Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Надо ли покупать билет, когда вся страна стоит?

Железнодорожники организовывают радикальную борьбу с «зайцами»
04 февраля, 00:00

Да и как же иначе? При нашей-то сегодняшней жизни не всегда можно «наскрести» и 40 копеек на проезд. В результате сегодня в электричках подавляющая часть пассажиров ездит «в долг». А что же при этом делать железнодорожникам? Они вынуждены закручивать гайки и ужесточать контроль за оплатой проезда в электричках. К сожалению, не всегда это получается цивилизованно. И самая большая трудность в работе контролеров заключается в том, что в Украине до сих пор нет единых правил, регламентирующих льготный проезд в пригородных поездах. Существуют лишь всяческие временные инструкции, противоречащие одна другой. Так что контролеры, зачастую, тоже оказываются в весьма неловком положении. Об этом корреспонденту «Дня» Сергею ЕВСЕЕВУ сообщил начальник службы ревизоров Киевского пригородного вокзала Анатолий Васильевич Гурский.

...Длинный перрон на железнодорожной станции Беличи возле Киева, к которому вот-вот должна была подъехать электричка, был полностью окружен работниками железной дороги. Кое-где люди с дубинками бойко размахивали ими, когда потенциальные пассажиры не предъявляли проездного билета и при этом пытались попасть на перрон.

«Пока не купите билет, мы вас на перрон не пустим!» — периодически выкрикивала женщина в форме железнодорожника в сторону толпы пассажиров, чьи ряды приумножались.

«Как же мы купим билеты, если вы перекрыли дорогу и к кассам? У меня нет денег на билет, а на работу надо ехать... Я три месяца не получаю зарплаты... У меня такая зарплата, что если б я аккуратно ежедневно покупал билеты, то мне б ее не хватило даже на проезд!» — кричали возмущенные пассажиры, не теряя при этом надежды, что контролеры смилостивятся и все-таки пропустят их к электричке.

Однако молодой мужчина, предпринявший попытку силой пробиться на перрон, был оперативно отброшен назад, доказав тем самым, что переговоры с железнодорожниками абсолютно безнадежны. Последние упрямо и нерушимо стояли на своем.

Электропоезд тем временем приближался. Поняв, что разговаривать с контролерами бесполезно, некоторые пассажиры бросились бежать вдоль железнодорожного полотна и карабкаться на высокий перрон сбоку. Пожилая женщина, не осилив высоты перрона, упала прямо на рельсы и начала громко кричать.

«Это какое-то безумие. Такого произвола мы еще не видели! До чего вы доводите людей?» — кричали перепуганные увиденным пассажиры. Однако привыкшие к излишним эмоциям контролеры не реагировали на крики пассажиров и продолжали стоять на своем.

«Иного выхода у нас нет. 90% пассажиров ездят в электропоездах без билетов. Ездить «зайцем» стало сегодня традиционным явлением даже для тех, кто в состоянии оплатить проезд. Тем временем железная дорога теряет миллионы гривен. Если так будет продолжаться, то скоро добираться на работу из пригорода просто будет нечем», — оправдывались контролеры.

В отделе пассажирских перевозок Укржелдортранса признают факты невежливого поведения контролеров, но отмечают, что бороться с их безответственностью так же трудно, как и с безбилетными пассажирами. По словам начальника отдела Игоря Мариненко, за прошлый год только на пригородных перевозках Укржелдортранс понес убытки на 370,5 миллиона гривен. Как отметил И.Мариненко, доходы от пригородных маршрутов всего на 15% покрывают расходы. А что касается пассажирских перевозок вообще, то за прошлый год, по словам начальника отдела, железная дорога потеряла более 795 миллионов гривен.

«Я пользуюсь услугами железной дороги ежедневно. Билетов не покупаю, поскольку проезд в одну сторону обходится мне в 90 копеек. Вместо этого я даю контролеру 50 копеек, и мы оба остаемся довольны», — говорит молодая женщина, которая вышла из электропоезда Бородянка — Киев. «Это обыкновенный рэкет, но меня он также устраивает, потому что платить каждый день за проезд в электричке нескольких остановок по 1,4 грн. у меня нет возможности. Это слишком дорого. Стоили бы билеты в два раза меньше, я бы тогда покупала их каждый день», — добавила другая женщина.

На вопрос корреспондента Центра журналистских исследований, не стоит ли для решения проблемы безбилетного проезда снизить стоимость самого билета, И.Мариненко сказал, что, в соответствии с законом о транспорте, тарифы на проезд в пригородном транспорте Укржелдортранс устанавливает совместно с местной властью, и, следовательно, в разных регионах стоимость проезда в пригородном транспорте неодинакова. Государство контролирует только стоимость билетов на маршруты дальнего сообщения. «Что же касается пригородного сообщения, то билет может стоить даже одну копейку, но остаток цены в таком случае пусть доплачивают местные власти. Реально же никто никаких средств не выделяет, поэтому пассажиры вынуждены покрывать всю сумму стопроцентно», — отметил он.

Усложняет жизнь железнодорожникам и большое количество льготников. По данным финансового отдела Укржелдортранса, сегодня насчитывается 309 категорий льготников. Не решит проблемы, по мнению финансистов железной дороги, и снижение тарифов на проезд, поскольку «приучить людей покупать билеты очень трудно».

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ

Читатель, очевидно, согласиться с нами, что в таких историях, как та, что описана в статье, сочувствия заслуживают как пострадавшие, так и те, кто кажется победителем. К сожалению, железная дорога — это одно из множества украинских предприятий, где все имеющие с ней дело, — пассажиры ли, служащие ли, — становятся в одинаковой мере заложниками некомпетентной государственной политики. Важнейшее правило рыночных реформ гласит, что для обеспечения экономической эффективности предприятия должны действовать на равной основе: то есть, по возможности, быть подчиненными рыночной дисциплине. В наибольшей степени это относится к таким монополистам, как железная дорога, у которой источники внутреннего развития ограничены. Между тем, государство по-прежнему управляет железнодорожным транспортом, преследуя политические и социальные (а не экономические) цели. Именно с подачи государства пассажиры не относятся к транспортным услугам как к товару, который покупается и продается за деньги. А то, что контролеры прибегают к грубым и даже преступным методам борьбы за корпоративные (и, между прочим, свои) доходы, никак не отменяет необходимости наказывать их за правонарушения и не освобождает пассажиров от оплаты проезда. Иное дело, что государство должно помогать всем быть платежеспособными. Оно же ускоряет деградацию. А то, что кому-то не хватает заработанных денег на проезд, так рано или поздно этим работн икам все равно придется отказаться от такой работы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать