Наш Гавел
О чем молодые украинцы хотели бы поговорить с чешским президентом?Сергей СТУКАНОВ, аспирант Донецкого национального университета:
— Многолетний диссидент, талантливый писатель, чьи пьесы с успехом ставили за рубежом (в частности в Австрии) — и запрещали в Чехословакии, лидер Бархатной революции и демократических преобразований, вызванных ею, Вацлав Гавел, вероятно, мог бы поведать немало значимых и интересных историй (микроисторий), которые бы в совокупности дали возможность более выразительно и конкретно постичь макроисторию, смыслом которой не только для Чехословакии, но и для целой Центрально-Восточной Европы второй половины XX в. стал путь к свободе. Впрочем, политические перипетии и политологические нюансы этого пути достаточно серьезно интересовали бы меня в разговоре с ним, по-видимому, не в первую очередь. Прежде всего, я бы спросил у него об экзистенциальном (а заодно — этическом) аспекте вопроса: о его индивидуальном духовном сопротивлении системе — насквозь лицемерной и предельно абсурдной — следовательно, в основе своей неприемлемой для самой жизни. Часто употребляемое Гавелом в его произведениях слово «абсурдистан» — это (инспирированное, очевидно, экзистенциальной философией) ироничное название страны, в котором абсурдное полностью затмило нормальное, таким образом дискредитировало (нивелировало) ценность реальности. Будучи присущим, в первую очередь, правительству и политике в целом, абсурд распространяется концентрическими кругами, проникая во все более глубокие слои общества. Для современной Украины, как ни досадно это признавать, само преодоление и противостояние абсурдности должно стать чуть ли не ведущей целью здоровых элементов общества. Создавая центры правдивости внутри мира с вывернутой наизнанку шкалой ценностей, они должны были бы культивировать благосклонность к правде и распространять ее влияние на окружение. Собственно, о социальных источниках абсурда (а значит и о внутреннем источнике правды, спрятанном в каждом человеке) я и хотел бы поговорить с Вацлавом Гавелом.
Кристина БОНДАРЕВА, студентка ІV курса Львовского национального университета им. И. Франко, выпускница Летней школы «Дня»:
— Если бы я имела возможность хотя бы раз в жизни встретиться из Вацлавом Гавелом, мне стало бы боязно. От одной мысли, что можно пообщаться с этим выдающимся человеком. Каждая страна имела и имеет своих Гениев, являющихся мерилом и репрезентатором национального сознания. Конечно, это литераторы, художники, музыканты, научные работники. Как правило, они находятся в антагонизме с властью. Особенно при тоталитарных режимах, не терпевших инакомыслие, Гении становились диссидентами. Почти никогда диссиденты не оказывались в кресле чиновников от власти. А Вацлав Гавел — смог.
Мыслитель, поставивший национальные интересы выше личных. Мы нередко задаем вопрос: почему у нас интеллектуалы не лидеры? Почему зачастую гражданский долг не является достаточным основанием для того, чтобы аккумулировать свою интеллектуальную мощь и взяться за реальные дела? Если бы можно было еще раз пригласить Вацлава Гавела к разговору, хотела бы задать ему эти вопросы. Не думаю, что причиной отсутствия национальных лидеров (хотя бы одного!) является страх. Но если он, то стоит вспомнить одиннадцатую Заповедь Божью, которую провозгласил Иоанн Павел II, еще один великий человек XX века. Он призывал: «Не бойся». Человек, который был президентом трех государств, — социалистической Чехословацкой республики, посткоммунистической Чехословакии и, в конце концов, независимой Чехии — не боялся. Не боялся ставить на весы все, даже когда дело касалось трансформации государства. Все можно поставить, когда веришь, что результат будет лучшим. Став национальным лидером на пике Бархатной революции, Вацлаву Гавелу удалось сохранить и правильно применить накопленную энергию чешского народа. Чего, к сожалению, не удалось сделать нам... Как жертвы коммунистического режима Чехия и Украина имеют много общего, но и много отличий. В частности, в создании независимых государств. И у нас, и у чехов создание собственных государств вылилось в революции. Но чехи проявили большую уверенность в собственном будущем, в то время как Украина долго не знала, где ей быть, сказал когда-то Вацлав Гавел вскоре после оранжевой революции. Об этом было бы интересно поговорить с покойным президентом. Потому что Вацлав Гавел из тех деятелей, чей вклад в жизнь общества будет оцениваться не одним днем. Он дал много полезного и чехам, и, без преувеличения, всему миру, показав, что цели только тогда могут быть эффективными, когда они являются хорошими. И когда человек полностью несет ответственность перед миром за возложенную на него миссию. А для него это была ответственность перед чем-то более высоким, чем сам человек. А также любовь и глубокая вера в то, во что вложил немало сил.
Назар ЛИТВИН, аспирант Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана:
— ...К большому сожалению, такой возможности уже не будет. А нашим политикам (как оппозиционным, так и провластным) и лидерам государства не мешало бы пообщаться с таким выдающимся человеком, многому поучиться и перенять бесценный опыт. Сделали ли они это? Поняли ли, к какому уровню им нужно стремиться? Поняли ли украинцы, каких политиков нужно выбирать?..
А о чем я как представитель молодого поколения, выпускник высшего учебного заведения, а теперь и аспирант, мог бы спросить Вацлава Гавела? В первую очередь: как он завоевал независимость для своей страны? Какими методами он боролся с кровавым и человеконенавистническим советским режимом? Как ему удалось мирным путем установить независимость в Чехии? Хотя Советский Союз давно уже в прошлом, и Украина — независимое государство, наша борьба за эту самую независимость продолжается. И потому мне как молодому человеку, который видит свое будущее в Украине и заинтересован в действительно независимом свободном государстве-участнике Европейского сообщества, было бы интересно узнать, каким был путь Вацлава Гавела, его стремления и мечты (а также их воплощение) о свободной, развитой Чехии — члене Европейского Союза с гарантированием прав и свобод граждан не только на бумаге, широкими возможностями для самореализации и развития человека. Поэтому, обогатившись от общения с таким человеком, я бы использовал его опыт, потому что стремлюсь и буду все делать для того, чтобы изменить Украину к лучшему.
Выпуск газеты №:
№232, (2011)Section
Панорама «Дня»