Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наши Ньютоны и Галилеи

Топ-50 украинской науки ХХ ст.
11 марта, 19:51

Мы продолжаем печатать статью Станислава Кульчицкого (см. «День» от 26.02.2010, 5.03.2010) «Наши Ньютоны и Галилеи», посвященную самым выдающимся людям мировой науки, родившимся на украинской земле, а также тем гениям в науке и технике, которые приехали к нам и провели всю жизнь или часть ее с нами.

Продолжение. Начало в №39-40

В июне 1957 г. была успешно испытана первая из янгелевских ракет Р-12 (СС-4 по американской систематике), рассчитанная на уничтожение цели на расстоянии до 2 тыс. км. Находясь в шахтных пусковых установках, она могла пребывать в постоянной боевой готовности. Эта конструктивная особенность, которую сохранили все следующие ракеты М. Янгеля, существенно повышала защищенность ракетных комплексов. Установка таких ракет на боевых позициях началась с 1959 г. В октябре 1960 г. во время испытаний ракеты Р-16 (СС-7) произошла авария, в результате которой погибли 92 человека, присутствовавшие на полигоне, в том числе командующий Ракетными войсками маршал М. Неделин. М. Янгель остался жив, потому что на несколько минут покинул полигон. Вскоре, однако, ракета Р-16 прошла все испытания и стала основной силой в Ракетных войсках стратегического назначения.

С середины 1960-х ОКБ «Южное» начало изготовлять новое поколение янгелевских ракет. Среди них выделялась ракета РС-20 (СС-18) — самая мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета, прозванная американцами «Сатаной». Сотня таких ракет была способна вывести на орбиту 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, а также создать в воздухе 100 000 фантомных ракет для дезориентации противоракетных средств противника.

После смерти М. Янгеля ОКБ «Южное» было названо его именем. Долгое время коллектив возглавлял Владимир Уткин, под руководством которого была создана ракета-носитель «Зенит». По инициативе М. Яримовича успешно реализуется международный проект «Морской старт» (Sea Launch), где используется ракета «Зенит».

***

Владимир Челомей (1914— 1984) родился в городе Седлец (в районе украинского Подляшья, сейчас Польша) в семье учителей. Перед отступлением российских войск в 1915 г. семья выехала в Полтаву, где и прошли детские и юношеские годы ученого. В 1937 г. он окончил Киевский авиационный институт и остался работать в нем ассистентом. Эвакуирован из Киева в 1941 г., работал в Центральном институте авиационного моторостроения. Здесь в 1942 г. создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. В 1944 г. был назначен главным конструктором и директором авиазавода № 51, производившего первые крылатые ракеты, — самолеты-снаряды с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

В 1955 г. в результате объединения нескольких конструкторско-инженерных коллективов появилось мощное ОКБ-52, а Челомей был назначен генеральным конструктором авиационной техники. Он развернул работы по созданию крылатых ракет нового поколения с крылом, раскрывавшимся в полете. Эти ракетные комплексы предназначались для перевооружения ВМФ СССР.

В ОКБ-52 Челомей создал ракету-носитель «Протон». С ее помощью во Вселенную были отправлены аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс, «Вега», а также орбитальные станции «Мир», «Салют», искусственные спутники Земли серий «Полет» и «Космос».

***

Глеб Лозино-Лозинский (1909—2001) родился в Киеве в семье, принадлежавшей к старинному старшинско-казацкому роду. Учился в Харьковском механико-машиностроительном институте, потом работал в КБ Харьковского турбинно-генераторного завода (сейчас — «Турбоатом»). В 1932 г. его пригласили на Харьковский авиазавод, где он принял участие в разработке паротурбинного двигателя для тяжелого бомбардировщика А.Туполева. В 1938 г. после ареста почти всех ведущих специалистов ХАИ он переехал в Ленинград. В феврале 1941 г. принял приглашение главного конструктора Киевского авиазавода и вернулся в Украину. С началом войны переехал в Москву и 35 лет проработал в КБ С. Микояна, который собрал у себя благодаря протекции знаменитого брата лучших конструкторов и инженеров. Сыграл ключевую роль в разработке первого в мире серийного сверхзвукового истребителя МИГ-19, а также его последующих модификаций.

Когда авиация вышла на порог космоса, между СССР и США началось соревнование в создании многоразовых авиакосмических систем (АКС). В 1976 г. советское правительство приняло постановление о создании АКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля и комплекса управления системой. Проект получил название «Энергия-Буран» и был предназначен для выведения на высоту 200 км полезного груза массой до 20 тонн. Для реализации проекта создавалось научно-производственное объединение «Молния». Г. Лозино-Лозинский был назначен генеральным конструктором и главой объединения.

Работа над проектом была завершена через 12 лет. В ноябре 1988 г. «Буран» успешно совершил свой первый и последний космический полет. Из-за нехватки средств СССР отказался от дальнейшей работы в этом направлении. Параллельно с этим проектом Г.Лозино-Лозинский разрабатывал на порядок более дешевую АКС, которую назвал МАКС (многоразовая авиакосмическая система). Эта АКС могла базироваться на обычных аэродромах и вписывалась в существующие системы наземного комплекса управления космическими полетами. В качестве самолета-разгонщика в ней предусматривалось использовать созданный в Киеве самолет-гигант «Мрія». В 1994 г. МАКС был представлен на Всемирном авиасалоне в Брюсселе. К сожалению, Украина и Россия не нашли средств, чтобы довести систему МАКС до стадии использования.

***

Михаил Решетнев (1924— 1996) родился в селе Бармашово Николаевской обл. В 1929 г. семья поселилась в Днепропетровске. В 15 лет окончил среднюю школу и поехал сдавать экзамены в Московский авиационный институт. Из-за возраста его зачислили студентом только в следующем году. В 17 лет пошел на фронт и окончил МАИ только в 1950 г. С 1950 по 1959 гг. работал в королевском ОКБ-1, сначала инженером, потом заместителем главного конструктора. В 1959 г. Н.Хрущев распорядился продублировать расположенные в Европейской части СССР конструкторские бюро и заводы ракетно-ядерного комплекса. Дублером ОКБ-1 С. Королев сделал ОКБ-10, разместив его в Красноярске-26 (сейчас — г. Железногорск Красноярского края). Решетнев стал главным конструктором нового ОКБ, оставаясь на предыдущей должности заместителя С. Королева по ОКБ-1. В 1962 г. коллектив принял от ОКБ-586, возглавляемого М. Янгелем, проект баллистической ракеты Р-14 с заданием создать на его основе ракетоноситель универсального назначения «Космос». Такая ракета была создана, и с ее помощью в 1964 г. были выведены на орбиту первые спутники ОКБ-10.

В 1967 г. ОКБ-10 перестало быть филиалом и сменило название на КБ прикладной механики, а М. Решетнев стал генеральным конструктором. Основной тематикой реорганизованного КБ было создание информационно-спутниковых систем (связи, телевещания, навигации, геодезии) для военных и гражданских целей. На орбиту была выведена почти тысяча решетневских спутников. Сегодня Научно-производственное объединение прикладной механики в Железногорске носит имя М. Решетнева.

***

Игорь Сикорский (1889— 1972) родился в Киеве. Отец, Иван Сикорский, был поляком, профессором психологии Университета св. Владимира, мать Зинаида — украинка, имела высшее медицинское образование. Конструированием летательных аппаратов занимался с 12 лет. В 1907 г. начал учиться в КПИ, но бросил его, предпочтя самообразование и работу в собственной мастерской.

В 1910 г. изготовил биплан С-1, но тот не полетел. Построенный через год С-5 продержался в воздухе больше часа. На самолете С-6 в марте 1912 г. с пятью пассажирами на борту был совершен рекордный полет. На вагонном заводе Руссо-Балт в Санкт-Петербурге в 1912 г. открылось авиационное отделение, и Сикорский стал его главным конструктором. Завод изготовил первые в мире четырехмоторные машины — «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец». Машины И. Сикорского широко использовались в российской армии. Когда к власти пришли большевики, И. Сикорский оказался в Нью-Йорке. В 1923 г. ему удалось основать собственную компанию. Машины И. Сикорского покупала армия, амфибии S-42 уже в 1937 г. перелетали через Атлантический и Тихий океаны. В 1939 г. фирма И. Сикорского стала производить вертолеты. До конца войны она продала армии около 400 вертолетов. В послевоенные десятилетия продукция фирмы пользовалась большим и постоянным спросом. Развитие вертолетостроения в Великобритании и Франции началось с приобретения лицензий на машины И. Сикорского.

***

Олег Антонов (1906—1984) родился в селе Троицы (сейчас пгт. Троицкое) в Подмосковье в дворянской семье. В 1912 г. семья переехала в Саратов. С 1923 работал конструктором планеров в Обществе друзей воздушного флота. По окончании Саратовского индустриального техникума учился на машиностроительном факультете Ленинградского политехнического института. В 1930 г. был направлен в Москву с поручением организовать КБ планерных конструкций и наладить их серийное производство. После завершения строительства планерного завода в Тушино в 1933 г. стал главным конструктором. Под его руководством были созданы 52 типа планеров, предназначенных преимущественно для начальной подготовки летных кадров.

В 1938 г. получил приглашение работать ведущим инженером в ОКБ А. Яковлева. В 1943—1945 гг. стал заместителем главного конструктора и работал над созданием и совершенствованием истребителей типа Як. В октябре 1945 г. поехал в Новосибирск руководить филиалом ОКБ А.Яковлева на авиазаводе. В 1946 г. филиал был превращен в самостоятельное КБ, О. Антонов стал главным конструктором и получил задание создать самолет сельскохозяйственного назначения, теперь известный как Ан-2. Это единственный в мире самолет, который был в серийном производстве более 50 лет.

В 1952 г. КБ О. Антонова было перебазировано в Киев, где стало специализироваться на разработке газотурбинных пассажирских и военно-транспортных самолетов. В 1950-х гг. КБ создало многоцелевой самолет короткого взлета и посадки Ан-14, известный под названием «Пчелка», пассажирский самолет Ан-10, ставший рекордсменом в 1960-х гг. по количеству перевезенных пассажиров и почты, а также транспортный самолет Ан-12. В октябре 1959 г. впервые поднялся в небо газотурбинный Ан-24 — одна из наиболее эффективных разработок киевских самолетостроителей. В ноябре 1966 г. был запущен в серию первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолет для дальних воздушных перевозок тяжелых крупногабаритных грузов и военной техники Ан-22 («Антей»). Последней разработкой О. Антонова стал самый большой в мире четырехмоторный транспортный самолет Ан-124 «Руслан», рассчитанный на перевозку полезного груза в 150 тонн на расстояние 4500 км со скоростью 850 км в час. Первый рейс «Руслана» состоялся в январе 1986 г. В декабре 1988 г. состоялся первый полет более мощного самолета Ан-225 «Мрия», созданного АНТК «Антонов» уже без участия основателя коллектива самолетостроителей.

***

Архип Люлька (1908—1984) родился в селе Саварка Богуславского района на Киевщине в крестьянской семье. В 1926—1931 гг. учился в КПИ, потом работал инженером-исследователем на Харьковском турбогенераторном заводе и в авиационном институте. С группой инженеров-единомышленников начал разрабатывать идею турбореактивного двигателя (ТРД), которая заключалась в использовании для поступательного движения реактивной тяги от сжатого и нагретого газа. В 1937—1939 гг. создал образец двухконтурного ТРД — прототип почти всех существующих сегодня схем. На Кировском заводе в Ленинграде была создана исследовательская группа, которая начала работать над проектом двигателя нового типа. В 1941 г. А.Люльку вывезли на Урал, и ему пришлось закопать чертежи, узлы и агрегаты двигателя. Когда на фронте появился реактивный истребитель «Мессершмидт», конструктора вызвали в Москву и переправили самолетом в окруженный Ленинград. С документацией и деталями из тайника он вернулся в Москву и стал работать в Центральном институте авиационных двигателей.

В 1946 г. А. Люлька стал генеральным конструктором авиационных двигателей и создал КБ (сегодня — НПО «Сатурн» им. А. Люльки). В мае 1947 г. в воздух поднялся самолет Су-11 с двигателем ТР-1 конструкции А. Люльки, развивший скорость более 900 км/ч. С 1950 г. двигателям, разрабатывавшимся в КБ А. Люльки, присваивались его инициалы — АЛ. КБ обеспечивало двигателями самолеты А. Туполева, С. Микояна, С. Ильюшина, С. Лавочкина, А. Яковлева, Г. Бериева, П. Сухого. На своем веку А. Люлька создал более десятка ТРД разных типов.

***

Николай Бенардос (1842— 1905) родился в селе Бенардосовка (сегодня — Мостовое, Кировоградская обл.) в греческой семье. Получил домашнее образование, после чего поступил на медицинский факультет Университета св. Владимира. Разочаровавшись в медицине, стал студентом сельскохозяйственной академии в Москве, но профессия агронома тоже показалась ему малоинтересной. С 1865 г. жил в материнском имении, полностью отдаваясь своему настоящему призванию — изобретательству. Когда обанкротился, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать в фирме П. Яблочкова. В 1881—1898 гг. жил во Франции, в 1882 г. в Париже предложил, как он сам это сформулировал, «способ соединения и разъединения металлов непосредственно действием электрического тока». Вернувшись из Франции, Н. Бенардос поселился в Фастове и начал совершенствовать изобретение, уже запатентованное в ведущих странах мира. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он привлек всеобщее внимание. Но в начале ХХ ст. электросварка по чисто техническим причинам не могла превратиться в ведущую промышленную технологию. Н. Бенардос умер в нищете и забвении.

***

Евгений Патон (1870—1953) родился в Ницце, где его отец служил российским консулом. Получил высшее образование в Дрезденском политехническом институте. Дипломный проект защитил в 1896 г. в Санкт-Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «мостостроение». В 1904—1938 гг. заведовал кафедрой в КПИ.

В 1929 г. Е. Патон круто изменил свои пути в науке. В СССР начиналась масштабная индустриализация, и на первый план в технологии сварки выходил такой прогрессивный и экономически эффективный процесс, как сварка конструкций электрическим током. По его предложению ВУАН создала Электросварочную лабораторию. В 1934 г. появился Институт электросварки АН УССР, бессменным директором которого стал Е. Патон. В связи с 75-летием ученого в 1945 г. его имя было присвоено институту. Разработанная под руководством Е. Патона технология автоматической дуговой сварки под флюсом существенно сократила сроки изготовления танков во время Великой Отечественной войны. В начале 1950-х в институте была создана принципиально иная технология соединения металла практически неограниченной толщины — электрошлаковая сварка.

***

Борис Патон родился в 1918 г. в Киеве, в семье Е.Патона. Учился в КПИ в 1936—1941 гг. С 1942 г. работает в Институте электросварки НАН Украины, в 1950—1953 гг. — заместитель директора, с 1953 г. — директор. Управляемый Б. Патоном Институт электросварки им. Е. Патона предложил высокопродуктивный способ двухдуговой скоростной сварки труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов. Институт превратился в мощный научно-технический комплекс и завоевал ведущие позиции в мире в области научного обеспечения развития электросварки. Более 40 лет институт разрабатывает технологию электросварки в космосе. Такие эксперименты начались еще на космическом корабле «Союз-6». В 1997 г. они были впервые обобщены в англоязычной монографии Б. Патона и В. Лапчинского.

С 1962 г. Б. Патон возглавляет Национальную академию наук Украины. После перехода экономики на рыночные принципы государственный бюджет уже не может финансировать развитие фундаментальных исследований в предыдущих масштабах. Вследствие этого интеллектуальный и материально-технический потенциал НАН Украины существенно уменьшился. Несомненной заслугой Б. Патона в этой ситуации является сохранение ее как мощного, мирового значения научного центра в области точных, естественных и технических наук.

