Перейти к основному содержанию

Национальный интеллект в осаде социальных проблем

14 ноября, 00:00

Академия в год юбилея напоминает согбенную старушку, у которой и голова болит, и сердце, и ноги еле волочатся. Эх, дал бы кто ей молодильное яблоко, может, и ожила бы. Только одним яблочком для реформы, похоже, уже не обойтись — корзина понадобилась бы.

Теоретически, профессионал — это тот, кто своей профессией зарабатывает себе на жизнь. Если с этой точки зрения посмотреть на наших ученых, то все они сплошь непрофессионалы. Понятно, проблема глубже. Почему ученые не могут заработать себе на достойную жизнь? Тем более в Академии наук. Почему «тем более»? Для справки: в Академии первые перебои с выплатой зарплаты начались еще в 1994 году и за несколько лет в некоторых институтах достигли годового размера. И если поначалу выручали старые запасы и энтузиазм, то сегодня ни запасов, ни энтузиазма почти не осталось. Более того, последовательное сокращение бюджетного финансирования идет такими темпами, что скоро можно будет говорить разве что о выплате ежемесячных пособий академикам и членам-корреспондентам.

Вывод: работа в Национальной академии наук Украины становится хобби, увлечением.

Итак, 14 ноября 1918 года гетман Павло Скоропадский утвердил «Закон Украинской Державы об образовании Украинской Академии наук в Киеве». Одновременно отдельным указом были назначены 12 действительных членов (академиков): историк Дмитрий Багалей, филологи Агатангел Крымский и Степан Смаль-Стоцкий, литературовед Николай Петров, биогеохимик Владимир Вернадский, механик-строитель Степан Тимошенко, биолог Николай Кащенко, геолог Павел Тутковский, экономист Михаил Туган-Барановский, историк права Федор Тарановский, экономист Владимир Косинский, историк-правовед Орест Левицкий. Славная когорта, славные имена!

Вообще, юбилеи Академии наук Украины — вещь особая. Первый — пятилетие — отмечали в 1923 году. К десятилетнему (в 1928 году) готовились несколько лет, составили Юбилейный сборник. Но денег на празднование не дали, поэтому юбилейные торжества неоднократно переносились, а сборник так и остался в рукописи. Потом в Академии начались аресты и чистки, в общем, было уже не до торжеств.

Вскоре большевики (будто и не было никакого гетманского указа!) ввели новую дату основания Академии — 12 февраля 1919 года: тогда состоялось чрезвычайное Общее собрание Украинской Академии наук — первое собрание академиков, проведенное во время второго по счету установления советской власти в Киеве. И 25-летие, и 40-летие, и 60-летие Академии праздновали по «новому», большевистскому «стилю». Лишь к 75-летию Академии наук Украины была восстановлена историческая дата ее основания.

80 лет — срок солидный. Да и сама Академия с ноября 1918 года сильно изменилась. Одних только академиков (не говоря уж о членах-корреспондентах) можно считать десятками. Институтов — уйма! Ученых — тьма: целых 40 тысяч! Лично я условно подразделяю своих коллег на несколько групп.

Первую группу можно назвать учеными-фанатами. Они не работают — пашут, несмотря ни на что и ни на кого. Их мало. Однако ряды их постоянно редеют: кто уезжает за границу, кто пополняет вторую группу — честно работающих. Честно работающие, несмотря на двухдневную рабочую неделю, наукой стараются(!) заниматься все семь дней, из которых все более времени съедают подработки, халтуры и бог еще знает что, лишь бы прокормить себя и своих близких. Третья группа — это люди, у которых есть обеспеченные родственники, позволяющие интеллектуалам не беспокоиться о хлебе насущном. И, наконец, в четвертую группу я бы зачислила тех, кто отстранился от научной работы (иногда это происходило вынужденно, иногда вполне счастливо и добровольно). Вся беда в том, что уволить таких людей не всегда есть возможность, так как им надо выплачивать задолженности по зарплате. А эти задолженности достигли сейчас почти астрономических сумм, и такие выплаты автоматически разоряют тех, кто работает честно. Заколдованный круг?

Думается, выход есть, и придуман он не мной. Рационально было бы перевести всех в Академии на контрактную систему. Мобильные и немногочисленные группы специалистов, работающие по контракту один—три года, принесут, по-моему, гораздо больше пользы, чем раздутые штаты академических институтов. Само собой разумеется, что разрабатываемые темы и оплата должны быть соответствующие. В итоге научные работники станут по-настоящему профессионалами.

Кроме того, я бы сократила управленческий персонал и бухгалтерию Академии. А то ведь получается парадокс: научные сотрудники официально работают два дня в неделю, а бухгалтеры пять дней считают, что там «науковцы» заработали.

По-иному следовало бы взглянуть и на аспирантуру. Мне кажется, сейчас аспирантура себя не оправдывает: подавляющее большинство аспирантов работ не представляют и на защиту не выходят. Просто три года у них есть «крыша» — Академия и возможность спокойно подыскать себе нормальное рабочее место. Кстати, в 1920-х прием в академическую аспирантуру был несколько иным. К примеру, при научно-исследовательской кафедре истории Украины в Киеве, которой руководил академик Михаил Грушевский, работали так называемые кандидаты в аспиранты. Это были студенты старших курсов и недавние выпускники вузов. Один-два года бесплатной (!) работы при кафедре раскрывали (или не раскрывали) возможности и способности человека к интеллектуальному труду. В итоге в аспирантуре не было случайных людей. Думается, такой опыт не грех было бы и перенять.

Мне не безразлична судьба моей Академии. Мне искренне хочется, чтобы Национальная академия наук Украины — пока еще не поздно — была коренным образом реформирована и стала олицетворением сильной, настоящей науки. Ибо наличие сильной науки — это не только престиж, это сила государства, которое не хочет быть лишь сырьевой базой и считаться малоразвитым.

Юбилейные торжества не трудно предсказать, даже о них не зная. Торжественный вечер. Лейтмотив — какая Академия хорошая, какая Академия нужная. Концерт. Вручение медалей, орденов, раздача званий... Не забыть бы за мишурой и славословием о молодильных яблоках, так необходимых моей старушке. Ведь если ничего не предпринять, вполне возможно, что к следующему юбилею ей уже понадобиться живая вода...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать