Перейти к основному содержанию

Наибольшие открытия самих себя,

или Что до сих пор скрывает украинская степь
11 мая, 12:03
ФОТО ЮРИЯ ЛИТВИНЕНКО

В июне 1971 года молодой научный сотрудник Борис Мозолевский обнаружил в кургане Толстая Могила, на Днепропетровщине, уникальное золотое украшение — скифскую пектораль. Археологический артефакт удивил специалистов не только мастерством исполнения (на изображенных фигурках можно разглядеть складки одежды, черты лица, волос, мышцы, перья и тому подобное), но и зашифрованным в украшении массивом информации, знаниями и кодом той эпохи. Подобные археологические находки — это, в первую очередь, «инструкции» к познанию самих себя и важные научные ориентиры.

«Греки показывают античный мир, итальянцы — римский. Англичане гордятся Стоунхеджем, который, кстати, был создан в то же время, когда у нас были курганы. В популярном контексте Европа гордится пещерами с наскальными рисунками и средневековыми замками. У нас же нет таких пещер, зато есть абсолютно уникальные палеолитические жилища из костей мамонтов и поселения-гиганты Трипольской культуры — уникальные культурные явления, которые Украина должна иметь на визитке. Это то, чем мы должны гордиться», — объясняет Алексей КОРВИН-ПИОТРОВСКИЙ, кандидат исторических наук, ученый секретарь Института археологии НАН Украины. Научный работник рассказывает, что Трипольская культура была распространена на территории не только нынешней Украины, но и Молдовы и Румынии, однако лишь на нашей территории были обнаружены поселения — гиганты на три тысячи жителей, занимавшие территорию в 450 гектаров...

«Украина всегда выступала транзитной территорией. Через Украину проходил Путь из варягов в греки, частично проходил Великий Шелковый путь, на территории Украины, можно полагать, формируется тот обряд погребения, который называется курганы. Курганы — это те же египетские пирамиды, только из земли. Поэтому следующая знаковая веха нашей культуры и истории — это, безусловно, скифы с их пекторалью», — объясняет научный работник. Он рассказывает, что пектораль — это удивительная находка, однако неизвестно, что до сих пор скрывает украинская степь. Возможно, по словам ученого, впереди украинских археологов ожидают не менее выдающиеся открытия.

«Далее идет эпоха Киевской Руси, которая оставила нам немало интересного. Мы исследуем Десятинную церковь, Михайловский Златоверхий собор, проводим исследования на территории Софии Киевской, на Выдубичах, на территории Киево-Печерской лавры. Этим всем следует гордиться», — уверен господин Корвин-Пиотровский. Ученый объясняет, что хотя артефакты скифской эпохи либо Трипольской культуры, либо архитектурные достопримечательности Киевской Руси созданы задолго до появления украинцев и Украины как таковой, это все равно является нашим культурным и историческим достоянием. «Кто бы здесь не жил, но те достопримечательности, которые они оставили после себя, являются достоянием украинского народа. На территории нынешней Украины есть очень много турецких достопримечательностей. Являются ли они составляющей украинской культуры? По-видимому, да. А если взять античные города-государства на территориях Северного Причерноморья — Ольвию, Тиру, Пантикапей, Херсонес... Мы все прекрасно знаем, что они греческие, но также они являются достоянием нашего народа, нашей культуры и истории» — уверен историк.

К сожалению, в Украине часто можно наблюдать досадные случаи, когда то, что должно атрибутироваться, исследоваться, выставляться в музеях, стоит в кабинетах богатых коллекционеров, а то и государственных чиновников, и воспринимается исключительно как ценный объект коллекционирования. «Предыдущий президент Украины Виктор Ющенко очень любил трипольскую культуру и тем самым навредил научным работникам», — рассказывает Алексей Генрихович. По его словам, Ющенко заложил моду на все трипольское среди чиновников, оживив тем самым черный рынок. «В соответствии с законодательством, все, что лежит в земле, все исторические артефакты являются собственностью государства. Тогда каким образом эти вещи попадают в коллекции государственных чиновников, тех людей, которые являются гарантами нашего законодательства? Они не понимают, что они покупают краденое? Если президент страны коллекционирует вещи, которые нельзя коллекционировать, то почему другие люди не могут доставать их из земли, чтобы, условно говоря, продавать президенту?» — удивляется научный работник.

Археологические находки превратились в статусные вещи наравне с дорогими авто, дизайнерской одеждой и часами за полмиллиона. Трипольские кувшины, тысячелетиями лежавшие в украинской земле, с легкостью стали элементами декора в домах и офисах власть имущих, а драгоценности из древних захоронений осели в шкатулках с брендовыми украшениями их жен и подруг. Ценность археологических артефактов перевели в денежный эквивалент, отбросив историческое и культурное значение — важное для понимания самих себя и своей истории. Показательный случай произошел несколько лет тому назад. На один из официальных приемов жена бывшего президента надела брошку из... сарматского захоронения. «В этом случае я говорил бы об уровне культуры. У нас нет поселений сарматской культуры, следовательно, все сарматские вещи происходят из захоронений, то есть из могил. Нужно иметь незаурядную смелость, чтобы что-то снять с мертвого тела, надеть и пойти на бал», — удивляется Алексей Корвин-Пиотровский. Такие случаи ярко очерчивают отношение государства к историческому наследию, нежелание знать и защищать собственную историю

Здесь уместно вспомнить и ситуацию, сложившуюся с выставкой экспонатов трипольской эпохи из частной коллекции. Дополненная материалами из Румынии и Молдовы, выставка несколько лет тому назад прошла в Ватикане. Румыны предоставили государственные вещи — экспонаты музеев — с четкими указаниями, кто, когда, где, как нашел каждую вещь и т. д. А украинскую сторону представляла частная коллекция вещей, которые даже не были атрибутированы, а только подписаны «Украина». Об этой выставке были негативные отзывы в европейской научной печати, литературе и в медиа. Были целые интервью научных работников, шокированных этим обстоятельством», — объясняет ситуацию Алексей Генрихович.

В этом контексте показательным был и случай, произошедший во время молебна в честь инаугурации нынешнего Президента Виктора Януковича в Киево-Печерской Лавре. Тогда Митрополит Киевский и всея Украины Владимир подарил новоиспеченному Президенту золотой перстень-печатку сына Ярослава Мудрого — Всеволода. Общественность заволновалась, впрочем, специалисты и историки поспешили успокоить: перстень — подделка. «Такого перстня не существует в природе, об этом сразу заговорили мои коллеги, специалисты по Институту археологии НАН Украины, которым стоит доверять», — вспоминает Алексей Корвин-Пиотровский. Впрочем, эта ситуация опять же продемонстрировала нездоровую практику среди власть имущих дарить друг другу и коллекционировать археологические артефакты, которые по закону принадлежат государству. Хотя, как отметил Алексей Генрихович, большой «плюс» Виктора Януковича и его команды в том, что «их больше интересует футбол, чем археологические находки».

Из-за безразличия государства украинцам их историю открывают иностранцы, потому что именно благодаря иностранным грантам и программам отечественные археологи имеют возможность работать. Так, исследования уникального памятника истории в селе Гонцы на Полтавщине проводятся на французские деньги. По словам Алексея Генриховича, государство уже 20 лет не финансирует раскопки и научные исследования, а «археологов сегодня в Украине приблизительно на сто человек меньше, чем членов Верховной Рады Украины, в то время как в Польше их около 10 тысяч, а в небольшой Грузии — полторы тысячи».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать