Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Научные приоритеты как государственные университеты

Отечественные ученые рассказали о проблемах и вызовах, успехах и поражениях, достижениях и потерях своей отрасли, и Украины в целом
27 февраля, 1996 - 18:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно в Киеве прошли традиционные Пятые ежегодные академические чтения памяти Виталия Илларионовича Стрихи (1931—1999 гг.) — выдающегося украинского ученого-физика и педагога, доктора физико- математических наук, профессора, лауреата Государственной премии Украины, учредителя и первого президента Академии наук высшей школы Украины — авторитетной общественной организации, которая объединяет ведущих ученых, работающих в украинских вузах.

По традиции, в программу нынешних чтений были включены разноплановые доклады ученых — академиков и почетных академиков АН ВШ Украины, которые представляют главные университетские центры нашего государства. Собственно поэтому в своей совокупности они дают представление об общей картине современного положения дел отечественной университетской науки.

Приветствуя участников чтений, доктор физико-математических наук, заместитель министра образования и науки Максим Стриха отметил: на фоне небольшого увеличения бюджетного финансирования (до 0,41% ВВП в 2008 году по сравнению с 0,38% в прошлом), на протяжении прошлых пяти лет наблюдается тревожная тенденция сокращения внебюджетного финансирования науки. По другому важному показателю — количеству работников научной сферы на тысячу занятых в экономике — Украина в прошлом году опустилась ниже отметки 4,8, что существенно отличается от научно развитых государств (в Германии этот показатель составляет 12,5, в Испании — 8,4, в соседней Польше — 5,3). В то же время, по мнению господина Стрихи, надежду внушает то, что, впервые за историю независимой Украины, руководство государства демонстрирует понимание приоритетности науки и образования для общественного развития.

Об этом, исходя из его мнения, свидетельствует и привлечение ученых к обсуждению правительственной программы «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков», и главное место, которое заняли наука и образование в этой программе, и, наконец, включение ученых в состав различных государственных органов. Следовательно, руководство МОН, во главе с Иваном Вакарчуком, в сотрудничестве с научной общественностью, сможет, по убеждению Максима Стрихи, изменить ситуацию к лучшему.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ УГЛУБЛЯЮТСЯ

Академические чтения стартовали с доклада академика Константина Сытника «Идеология энвайроментализма как альтернатива коллективному самоубийству человечества». Ветеран украинской ботаники и один из основателей природоохранительного движения в нашем государстве отметил: впервые глобально посмотрел на будущее человечества наш гениальный земляк Владимир Вернадский. Автор учения о ноосфере верил в силу человеческого разума, в то, что биосфера планеты будет спасена. И, хотя развитие всемирных тенденций дает, скорее всего, основания для беспокойства, хотя именно понятия устоявшегося развития в Украине до сих пор часто воспринимают в контексте лишь расширенного экономического роста, академик Сытник убежден: в конечном итоге Вернадский окажется прав, а Украина станет «Украиной ноосферной» — свободной от мусора и грязи, возрожденной духовно и экологически.

Определенной полемической репликой в отношении этого оптимизма стал доклад президента АН высшей школы Украины, доктора геолого-минералогических наук, профессора Николая Дробнохода «Украина в контексте глобальных вызовов цивилизационному развитию». Ученый отметил: кризисные явления углубляются и есть все основания считать, что человечество перешагнуло порог, за которым начинается необратимый процесс его гибели как биологического вида. Однако конструктивного общепризнанного научного мнения относительно решения проблемы не существует.

Например, глобальное потепление является установленным фактом, но, как считает Николай Дробноход, в то же время нет убедительных доказательств, чтобы связывать его только с увеличением выбросов парниковых газов, пренебрегая другими факторами. Так, за последние сто лет концентрация СО2 в атмосфере выросла только на 5%, — а площадь лесов на планете за это время сократилась на 40%. Сам Николай Дробноход убежден, что в этой проблеме чрезвычайно негативное значение имело нарушение естественного энерговещественного баланса планеты в связи с интенсивным откачиванием из недр на протяжении последних десятилетий нефти, которая создает особую оболочку Земли — карбосферу. И именно это является первопричиной глобального потепления.

Сегодня происходит дальнейшая опасная поляризации мира. Самое обеспеченное население планеты — 20%, владело в 1989 году 83% ее богатств, в 2001 году — 90%, а сегодня — уже 93%. Для того, чтобы обеспечить даже четверти землян уровень жизни США, сегодня просто не хватит ресурсов. И все же, Николай Дробноход оставил аудитории надежду, отметив, как в принципе могут быть разрешены главные проблемы человечества: угрозы климатических изменений, нехватки энергии и продуктов питания.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ — РИСК ДЛЯ СТРАНЫ

Детализации одной из тем, затронутых в докладе Николая Дробнохода, было посвящено выступление президента Украинского физического общества, члена-корреспондента НАН Украины Владимира Литовченко. В первую очередь, он рассказал о достижениях УФО, которое не только стало полноправным членом Европейского физического общества, но и сумело в позапрошлом году провести заседание исполкома ЕФО в Киеве (одним из практических последствий этого стала международная сертификация «Украинского физического журнала»). А совсем недавно УФО в сотрудничестве с НАН и АН ВШ Украины подготовило обращение в адрес МОН с требованием немедленно сделать все возможное для улучшения катастрофической ситуации с изучением в общеобразовательных и высших школах естественных наук, в первую очередь — физики и математики.

Профессор Литовченко также сосредоточил свое внимание и на проблемах фотовольтаики — направления, которое сейчас развивается очень быстрыми темпами и, по мнению экспертов, является главной надеждой человечества на то, что катастрофу глобального потепления удастся всё-таки отодвинуть. Проблемой сегодня является удешевление солнечных элементов и повышение их КПД (в частности, с использованием возможностей, которые открывает развитие нанотехнологий). В этой сфере у украинских ученых есть оригинальные идеи и значительные наработки — даже несмотря на то, что серьезная государственная поддержка этого чрезвычайно актуального направления фактически отсутствует.

В свою очередь доктор экономических наук, профессор Антон Филипенко коснулся еще одного аспекта глобальных проблем, сделав доклад на тему «Мировые финансовые флуктуации и их влияние на экономику Украины». Известный экономист отметил: после Второй мировой войны человечество (через инструменты МВФ, Мирового банка, ВТО) немало сделало для того, чтобы не допустить кризисы, аналогичные по сокрушительным последствиям Большой депрессии 1929—1933 годов. Но в меньшем объеме кризисы периодически случаются. Кризис 1997—1998 годов, начавшийся в Юго-Восточной Азии и повлекший за собой дефолт в России, больно ударил по Украине, в первую очередь, из-за значительной на то время взаимосвязанности украинской и российской экономик. Как следствие, гривня тогда существенно потеряла в весе, а Украина в ее восстановительном развитии была отброшена на три — четыре года назад.

Зато ипотечный кризис 2007 года в США, по мнению Антона Филипенко, не будет иметь для нас таких негативных последствий. Оперативные меры администрации президента Буша уже привели к определенному оживлению американской экономики, потенциал которой не стоит умалять. К тому же, уровень товарооборота Украины с США остается сравнительно незначительным. Но опосредствованно этот кризис может коснуться и нас, в первую очередь, из-за общемирового удорожания кредитов и соответствующего уменьшения инвестиций.

Главными рисками для Украины, по мнению Антона Филипенко, остаются рост цен на энергоносители, внутренняя политическая нестабильность и увеличение пропасти между бедными и богатыми. Ведь соотношение между достатком самых бедных и самых богатых в 1:30 (против 1:11 в США, 1:7 в Европе, 1:4 в Китае) несет опасность серьезного социального взрыва. В то же время существенным плюсом для национальной экономики станут преимущества, которые даст членство в ВТО и подготовка к Евро-2012.

Вообще Антон Филипенко был осторожен в своих прогнозах. Он ожидает все же определенного торможения роста экономики приблизительно до +6% ВВП (против +7,3% в прошлом году). Что касается уровня инфляции, то лишь очень скоординированные и профессиональные действия правительства, которое, по мнению ученого, должно отойти от азарта предвыборных обещаний и стать на плоскость реальной экономики, способны будут переломить тревожные тенденции января.

УКРАИНЦЫ И ИХ СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Кроме выступлений общего плана, прозвучали и доклады, посвященные проблемам отдельных гуманитарных и естественных наук. Например, доктор биологических наук, член-корреспондент УААН, профессор Валентин Яблонский прочитал доклад на тему: «Центральная Рада и украинское образование». Он отметил: стремление к образованию на родном языке было издавна присуще нашему народу. Однако интенсивный процесс создания народных школ был грубо обрублен Валуевским циркуляром 1863 года. Не удалось реализовать из-за правительственных запретов и тот импульс к украиноязычному образованию, который дали революционные события 1905—1906 годов.

Но после Февральской революции 1917 года в Петрограде становление украинского образования происходит лавинообразно. Создаются первые украинские гимназии (имени Шевченко и Кирилло-Мефодиевская в Киеве), происходит учительский съезд в Киеве, временное правительство разрешает преподавание на украинском языке в начальных школах...

О том, что украиноязычное образование было не навязанным извне по чьей-то прихоти, а глубокой потребностью самых широких слоев украинского населения, свидетельствует даже то, что, когда правительство Антона Деникина лишило в 1919 году украинские школы финансирования, опеку над ними взяла на себя украинская кооперация — и они работали дальше!

Время освободительных соревнований имело огромный смысл для украинского образования — лишь число вузов возросло с 1914 до 1919 года с 27 до 73. И чрезвычайно негативно отразилось на этом образовании поражение УНР. Невзирая на распространенный миф о «просветительстве» Советской власти, количество школ в Украине сократилось сразу после ее победы с 47 до 22 тысяч. Но целиком перечеркнуть достижения этих лет не удалось — и они стали надежным фундаментом для позднейшей политики «украинизации».

Член-корреспондент НАН Украины, профессор Богдан Пташник обратился в своем докладе к фигуре выдающегося украинского математика Владимира Левицкого (1872—1956). Того, которого академик Михаил Кравчук назвал было когда-то «основоположником математической культуры нашего народа». Акцент был сделан не только на научный задел талантливого ученика Кляйна и Гилберта. Не меньшее значение имела и общественно-просветительская работа ученого, который в 1893 году, еще будучи студентом Львовского университета, напечатал первую в истории статью по высшей математике на украинском языке, а через два года издал первый украинско-немецкий терминологический словарик по математике (пока — лишь на 69 сроков). Более поздняя общественная деятельность ученого поражает объемами и разнообразием. Защитив в 1901 году докторат, он одновременно возглавляет математически-природописно-врачебную секцию НТШ во Львове, издает первые украинские гимназиальные учебники по математике (1906—1908) и по физике (1912). В 1920—1923 годах в условиях польской оккупации Галичины читает лекции в Тайном украинском университете во Львове. В течение трех лет возглавляет НТШ (фактически — вторую по статусу и первую по времени создания украинскую Академию Наук). Параллельно — реферирует на немецком языке все украиноязычные труды по математике (делая их достоянием мирового научного общества), готовит (в 20-е — вместе с учеными ВУАН) новые терминологические словари по математике.

После смерти ученого над его именем именно в силу этой общественной деятельности повис глухой запрет. Обойти его удалось лишь к столетию выдающегося математика, когда тогдашний молодой доцент кафедры дифференциальных уравнений ЛГУ им. И. Франко Богдан Пташник сумел сделать доклад о его жизни и творчестве. Но и сегодня фигуру ученого и патриота не почтили в соответствии с его по-настоящему титаническим заделом.

МАТЕМАТИКА — НЕ БОРЬБА МЫСЛЕЙ

Неожиданной для многих участников научных слушаний стала тема доклада доктора филологических наук, профессора, ректора НаУКМА Сергея Квита: «Герменевтический универсализм cв. Августина». Однако, как оказалось, фигура выдающегося богослова IV века христианской эры и сегодня способна провоцировать горячие интеллектуальные дискуссии. Ведь философия, которую читают в наших университетах, является, по сути, историей философии. А наследие cв. Августина, автора знаменитой «Исповеди» (существующей и в прекрасном украинском переводе) побуждает к философской герменевтике — к философии в понимании греков, к философии не как науке, а как способе рассуждения.

Сергей Квит детально проследил значение метафоры «света» для cв. Августина. Ведь «свет» для него имеет онтологический смысл, а истина созерцается не телесными глазами, а чистой мыслью. А значит, Бог является истинным светом, а истина коррелирует с верой, что и определяет универсальность герменевтики. Сама же истина существует для философа еще до герменевтической беседы о ней — как творение художника существует еще до своего появления в глыбе мрамора. А отсюда еще один вывод, имеющий выразительную проекцию на современность: герменевтичность как теория понимания приобретает особое значение в связи с глобализацией. Ведь монологический образ мышления — тупик для современной цивилизации, который сразу обрекает ее на непонимание и конфликты.

Доктор биологических наук, профессор Николай Макарчук выступил с довольно эмоциональным докладом: «Применение альтернатив (биоэтических и гуманных принципов) при изучении биологических дисциплин в высшей школе: собственный практический опыт и мировые тенденции». Он напомнил: «Еще Пифагор отрицал убийство животных, однако и сегодня человечество использует высокоорганизованных животных как ресурс. А между тем, эти животные наделены способностью понимать и страдать. Не говоря уже о том, что человек имеет не только 99,5% общих генов с шимпанзе, но и 50% — с простым дождевым червем...»