***

Иван Францевич (1905— 1985) родился в Полтаве и в 1929 г. окончил Харьковский институт народного образования. По окончании института преподавал в нем курс физической химии. В 1939 г. перешел в систему АН УССР на должность заместителя директора Института черной металлургии. Вместе с директором института М. Луговцовым заинтересовался порошковой металлургией. В 1948—1951 гг. разработал новую технологию получения железного порошка, по которой прокатную окалину и рудный концентрат восстанавливают комбинированным восстановителем — конвертированным природным газом и твердым углеродом.

В странах Запада железные порошки и железокерамические изделия с середины 1940-х использовались во многих отраслях промышленности, в том числе военной. Соответствующие технологии были засекречены. При первом известии об успехе И. Францевича Совет министров СССР обязал правительство Украины расширить научные исследования в этой области. В 1952 г. на базе возглавляемого И. Францевичем отдела появилась Лаборатория специальных сплавов как самостоятельное подразделение АН УССР, а в 1955 г. ее превратили в Институт металлокерамики и спецсплавов. Он давал в 1956 г. на своей опытной установке до 500 тонн порошков, в то время как США производило около 50 тыс. тонн. Перелом произошел в начале 1960-х. Возглавляемый И. Францевичем институт (с 1964 г. — Институт проблем материаловедения) обеспечил научную базу для создания в СССР трех заводов порошковой металлургии, в том числе самого мощного в Европе Броварского завода. В народном хозяйстве стали применяться новые технологические процессы получения порошков черных и цветных металлов и сплавов, тугоплавких соединений, а также изделий из них. В частности, были освоены процессы получения порошковых нержавеющих сталей для изготовления коррозионностойких деталей.

Францевич оставался директором Института проблем материаловедения до 1973 г. Институт носит его имя.

***

Александр Смакула (1900—1983) родился в селе Доброводы, что неподалеку от Збаража, в крестьянской семье. В 1918 г. был мобилизован в ряды Украинской галицкой армии. В 1922 г. поехал в Германию учиться в Геттингенском университете. Работал в Физическом институте под руководством проф. Роберта Поля. В 1930 г. стал руководителем оптической лаборатории в Институте медицинских исследований в Гейдельберге. Здесь была разработана знаменитая «формула Смакулы»: математическое соотношение для выяснения механизмов взаимодействия электромагнитного излучения с твердыми телами. В 1934 г. начал работать в фирме К. Цейса в Иене. Здесь запатентовал способ улучшения оптических приборов, названный «просветлением оптики»: поверхность линзы покрывалась специальным материалом, который уменьшал контрастность изображения в любых оптических приборах.

В 1946 г. американцы вывезли А. Смакулу из Германии вместе с другими выдающимися физиками и инженерами. Несколько лет он работал в форте-лаборатории в штате Вирджиния, исследуя материалы, использовавшиеся в военных приборах ночного виденья. В 1951 г. получил приглашение на должность профессора в Массачусетский технологический институт (МТИ) в Бостоне, где основал лабораторию физики кристаллов.

Десятилетия работы в МТИ оказались наиболее плодотворными в научном багаже исследователя. Его открытия обусловили технологический прорыв в целом ряду направлений. В частности, он изобрел оригинальные технологии выращивания кристаллов. Исследования органических кристаллов, которыми увлекся А. Смакула, дали возможность получить эффективные технологии синтезирования витаминов. В 1962 г. вышла в свет его фундаментальная монография «Монокристаллы: выращивание, производство и применение». Позже она не раз переиздавалась, в 2000 г. была напечатана в Киеве.

Смакула был действительным членом НТШ (США) и Общества украинских инженеров в Америке. В 1972 г. принял участие в международной конференции по проблемам кристаллографии, которая прошла в Армении, после чего ему разрешили побывать в Киеве, Тернополе и в родном селе. В Доброводах открыт памятник А. Смакуле. Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 2000-й год Годом Александра Смакулы.

Продолжение следует.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать