Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нам надо, наконец, определиться

31 марта, 19:51
«МАРШ ПАТРИОТОВ» / ФОТО ВЛАДИМИРА ДУБАСА

... Я получил премию имени Джеймса Мейса за гражданскую позицию. Именно она заставляет меня сегодня высказаться на правах рядового читателя газеты «День». Очень многие духовные и социальные язвы современной Украины, как в капле воды, отражаются в отношении нашей либеральной интеллигенции к украинскому вооруженному национально-освободительному движению. С одной стороны, эти люди позиционируют себя в качестве патриотов, но, в то же время, не признают участников освободительной войны 1940—1950-х годов на западных землях за то, что те действовали «нелиберально», «недемократично», «нетолерантно». Насколько в принципе могут быть «либеральными» любые движения, ведущие вооруженную борьбу, почему-то не спрашивают.

Удивительно, но именно только к украинскому Резистансу предъявляются сверхповышенные морально-этические требования, о которых никто не вспоминает, когда речь идет обо всех остальных: насколько гуманными были голландские гезы, сражавшиеся против испанских оккупантов, насколько гуманными были либертадоры Южной Америки Боливар и Сан-Мартин, итальянские краснорубашечники Джузеппе Гарибальди, венгерские повстанцы 1848 года, балканские антитурецкие гайдуки, антифранцузские партизаны Алжира и Индокитая, еврейские партизаны британской подмандатной Палестины, солдаты и офицеры польской Армии Крайовой, антианглийские ирландские боевики и многие-многие другие. Зато от ОУН-УПА требуют, чтобы там каждый был чуть ли не Махатмой Ганди.

Интересно бы смотрелся этот индийский гуманист где-нибудь в Западной Украине в каком-нибудь 1947 году в ...застенке советских карательных органов. Естественно, НКВД-МГБ, СС и гестапо были феноменально человеколюбивыми, на их фоне ОУН-УПА, конечно, проигрывает. А надо было начать дискуссию с товарищем Сталиным и партайгеноссе Гитлером и о правах человека, и о либеральных ценностях, гражданском обществе, о прочих хороших вещах. Это уровень понимания проблем определенной частью нашей интеллигенции.

Тут вот недавно уважаемый академик-философ подарил товарищам коммуно-москвофилам еще один «аргумент»: оказывается, кроме всех остальных ее «прегрешений», ОУН состояла в каком-то «Международном фашистском интернационале». С помощью друзей, в том числе профессоров-историков, я перерыл все энциклопедии и Википедии, но ничего не нашел. И никто из историков не смог мне помочь. Ведь если подобная организация когда-либо существовала, то она должна была иметь руководящие органы, уставные и программные документы, штаб-квартиру, прессу, проводить какие-то съезды, конгрессы, конференции и т.д.

Нигде ничего... Никаких следов. Зато все коммунистические интернационалы: и первый, и второй, и второй с половинкой, и Коминтерн, и четвертый во главе со Львом Троцким — на месте со всей их бурной деятельностью. Разумеется, каждый индивид может иметь свои убеждения, вкусы и предпочтения, но с фактами надо обращаться аккуратно.

Некоторые интеллектуалы поражают политической наивностью. Вот, например, «открытие»: «С другой стороны — и об этом нам в настоящий момент вести речь крайне сложно, — во имя украинской нации и государственности были совершены преступления». Увы, некоторая часть украинской интеллигенции переживает ныне свой младенческий период развития. Давайте посчитаем, сколько преступлений было совершенно во имя русской нации и государства, во имя польской, во имя венгерской, во имя испанской, английской, французской и т.д. Но там подобные факты подавляющее большинство общества не воспринимает как основание для тотальной дегероизации борцов за национальные интересы. Пусть сверхстрогие критики ОУН-УПА назовут хотя бы одно «стерильно чистое» вооруженное движение за независимость... Что, Армия Крайова была безгрешной? Но в нынешней Польше это однозначно героическая организация. Интеллектуалы, собравшиеся под обложкой книги «Страсти по Бандере», по крайней мере некоторые из них, призывают «начать деконструкцию тех мифов, которые делят Восток и Запад», на практике советуя нам, признавая независимость Украины, одновременно отречься от тех, кто за эту независимость жертвовал собой. Но народ, отрекающийся от своих героев, всегда будет быдлом. Наше нежелание дать честную оценку своему прошлому и героической эпопее ОУН-УПА — это показатель нашей холуйской беспринципности (от которой не спасает и проживание в демократической заокеанской диаспоре) и ответ на вопрос, почему вот уже 20 лет мы живем в таком дерьме: экономическом, политическом, социальном и духовном. Нас призывают «выработать исторический дискурс, который служил бы всем гражданам Украины, независимо от этнического происхождения...». В том числе и тем, кто люто ненавидит Украину, на кого словосочетание «украинское государство» действует, как красная тряпка на колхозного бугая?

