не чеченцы, — возражаю ему я. — Туда целая армия вошла российская.
— Солженицын говорил, что с 1991-го по 1994 год нечеченское население там подвергалось насилию, потому и ввели армию.
Георгий считает, что когда идет война цивилизаций, то нужно отложить гуманизм и всему западному миру поддержать Россию. Он верит, что грубый русский национализм является следствием соответствующих действий национальных меньшинств России. Он также говорит, что ему стыдно за таксистов, которые в день трагедии повысили цены в пять-шесть раз. «Они зарабатывали на крови», — говорит Георгий.
Я поговорил с десятком посетителей траурных мест на метро «Парк культуры». Все убеждены, что в терактах виноваты, в первую очередь, чеченцы. Ни один не усомнился в этом. И никто не сказал, что война в Чечне — это неправильно.
Говорят, в Москве можно постоянно наблюдать сцену, когда милиция проверяет документы у «лиц кавказской национальности». Но я не увидел ни одной такой ситуации. Как не увидел и ни одного лица кавказской национальности. Куда они все подевались?
P. S.: Не успел автор этих строк отойти от места траура, как произошло еще одно печальное и позорное событие. Гражданин Константин Переверзев на станции метро «Парк культуры» ударил 82-летнюю правозащитницу Людмилу Алексееву, пришедшую почтить память погибших. Как сообщают российские СМИ, 31-летний гражданин ударил ее с криком: «Ты еще жива, сука?» По обнаруженным у него документам он оказался дипломированным теологом.
Выпуск газеты №:
№58, (2010)Section
Панорама «Дня»