На пути к «третьему варианту»
Последние полвека показали, что хотя развитие возможно, оно не неизбежно. Страны, наиболее преуспевшие в развитии, а именно страны Восточной Азии, придерживались политики, разительто отличавшейся от «вашингтонского варианта». За 30 лет до финансового кризиса 1997 года Восточная Азия испытала беспрецедентный рост и беспрецедентное снижение уровня бедности.
Из этого успеха появилась точка зрения о существовании «третьего пути», проходящего между социализмом и рыночным фундаментализмом. Ирония состоит в том, что Америка — давний яростный сторонник рыночного фундаментализма — развивалась по своему «третьему пути». Промышленность США росла под защитой тарифных барьеров. От первой телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором, построенной федеральным правительством в 1842 году, до современного Интернета; от расширения сельскохозяйственных услуг в 19 веке до военных исследований в ХХ и ХI веке, новые отрасли промышленности стимулировались через неспешную, ориентированную на рынок промышленную политику.
Конечно, нет универсального «третьего пути», который пригоден для всех стран и ситуаций, но есть многочисленные варианты этого пути, адаптированные к социальным, политическим и экономическим условиям конкретных стран. Тем не менее, эти «третьи пути» имеют много общего:
1. Они придерживаются взвешенного подхода к правительствам и рынкам, признавая, что они оба важны и взаимодополняемы. По одиночке они могут привести к беде. Рыночные неудачи — это реальность, но то же самое можно сказать и о правительственных промахах.
2. Неолибералы беспокоятся о воздействии излишне авторитарного государства на экономику. Однако слабое государство оказывает не менее пагубное влияние на развитие потому, что слабое государство не может обеспечить закон и порядок, не может следить за соблюдением контрактов и не может обеспечить безопасную и надежную банковскую систему. Именно недостаточное регулирование в результате либерализации рынка ценных бумаг и финансов, навязанное Восточной Азии МВФ и Казначейством США, привело к финансовому кризису в 1997 году. Решение должно было быть не о том, как быстро дерегулировать, а о том, как создать правильную структуру регулирования.
3. Признав наличие этих ограничений, общество должно работать для улучшения одновременно рынков и правительства. Одним из незабываемых моментов моей работы в аппарате президента Клинтона в Белом доме было участие в продвижении инициативы вице- президента Гора по рестуктуризации правительства, в ходе которой была разработана методика, приемы и политика для повышения эффективности и динамичности правительственных организаций. Сегодня практически по любым показателям — от реагирования на телефонные звонки до стоимости сделок — государственная система социального обеспечения США оставляет позади любую частную страховую компанию.