Профессор Макарчук опирался на простой тезис: животные имеют такое же право на жизнь, как и человек. Поэтому еще с 1959 года ученые мира стали применять принципы 3R (от английских слов: уменьшение, улучшение, альтернативы). Животное можно убить во имя науки только тогда, когда действительно этому нет альтернативы. И сделать это можно, только облегчив предварительно его страдания. А массовое жестокое убийство лягушек на лекциях физиологии никакого оправдания не имеет. Докладчик представил разработанную им оригинальную украинскую программу изучения физиологии, соответствующую этим международным стандартам. Однако реализуют ее только в КНУ им. Т. Шевченко. В подавляющем большинстве других украинских вузов все происходит по-старому. У нас до сих пор нет и национального комитета по биоэтике. А тем временем, чтобы реально, а не декларативно интегрироваться в Европу, мы должны защитить сотни тысяч живых существ от бессмысленной гибели, и сотни тысяч студентов — от психологических травм, связанных с убийством живого.

Доктор технических наук Иван Бейко сделал доклад на тему: «Решающие операторы и теория оптимальных математико-компьютерных моделей в развитии современных наук». Несмотря на насыщенность формулами, он был интересен не только для математиков и физиков. Ведь, как отметил докладчик, в математике нет борьбы мыслей, есть только четкий язык и строгие доказательства. А перед всеми науками по большей части стоит двойная задача: во-первых, выявить зависимость между двумя величинами, во-вторых, ответить: каким должно быть значение величины А, чтобы получить желаемый результат (например, каковым должно быть сопротивление, чтобы получить нужное значение тока при определенном напряжении).

Однако реальные системы значительно сложнее, чем электрическая цепь с одним сопротивлением. В них существует множество параметров. Причем только часть этих параметров мы можем менять по нашей воле; другую нам «дарит» Господь. Разный набор параметров приводит к разной «траектории движения» системы (физической, биологической, социальной) и к разному конечному результату. Однако, по мнению профессора Бейко, знание соответствующего решающего оператора позволит скоро моделировать даже очень сложные системы — вплоть до общественных. К тому же, всемирная сеть интернет все больше будет брать на себя функции глобального мозга, а людям будет отведена при этом роль отдельных нейронов.

Правда, оптимизм профессора Бейко в отношении единой модели, способной охватить все знания, поставил во время дискуссии под сомнение академик НАН Украины, известный ученый-механик Виктор Гринченко. Он отметил, что даже для простых механических систем (например, для известной всем рулетки) может существовать «горизонт предсказуемости». Есть временной промежуток, вне которого предугадать результат в принципе невозможно. А значит, возможность описания сверхсложных биологических и социальных систем является еще более проблематичной...

НАУКА НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ

Вполне естественно, что на форуме университетской науки было уделено внимание и организации образования. Доктор физико-математических наук, профессор Александр Горбань рассказал об управлении взаимодействием учебных заведений разного уровня в учебно- научном комплексе, основанном в 1998 году на основании частного Гуманитарного университета «Запорожский институт государственного и муниципального управления». Сегодня в комплекс входят 10 вузов III—IV уровня аккредитации, 18 заведений I—II уровня, 125 общеобразовательных школ, 3 научные учреждения в Запорожье и других городах Украины. Из педагогических новшеств внимание привлекло то, что четыре года университет вообще не проводил вступительных экзаменов — их роль выполняла первая сессия, по результатам которой и проходило окончательное зачисление или незачисление студентов.

Академические чтения памяти В.И. Стрихи в последние годы обрели свой собственный стиль и традиции. Они стали научным форумом, который позволяет ознакомиться с выводами ученых, работающих не только в различных научных учреждениях, но и в различных отраслях. Слушания стали площадкой для научного общения специалистов, которым в других условиях сложно встретиться. И, наконец, они проходят без привлечения бюджетных средств, демонстрируя таким образом общественные научные ассоциации, к которым относится основанная В.И. Стрихой Академия наук высшей школы Украины, имеют большой творческий потенциал, который государство должно научиться поддерживать и использовать.

...В этом году чтения памяти Виталия Илларионович Стрихи в который раз продемонстрировали: украинская университетская наука, несмотря на все трудности, жива и развивается. Однако она остро нуждается в продуманной поддержке. Ведь наука — это не только средство удовлетворения любопытства исследователей на средства государства. Во всем мире она превращается в непосредственную продуктивную силу. Понятно, что переход Украины к современной инновационной экономике знаний без развитой науки невозможен.

Подготовила Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments