Перейти к основному содержанию

Наших провинциальных фотохудожников ценят на Западе и не очень жалуют дома

26 февраля, 00:00

В такой ситуации ровенчанам несказанно повезло — в их городе уже несколько лет функционирует уникальная фотогалерея «Час». В специально оборудованном зале практически постоянно устраиваются выставки художественной фотографии. Приятно удивляет уровень представляемых работ. Сюда охотно привозят свои фотографии не только украинские фотомастера, но и маститые иностранные фотохудожники. Последних не только интересует мнение об их творениях ровенской публики: они ищут повод пообщаться со своими коллегами — местными фотохудожниками. И это не случайно. В последние годы десятки работ ровенских фотографов были отмечены на самых престижных мировых выставках и конкурсах.

Наиболее титулованный ровенский фотохудожник Сергей Бусленко — обладатель полутора десятков золотых медалей международных выставок и конкурсов — в этом не видит ничего необычного. Хотя, по его мнению, одной из причин интереса в мире к украинской художественной фотографии стала... наша отсталость. Нет, экономическое положение государства тут ни при чем. В то время, когда большинство иностранных фотографов увлеклось цветной фотографией и всевозможными спецэффектами, их коллеги с Востока были лишены доступа к подобной технологии и продолжали совершенствовать традиционную черно-белую фотографию. И, как это бывало не раз в искусстве, спустя годы мода изменилась — цветные работы стали котироваться ниже, и черно-белые снимки украинских фотографов оказались настоящим открытием для европейских салонов.

— И все же, как все начиналось, почему именно фотография стала тем стержнем, вокруг которого в значительной мере вращается культурная жизнь целого региона?

— Фактически клуб организовался в 1984 году... на лавочке в парке. Здесь стали собираться ровенчане, увлекавшиеся художественной фотографией. Так и возник фотоклуб «Час». Поначалу никто из нас не знал, что нужно делать. Мы приглашали к себе именитых фотографов из разных республик Союза. Они приезжали и помогали нам в период становления. Не было помещения. Это было одним из главных препятствий. Лаборатория, студия, выставочный зал — крайне необходимы для нормальной работы фотохудожника. Мы долго шли к тому, чтобы их иметь. Получили от местных властей неплохое помещение в самом центре Ровно, сделали ремонт, после чего его у нас забрали. Это был едва ли не самый тяжелый момент в жизни клуба. Он был на грани развала. Потом начались долгие поиски. В конце концов мы нашли старое бомбоубежище, находившееся в ужасающем состоянии. Несколько лет тяжелого труда, поисков спонсоров, способных оплатить ремонт, понадобились для того, чтобы создать фактически единственный в Украине современный фотовыставочный зал, куда не стыдно пригласить публику.

С 1996 года мы организовали тут почти два десятка выставок. Авторы и зрители неизменно оставались довольны их уровнем. Люди истосковались по красивому зрелищу — наверное, в этом и есть секрет популярности в Ровно художественной фотографии.

— Сегодня в Украине уже широко развита сеть сервисных центров, в которых до предела упрощен сам процесс изготовления фотографий. Не убьет ли это художественную фотографию?

— Конечно, сегодня исчез тот ореол тайны, который окружал каждого фотографа еще несколько лет назад. Тогда человек, умевший проявлять и печатать снимки, пользовался громадным авторитетом. Это считалось непростым занятием. Однако я не думаю, что «конвейер» убьет художественную фотографию. Когда я готовлю снимки на выставку, то не могу отдать проявку пленки «на откуп» машине. А тому, кто думает, что купив фотоаппарат, он уже автоматически становится фотографом, я рекомендую, отсняв пленку, внимательно посмотреть на свои работы и оценить их уровень. Художественная же фотография требует большой и кропотливой работы, которую автоматика за человека просто не выполнит.

— В последнее время все большей популярностью пользуется подводная фотография, которой и вы активно занимаетесь. В чем специфика этого вида художественной фотографии?

— Трудностей тут очень много. Они начинаются еще до погружения. Аппаратура очень тяжелая, и ее сложно доставить к месту погружения. Для качественных подводных съемок необходимы дорогостоящая фототехника, специальный подводный бокс. Я снимаю под водой только людей. Это особая технология, серьезно отличающаяся от той, которую применяют для подводного фотографирования наши зарубежные коллеги. Они преимущественно фотографируют природу и обитателей моря. Тут нам сложно с ними конкурировать, ибо средств для поездки, например, на Красное море, где и вода чище, чем в Черном, и фауна богаче, у нас нет. Фотографирую без акваланга. Постоянно нужно выныривать и рассказывать снимаемым, что я хочу от них. Ежеминутно меняется освещение, все находится в движении. Но именно подводные съемки — самые увлекательные. По моему мнению, в этом жанре мы в состоянии серьезно побороться со своими иностранными коллегами.

Безусловно, художественная фотография в Украине остается едва ли не самым динамичным видом искусства. Признаваемая на Западе и любимая публикой у себя дома, она сегодня на подъеме. И все же оптимизма у фотохудожников, работающих в регионах, что-то не чувствуется. Если в прошлом местная власть относилась весьма благосклонно к художественной фотографии, субсидируя выпуск многочисленных фотоальбомов, иллюстрированных изданий, то сегодня получить заказ в родном городе фотографу очень сложно.

И все же ровенчанин Сергей Бусленко надеется, что когда начнется подъем в экономике, то станет легче жить и украинским фотографам. Отойдет в прошлое проблема элементарного выживания и поисков куска хлеба, тревожащая сегодня большинство жителей провинциальных городов Украины. Поэтому без горечи говорит Сергей Бусленко о том, что многие ровенчане, проходя мимо фотогалереи, даже не думают зайти и посмотреть на действительно хорошие фотографии признанных в мире мастеров. Им просто не до того.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать