Национальная стратегия — шаг вперед
На фоне тактической борьбы между ветвями власти за полномочия основные политические игроки обошли вниманием появление такого концептуального документа, как Стратегия национальной безопасности Украины, подписанного Указом главы государства от 12 февраля. В Указе, в частности, отмечается, что Кабинет Министров Украины должен обеспечить выполнение упомянутой Стратегии, а секретарь СНБО — информировать Президента Украины о состоянии реализации упомянутой Стратегии.
На этот документ обратила внимание только бдительная Коммунистическая партия, которая считает недопустимым и противоречащим национальным интересам Украины утверждение Указом Президента Украины Стратегии национальной безопасности. В своем заявлении коммунисты отмечают, что стратегия национальной безопасности, согласно требованиям Конституции, должна базироваться на Законе «Об основах внутренней и внешней политики». Более того, коммунисты почему-то узрели в этом документе попытку Президента любым путем сохранить те властные полномочия, которых они лишили его вследствие политической реформы.
В чем важность этого документа? Действительно ли он открывает путь к обеспечению национальной безопасности Украины? Почему Стратегия не понравилась коммунистам?
КОММЕНТАРИИ
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА , доктор политических наук, директор Института внешней политики при МИД:
— Это первый документ такого рода, и в этом уже заключается прогресс. Потому что до сих пор существовал Закон «Об основах национальной безопасности», Концепция национальной безопасности. Но это была декларация. Т.е. документ как пожелание к выполнению. Почему декларация? Потому что там были абстрактные положения, и очень правильные, но они никого ни к чему не обязывали. Сегодня новый документ — Стратегия — указывает на механизм обеспечения национальной безопасности.
Что касается стратегии, то этот документ, безусловно, имеет свой позитив. Хотя в нем есть много негативов. Собственно, стратегия не совсем выдержана в методологическом смысле. Потому что она повторяет многие положения закона об основах национальной безопасности и Концепции. В Стратегии подается расширенная трактовка угроз национальной безопасности и перечень более конкретизированных задач. И указывается, кто должен отвечать за их решение.
Это все прогресс. Но необходимо посмотреть на Стратегию как государственный документ с методологической точки зрения. Т.е. что там должно быть прописано. Кроме задач и механизма ответственности, там должна быть изложена стратегическая концепция как идея или совокупность взглядов, которые бы указывали на то, каким путем может быть обеспечена эта безопасность. Опять же, в Стратегии не показано, какие из этих угроз являются непосредственными, какие реальными, какие потенциальными. И, самое главное, не указан механизм нейтрализации этих угроз. Поэтому я боюсь, что эта Стратегия станет очередным пожеланием. А как конкретно обеспечить выполнение и превратить ее в, так сказать, генеральный план деятельности страны по обеспечению своей безопасности.
Стратегия не должна привязываться к Закону «Об основах внутренней и внешней политики». Более того, необходимо иметь национальную внешнюю Доктрину, которая базируется на Конституции государства. В Доктрине-документе должна быть прописана идеология, какова цель Украины на внешнеполитической арене, какое место в мире мы должны занять как суверенное независимое государство. И каким должно быть наше государство: евразийским, малоазиатским, европейским или украинским. В доктрине должны быть выписаны базовые национальные ценности и то, каким образом мы можем в международной среде защищать эти ценности и развивать их.
У коммунистов одна задача — развалить и уничтожить Украину как суверенное государство. Поэтому они за отмену института президентства, Конституции и всего, что связано с основами украинского государства. Поэтому не удивительно, что они все это критикуют. Но я думаю, что они являются рупором определенных сил крайнего крыла Партии регионов. Поскольку эта партия не может открыто заявлять об этом, то использует их как штрейкбрехеров для таких заявлений.
Сергей ПИРОЖКОВ , заместитель секретаря Совета по вопросам безопасности во внешнеполитической сфере:
— Эта Стратегия впервые разработана на национальном уровне и является конкретизацией закона об основах национальной безопасности. Этот документ разработан на основании демократических принципов. Что касается рисков, то Стратегия адаптирована к современности, к внутренним вызовам, существующим в обществе и государстве. Я считаю правильным, что реализация Стратегии поручена Кабинету Министров. Ведь этот орган сегодня за все несет ответственность как ветвь исполнительной власти.
Выпуск газеты №:
№27, (2007)Section
Панорама «Дня»