Не сомневаюсь, что люди, мыслящие категориями приспособленчества, капитуляции, угодничества, создадут такой «исторический дискурс» — уже создали. Эти вечно сидящие на двух стульях, жаждущие угодить «и нашим и вашим», примирить жертву и палача, оккупанта и оккупированного, героя и подонка предлагают сегодня выбросить из украинской истории самые героические ее страницы. Что ж, полку Д.В. Табачника прибыло... Уж кто-кто, а либеральствующая часть нашей интеллигенции не должна обижаться на этого деятеля потому, что сама недалеко от него ушла.

А Восток и Запад в Украине — проблема скорее искусственно создаваемая политиками и антигосударственными силами, нежели реально существующая. Жалуются наши псевдоукраинские либералы, мол, на Востоке не воспринимают Петлюру, Бандеру, Коновальца, Шухевича и т.д. А что, господа, вы рассказали жителям Юго-востока об украинской истории? Ведь эти территории по милости ленивого, трусливого и бездарного официального Киева были на два десятилетия отданы в аренду кремлевской пропаганде, через которую украинскому голосу было так трудно пробиться. Но когда он все-таки пробивался, отклик всегда был. Несколько лет назад автор этих строк приобрел изданную в Харькове на русском языке книгу «Степан Бандера. Биография». Издательство обошлось без комплиментов и проклятий, все там изложено сухо и объективно. Книжку отвез в свой родной Севастополь. Она пошла по рукам из квартиры в квартиру, стала бестселлером, и один местный великоросс после ее прочтения сказал о лидере ОУН: «Так он же был великим человеком!». Почему я на свою доцентскую зарплату могу вести такую работу, а выдающийся хоруживский патриот со всей своей камарильей за пять лет президентской каденции ничего подобного не сделал? Более того — восприятие гражданами лидера революционной ОУН, по оценкам социологов, за эти годы даже ухудшилось — не иначе из-за того, что в Ющенко начали видеть бандеровца...

А издавать указы о присвоении «Героя» Бандере за пять минут до ухода с должности — много ума и героизма не требует. Речь идет о том, чтобы все-таки, приложив колоссальные усилия, изменить общественные настроения в благоприятную для Украины сторону, выиграть великую битву идей, а не о том, чтобы препарировать свою историю в угоду тем, кто никакой Украины в Украине не хочет.

Наши историки-малороссы — люди безмерно наивные. Они думают, что смогут умиротворить украинофобов, сдав им все принципиальные украинские позиции в истории. Не умиротворят. Меньше чем на ликвидацию украинского государства украинофобы не согласятся. И попытки наших «всемирно-отзывчивых», но глухих к самой Украине интеллектуалов усидеть своим задом на всех стульях, окончатся падением на пол. Я приведу знаменитый отрывок из текста Ивана Франко, на основании которого наши «общечеловеки» от истории смогут обвинить его в «ксенофобии» и «агрессивном национализме»: «Все, що йде поза рами нації це або фарисейство людей, що інтернаціональними ідеалами раді б прикрити свої змагання до панування одної нації над другою, або хворобливий сентименталізм фантастів, що раді б широкими «вселюдськими» фразами прикрити своє духовне відчуження від рідної нації. Може бути, що колись надійде пора консолідування якихось вільних міжнародних союзів для осягнення вищих міжнародних цілей. Але це може статися аж тоді, коли всі національні змагання будуть сповнені й коли національні кривди та неволення відійдуть у сферу історичних спомінів».

«Страсти по Бандере» есть отражение тех шатаний и метаний, свойственных нашей почти демократической интеллигенции, которая до сих пор не может четко определиться с независимым Украинским государством. С одной стороны, она «за», с другой... Тот, кто является последовательным патриотом, не может отрекаться от тех, кто боролся за независимость страны. Нигде в мире борцов за независимость не подвергают остракизму. Это происходит только в Украине. И это ненормально. А в ненормальном обществе не может быть нормальной жизни. Может, хватит уже бродить по «пустыне»?

