Налоговая амнистия, или Рыболовный крючок
Как стало известно корреспонденту «Дня», вскоре ожидается подписание указа Президента о налоговой амнистии и мерах по возвращению капитала из-за границ Украины. Предусматривается, в частности, что любое юридическое или физическое лицо сможет до конца 1999 года задекларировать органам налоговой службы любую сумму капиталов, заработанных некриминальным путем. Задекларированные средства не будут облагаться налогом в этом году. А в 2000-м будут включены в базу налогообложения, при этом налоговики, которые и подготовили проект указа, обещают освобождение от ответственности и неразглашение деклараций.
Не вызывает сомнения тот факт, что указ будет иметь политическое значение. О необходимости налоговой амнистии говорят все нелевые претенденты на должность президента. Время от времени об этом напоминают и Международный валютный фонд и Мировой банк: «Зачем просить миллионы, если украинских денег в западных банках — миллиарды». Но вряд ли это поможет экономике. За последние несколько лет предприниматели привыкли, что государство их постоянно «кидает»: арестовывает банковские счета, усиливает налоговое давление, не выполняет обязательства по облигациям внутреннего государственного займа, начисляет безумные штрафы. Желающих судиться с государством немного. Большинство прекращает бизнес, идет в тень, ищет возможность вступить в СДПУ(о) (есть и такие случаи). Ведь, выиграв в суде, можно почувствовать на себе так называемые косвенные методы определения базы налогообложения — в соответствии с указом Президента от 07.08.98 и постановлением КМ №1997. По указу такие методы можно применять в случае нарушения требований бухучета, потери бухгалтерских документов, отсутствия учета фактических затрат производства. Однако Кабмин пошел еще дальше: предпринимателей берут «в разработку» при постоянной убыточности, несоответствии уровня жизни руководителя и членов семьи задекларированным доходам, предоставлении или погашении кредитов, увеличении операций с наличностью, существовании отношений с фиктивными структурами (что это такое, ни один закон не определяет).
Можно также сравнивать доходы тех, кто занимается аналогичной деятельностью. При этом никто не знает, кто разрешил Кабмину менять механизм налогообложения, установленный налоговым законодательством, в частности, законом «О системе налогообложения». Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах насчитал в этом постановлении КМ нарушения двух статей Конституции и 10 статей самых разнообразных законов. А ГНА планирует такими методами привлечь в бюджет дополнительно 1-1,5 млрд. гривен. При этом недоимка платежей в бюджет выросла по сравнению с началом года в 1,4 раза и достигла более 13,5 млрд. И разве при таких условиях предприниматель поверит, что государство не будет трогать его честно задекларированные деньги, зная, где они лежат?
По просьбе «Дня» проект указа прокомментировали:
Валерий КОЛОМОЙЦЕВ, заместитель председателя Бюджетного комитета ВР:
— Я знаю Николая Азарова как довольно рассудительного человека. Если он подготовил проект указа, то это сделано профессионально. Хотя главное — не налоговая амнистия. Экономисты давно доказали, что оптимальный объем налогообложения — 37%. Если меньше или больше — деньги уходят в тень. Поэтому главное — установить реальную систему налогообложения.
Владимир ЧЕРНЯК, доктор экономических наук:
— Сама по себе идея амнистии неплохая. Если бы она была практически реализована, то это способствовало бы выходу экономики из тени, во всяком случае значительной ее части. Такая политика содействовала выходу из экономического кризиса, например, Чехии. Конечно, речь идет о капитале «серой» экономики, не криминальной. Но я сильно сомневаюсь, что эту идею удастся реализовать с помощью указа. Надеюсь, законодательная и исполнительная власти позаботятся обо всем этом комплексе мероприятий. Если политика будет последовательной, может, за год-два доверие предпринимателей к власти возродится.
Александр ВОЛКОВ, «Возрождение регионов»:
— Сейчас какие-то теневые капиталы где-то ходят. Что от этого имеет народ? Не все эти деньги заработаны криминальным путем. Просто до 1993 года не запрещалось вывозить средства за границу. И люди для защиты от инфляции это делали. Теперь эти деньги работают на экономику других государств. И разве не правильней сказать людям: что было, то было, возвращайте деньги, пусть они работают на экономику страны. Сейчас куда мы только не бегаем, чтобы получить какие-то $200–300 млн., а около $15 млрд. наших средств лежат за границей.
Анатолий КАРМАЗИН, председатель Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с коррупцией:
— Если такие меры и принимать, то исключительно в виде законов. Указы Президента действуют три года после вступления Конституции в действие. Через несколько месяцев они утратят силу. Поэтому для того, кто возвратит средства, ясно, что завтра его опять возьмут за одно место, спросят — где, что, откуда? И посадят. Скорее это популистский шаг Президента для Международного валютного фонда.
Виктор ПИНЗЕНИК, доктор экономических наук:
— Ничего не выйдет. Где будут возвращенные деньги? В банках, которые могут прогореть? На счетах, которые могут арестовать? Нигде в мире такие указы не принимали, просто создавали условия, при которых можно спокойно возвращать деньги.