Нашествие царей
Украинцев призывают покаяться перед российским императором Николаем II и восстановить памятник «царю-освободителю» Александру II...Попытки интегрировать Украину в пространство «Русского мира» не прекращаются. Красноречивой иллюстрацией этого процесса стало недавнее появление нескольких «интересных» биллбордов вдоль полтавского участка трассы Киев — Харьков. На них изображены последний российский монарх Николай ІІ и многозначительная подпись «Царь-батюшка, прости». Владельцы рекламных площадей не называют журналистам заказчиков этого «креатива», ссылаясь на коммерческую тайну, однако есть некоторые предположения, что за ним могут стоять православные организации и общества. Кстати, похожая «социальная реклама» появляется уже не в первый раз. В прошлом году весной в Киеве и Одессе появились биллборды с фотографией царской семьи и просительным слоганом «Прости нас, Государь, заблудших чад своих, и за нас помолись перед Богом!». Так что это далеко не случайность и не самодеятельность. Неужели можно серьезно поверить в то, что таким образом независимая Украина готовится к 400-летнему юбилею дома Романовых в 2013-м?
ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Цель подобных пропагандистских кампаний, как удачно подметил Игорь Лосев, состоит не только в зондировании политической почвы и подпитке «братских» имперских амбиций, но и в постоянной атаке украинской идентичности. Естественно, с непрерывным стремлением вернуть «заблудших чад» в общую восточнославянскую кошару (включительно с Единым экономическим пространством и Таможенным союзом). При этом «овцам» следует привить чувство вины за то, что они, неблагодарные и от природы коварные, непосредственно приобщились к свержению Российской империи во главе с православным монархом, а позже, поддавшись «националистическому безумию», способствовали и упадку ее советской реинкарнации.
Поверить в то, что после появления «царских» биллбордов в Киеве или Полтаве украинцы массово ринутся в церкви вымаливать прощение государя, трудно, однако и утверждать, что подобные инициативы вовсе лишены поддержки со стороны наших сограждан, тоже ошибочно. Достаточно хотя бы раз увидеть крестные ходы местных сторонников «канонического» православия, чтобы убедиться в том, что идеологи «Русского мира» засевают в Украине довольно благодатную почву. В безудержном порыве тоски по утраченной империи удивительным образом сливаются и монархисты, и коммунисты.
Абсурдно эклектическую атмосферу подобных мероприятий очень метко обобщил Роман Чайка в одной из колонок на сайте tsn.ua: «Колоритные персонажи бородато-бомжеватого вида, которые несут хоругви, российские флаги и транспаранты, мракобесные старушки с иконами и портретами Николая ІІ, а еще пенсионного возраста «юные ленинцы» с компартийными флагами и даже портретами Сталина. Те, кто расстреливал, шагают рядом с теми, кто молится за невинно убиенного самодержца Российской империи. Те, кто убивал «Николая Кровавого» и всю его семью, теперь крестят лбы правой рукой, сжимая левой коммунистический стяг. Театр абсурда в 3D. Иностранный турист точно заподозрит, что все эти хитрые украинцы как-то причастны к этому убийству и по сей день каются. Вот только понять бы ему, эти ряженые и убогие — холопы государевы или наследники чекистов-расстрельщиков?»
ОДИОЗНЫЙ КУМИР«РЕФОРМАТОРОВ»
Впрочем, пантеон героев адептов «Русского мира» не ограничивается фигурой канонизованного императора. Наверное, вторым по популярности историческим персонажем является премьер-министр царской России Петр Столыпин, застреленный в Киеве и похороненный на территории Киево-Печерской лавры. Особо рьяно этим деятелем восторгается его украинский коллега Николай Азаров, который читает о нем лекции в университетах, возлагает цветы на его могилу и принимает участие в поминальных молебнах по «выдающемуся реформатору». Беря за образец самодержавного премьера, Николай Янович довольно прозрачно намекает обществу, что нынешние правительственные чиновники — едва ли не наследники его управленческой традиции. «Петр Столыпин — выдающийся государственный деятель России, человек-реформатор, чья деятельность не была однозначно воспринята ни современниками, ни потомками. Вместе с тем, нельзя не отметить, что его реформы, особенно земельная, заложили серьезный фундамент для становления государства. И в этом плане, безусловно, можно проводить параллели с теми реформами, которые проводятся у нас в настоящий момент», — убежден Азаров.
Кстати, в своем восхищении имперским правительственным чиновником, который во имя Великой России жестоко подавлял политические свободы, распускал Думу, внедрял военно-политические суды и боролся с национальными стремлениями украинцев и евреев, глава отечественного Кабмина далеко не одинок. В столыпинский «фан-клуб» также входят его «региональные» однопартийцы Дмитрий Табачник и Эдуард Прутник, который недавно, во время документальной выставки «За семью печатями: П.А. Столыпин и Киев», пообещал, что возглавляемый им благотворительный фонд «Единый мир» приложит все усилия, чтобы восстановить в Киеве памятник их кумиру (монумент стоял на Крещатике, напротив городской думы, с 1913 по 1917 год). «Это восстановление — не столько дань Петру Аркадиевичу, сколько восстановление эпохи, подходов, взглядов. Я считаю, что историческая справедливость победит», — отметил Прутник.
Приблизить «победу» этой «справедливости» поклонники Столыпина пытались в начале 2012 года, когда Министерство культуры России предложило Киевсовету принять в дар памятник царскому премьеру, однако Комиссия по вопросам культуры и туризма отклонила это предложение. В то же время проигнорированные сторонники российской идеи могут похвастаться тем, что на доме по ул. Гончара, 33, в котором умер от ран «выдающийся реформатор», установлена памятная доска. Показательно, что во главе церемонии открытия был режиссер Никита Михалков, «придворный» воспеватель Великой России и восточнославянского единства.
Однако, вероятно, еще более символичным фактом является то, что по печальной иронии судьбы эта мемориальная доска висит на доме, в котором расположены офис Народного руха и Музей шестидесятничества. Таким странным образом сосуществуют российский империализм и украинское антиимперское, антитоталитарное сопротивление. Хотя подобная «каша в головах» далеко не редкость в Украине, где после обретения независимости, с одной стороны, появляются монументы Грушевскому, Петлюре, Чорновилу и Бандере, а с другой — устанавливают памятники Екатерине ІІ, Сталину, Брежневу, жертвам ОУН — УПА, Щербицкому и Кучме. Вполне вероятно, что скоро компанию им составит еще одна историческая фигура — царь Александр ІІ, бюст которому планируют восстановить в Ровеньках на Луганщине, конечно, к юбилею дома Романовых. Образ «царя-освободителя» сознательно или несознательно должен вытеснить совсем другой образ — монарха, который выдал позорный Эмский указ, направленный на уничтожение украинского языка. Бюст императора подарили побратимы из пгт Ровеньки Белгородской области России, достигнув взаимопонимания с украинскими коллегами, которые согласилось взять на себя работы по его установке — конечно, за спонсорские деньги. Пока решается вопрос о месте установки бюста (мэрия хочет услышать мнение жителей), он хранится в ровеньковском Дворце культуры имени Горького.
Объяснить всю эту постмодернистскую эклектику и неугасающий национальный мазохизм очень трудно, но еще труднее вытравить их на уровне сознания, пораженного постколониальным синдромом и постсоветской шизофренией, — надеемся, что не безнадежно.
КОММЕНТАРИЙ
«НА НАШИХ ГЛАЗАХ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ МАСШТАБНАЯ РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ»
Андрей ОКАРА, политический философ, Москва:
— В 2013-м исполняется и 400 лет династии Романовых, и 1025 лет со дня крещения Древней Руси. Оба информационных повода непременно будут использованы для раскрутки темы так называемого «Русского мира», которую любят использовать в качестве идейной почвы для вступления Украины в Таможенный Союз и Евразийский Союз. Это можно бесконечно раскручивать и обсуждать публично. Сейчас на наших глазах разворачивается масштабная рекламная кампания. Святейший Патриарх Кирилл сейчас переживает не лучшие времена, поэтому заинтересован в продвижении проекта под условным названием «Русский мир 2.0».
Что же касается загадочных биллбордов, то интересно было бы выяснить, кто их заказчик. Но стоит отметить, что в России власть на сегодня отказалась от идеи масштабного празднования 400-летия дома Романовых на государственном уровне (еще совсем недавно подобные идеи были). География, количество и эстетика этих бордов говорят о среднем достатке заказчиков: у бедных не хватило бы денег на подобную акцию, очень богатые сделали бы этот эпатаж более массовым и качественным.
Думаю, в любом случае не стоит беспокоиться по поводу Николая II: он был императором Российской империи, куда помимо современной России входила и большая часть Украины. Он канонизован как святой — мученик-страстотерпец. Примерно так же, как в Давней Руси были канонизованы князья Борис и Глеб. Но вот виноват ли народ перед императором, нужно ли перед ним извиняться — вопрос сложный. Ведь он сам отрекся от престола, из-за чего стали возможными и паника в стране, и Октябрьская революция, и гражданская война, и триумф большевизма. В любом случае очень неприятно, что образ последнего императора всероссийского используют в своих политтехнологиях современные политические «разводилы».
Выпуск газеты №:
№222, (2012)Section
Панорама «Дня»