В статье «Я учусь понимать» ее автор крымчанин Павел Казарин пишет: «Мне, внуку двух ветеранов Великой Отечественной, никогда не будут близки идеалы (независимая Украина! — И.Л.) и методы ОУН-УПА и Степана Бандеры». Очевидно, моему земляку близки методы и идеалы сталинских партизан, от которых местные жители страдали не меньше, чем от нацистских карателей, о чем свидетельствует множество советских архивных документов? Или идеалы Красной армии, а еще больше методы Красной армии в 1945 году в Восточной Пруссии?

Вот отрывок из книги воспоминаний, изданной в Москве в 2009 году. Она называется «Война все спишет. Воспоминания офицера-связиста 31-й армии». Ее автор — бывший советский лейтенант Леонид Рабичев. Цитирую: «Да, это было пять месяцев назад, когда войска наши в Восточной Пруссии настигли эвакуирующееся из Гольдапа, Инстербурга и других оставляемых немецкой армией городов гражданское население. На повозках и машинах, пешком — старики, женщины, дети, большие патриархальные семьи медленно по всем дорогам и магистралям страны уходили на запад. Наши танкисты, пехотинцы, артиллеристы, связисты нагнали их, чтобы освободить путь, посбрасывали в кюветы на обочинах шоссе их повозки с мебелью, саквояжами, чемоданами, лошадьми, оттеснили в сторону стариков и детей и, позабыв о долге и чести и об отступающих без боя немецких подразделениях, тысячами набросились на женщин и девочек. Женщины, матери и их дочери, лежат справа и слева вдоль шоссе, и перед каждой стоит гогочущая армада мужиков со спущенными штанами. Обливающихся кровью и теряющих сознание оттаскивают в сторону, бросающихся на помощь им детей расстреливают. Гогот, рычание, смех, крики и стоны. А их командиры, их майоры и полковники стоят на шоссе, кто посмеивается, а кто и дирижирует, нет — скорее регулирует. Это чтобы всех их солдаты без исключения поучаствовали... Полковник, тот, что только что дирижировал, не выдерживает и сам занимает очередь, а майор отстреливает свидетелей, бьющихся в истерике детей и стариков... До горизонта между гор тряпья, перевернутых повозок трупы женщин, стариков, детей... Получаем команду расположиться на ночлег. Мне и моему взводу управления достается фольварк в двух километрах от шоссе. Во всех комнатах трупы детей, стариков, изнасилованных и застреленных женщин». (С.193—195). «Освободительная» миссия в натуре... А эти идеалы и методы Красной армии близки внуку двух ветеранов Великой Отечественной Павлу Казарину?

Так до каких же пор над нами будут довлеть двойные стандарты, когда в Украине продолжается начатый коммунистами, НКВД—МГБ—КГБ процесс шельмования ОУН-УПА, а Красная армия остается «священной коровой», святой и непогрешимой? И обсуждать преступления Красной армии нельзя, это абсолютное табу, это тот «скелет», который нельзя вынимать из шкафа. Как же на фоне подобных демонстративно-вызывающих двойных стандартов можно говорить об объективности и стремлении к правде истории? Объективность начинается там, где к любым явлениям прилагается одна и та же шкала оценок, а не там, где преступления, совершенные симпатичной политической силой, рассматриваются как добродетель или замалчиваются, а совершенные идейными оппонентами — осуждаются полностью и без какого бы то ни было внимания к обстоятельствам. Объективность возможна там, где нет оправдательного и обвинительного уклона в зависимости от политических симпатий.

Нам надо наконец определиться. Если мы не признаем национально-освободительное движение в Украине, то мы не должны признавать и его высшую цель — государственную независимость нашей страны. От отречения от героев освободительной борьбы до отречения от Украины как нации и государства — один шаг. Лукавые же голоса политических и псевдонаучных «сирен»: откажитесь и тогда вам легче станет жить — очередной дьявольский соблазн, поддавшись которому, можно потерять все, во имя чего на протяжении столетий приносились огромные жертвы. Вставший на путь капитуляции окончит полным крахом. Почитайте в «Дне» №42—43 статью одесского политолога Павла Ковалева, в которой ярко показывается, к чему приводят толерантность и заигрывание с сепаратизмом и украинофобией. На протяжении 20-ти лет я наблюдал все эти сюжеты у себя дома, в Крыму. Толерантность к антидержавным силам очень часто заканчивается не миром, а большим кровопролитием. Если мы не хотим быть молотом, то неизбежно станем наковальней... Так слишком часто было в нашей истории.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать