Перейти к основному содержанию

Налоги: договор или «заговор»

05 марта, 20:30

Любая и даже самая мирная революция несет в себе гены разрушения, какие-то угрозы существовавшему дотоле порядку. Реформы, в зависимости от их радикальности, — это тоже своеобразные революции, не исключающие определенные риски. Чем станет для Украины налоговая реформа, официальный старт которой был дан вчера на заседании рабочей группы по подготовке проекта Налогового кодекса?

Вопрос этот далеко не праздный, поскольку именно налоговая система, согласно современным понятиям, во многом определяет не только кратковременные приоритеты того или иного государства и его общественный строй, но и благосостояние граждан. Правительство нашей страны 20 февраля одобрило концепцию реформирования налоговой системы. Ею предусматривается постепенное, до 2015 года, снижение налоговой нагрузки на экономику. Среди основных целей налоговой реформы — повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса, легализация теневого сектора, упрощение налоговых норм, адаптация налогового законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Главные вехи реформы состоят в том, что ставка налога на прибыль предприятий будет поэтапно снижена с 25% до 20%, а система налогообложения пассивных доходов физических лиц — усовершенствована. Последнее звучит, конечно, несколько таинственно. Поскольку совершенствовать можно в самые разные стороны. В данном случае речь идет, в основном, о внедрении налога на недвижимое имущество, что, как считают в правительстве, должно стать важным средством укрепления базы собственных доходов местных бюджетов всех уровней. Тем более, что базой налогообложения может стать оценочная стоимость недвижимости, а ставки налога могут быть установлены на минимальном уровне (от 0,05% до 0,1%) с постепенным их повышением. Готов уже и примерный график: в 2007 году ожидается принятие Налогового кодекса, в 2008— 2012 годах — упрощение системы администрирования налогов и адаптация налогового законодательства к требованиям ЕС, в 2013—2015 годах — приведение налоговой системы Украины в соответствие стандартам ЕС. Предусмотрены этапы работы над соответствующими документами, включая консультации с бизнесом и общественностью.

Идеология налоговой реформы, без сомнения, звучит весьма привлекательно. Речь идет о создании благоприятного инвестиционного климата и развитии предпринимательства. Через построение понятных, прозрачных и стабильных отношений между налогоплательщиками и государством, правительство намечает реальные шаги к становлению конкурентоспособной социально- ориентированной рыночной экономики. Именно это будет положительным сигналом для отечественного бизнеса.

А главная цель, которую правительство декларирует, приступая к созданию налогового кодекса, состоит в уменьшении фискального давления, стимулировании производства, инноваций и инвестирования. Для этой работы правительство привлекает не только чиновников министерств и ведомств, но и научных работников, экспертов, представителей бизнеса и, естественно, народных депутатов. Программа максимум правительства — разработать на новой налоговой базе госбюджет-2008.

Основная, но, правда, далеко не единственная проблема, как сделать, чтобы Налоговый кодекс базировался лишь на бухгалтерских нормах, и как затем всего лишь за один год перейти на новую единую систему учета.

В налоговой идеологии правительства используется также главный консолидирующий нацию посыл: налоговая система должна создавать условия для того, чтобы экономика страны становилась конкурентоспособной. «Не будет у нас конкурентной экономики, если мы не заинтересуем наши предприятия вводить новые инновационные технологии, новое технологическое оснащение, — утверждает первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров, — но для этого необходимо, чтобы налог стимулировал наши предприятия осваивать новую технику». В то же время, не стоит, конечно, надеяться на радикальную налоговую революцию. Подходы к реформированию, уверен Азаров, должны быть взвешенными, ведь за каждым процентом уменьшения размера налога — миллиарды гривен недопоступлений в госбюджет. Вице-премьер предупреждает, что от определенного сокращения поступлений в казну не должна пострадать социальная сфера. Доходы бюджета и средства на социальные нужды, на поддержание социальных стандартов не должны входить в противоречие.

Естественно, Налоговый кодекс должен стать продуктом консенсуса украинских элит. Для этого сегодня, несмотря на политическое противостояние, все же, похоже, есть определенные предпосылки, поскольку правительству удалось привлечь к активной работе над налоговым будущим страны также и видных политиков из оппозиции. В частности, глава профильного комитета парламента Петр Порошенко уделяет много внимания совершенствованию налога на добавленную стоимость. «В 2008 году абсолютно реально установить ее (ставку НДС) на уровне 17%... С 2009 года ставка НДС может быть 15% при одновременном расширении базы налогообложения НДС путем тщательного пересмотра действующего перечня налоговых льгот», — говорит народный депутат. Настроен он весьма оптимистически: «Я надеюсь, что текущая политическая ситуация, которая сложилась в сессионном зале, в том числе и относительно обострения противостояния между властью и оппозицией, не будет препятствием для принятия Налогового кодекса». В качестве примера, подтверждающего возможность компромисса, парламентарий назвал голосование по законам, связанным со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию. Порошенко, похоже, налоговую концепцию правительства в штыки не воспринимает: «Целью налоговой реформы и принятия Налогового кодекса может стать не фискальная слагаемая и поиск новых механизмов наполнения государственного бюджета, а четкое выполнение государственной социально-экономической политики, создание условий для укрепления среднего класса, преодоление бедности и развитие конкурентноспособной экономики». Так же, как и правительство, он верит в возможность формирования бюджета-2008 на новой налоговой базе. Члены рабочей группы поддержали предложение Порошенко о еженедельном отчете правительства на парламентском комитете по вопросам финансов и банковской деятельности по промежуточным результатам подготовки Налогового кодекса и письменном информировании о ходе работы над Кодексом Верховной Рады и ее комитетов.

Естественно, в парламенте можно предвидеть и тяжелые налоговые баталии. Так, экс- министр финансов Виктор Пинзеник, постоянно находящийся в клинче с нынешним правительством по любым вопросам, уже и сегодня утверждает о том, что налоговая концепция не решает системных проблем налогообложения и не отвечает целям реформирования налоговой системы Украины. Экс-министр и действующий профессор учит правительство азбуке налоговой системы. При этом он, похоже, вовсе и не является сторонником снижения налоговых ставок, а выдвигает идею снижения государственных расходов, хотя и замечает, что их резкое сокращение невозможно. Он утверждает, что сумма необоснованных расходов бюджета составляет 16 миллиардов гривен и предлагает перейти от финансирования содержания государственных учреждений к финансированию услуг, что, по его мнению, означает совсем другие подходы к функциям государства в условиях рыночной экономики... Как красиво это звучит. И, вероятно, привлечет немало сторонников в парламенте. И главная опасность тут в том, что налоговую реформу можно снова заговорить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать