Не въезжают
За последний год количество иностранных туристов в Украине сократилось на два миллиона человек
Казалось бы, Украина имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы войти в число наиболее развитых в туристическом отношении стран мира: имея выгодное геополитическое расположение, она с давних времен является перекрестком транспортных потоков с Севера на Юг и с Запада на Восток. Страна имеет благоприятные климатические условия, преимущественно равнинный ландшафт, богатую флору и фауну, развитую сеть транспортных сообщений. В Украине есть немало культурно-исторических памятников (около 150 тыс.), более чем 500 городов имеют 900-летнюю историю, 4500 селам — более 300 лет. К услугам туристов — более 3 тыс. оздоровительно-курортных заведений, около 1500 гостиниц. Однако, по данным Госкомтуризма, за прошлый год поток иностранных туристов в Украину все же заметно сократился — на 2 млн. человек.
Сокращение обусловлено целым рядом факторов. Среди основных можно назвать ухудшение общей экономической ситуации, которое привело к ослаблению интереса к Украине ее потенциальных деловых партнеров. И, как следствие, сократились объемы так называемого делового туризма. Также на ситуацию повлиял финансовый кризис в России. Это очень существенный фактор. Ведь более 60% иностранных туристов в Украине составляют граждане России. Нужно отдать должное и протекционистской политике российского правительства в вопросах туризма, направленной на финансовую поддержку собственных оздоровительно-курортных заведений. Как следствие, поток российских туристов в Украину в 1999 г. (по сравнению с 1998 г.) сократился на 42,2%.
Однако было бы неправильным обвинять во всех бедах отрасли Россию и ее финансовый кризис. Один из основных факторов — это сложность погранично-таможенных процедур при въезде в Украину. Утомительные формальности при получении виз, пересечении границы, прохождения экологического контроля транспортных средств удивляют, а иногда и раздражают иностранцев.
Отдельный разговор — уровень отечественного сервиса. Можно только представить реакцию иностранного туриста, который у себя на родине привык к вежливому обхождению и «пятидолларовым» улыбкам на каждом шагу, а во время отдыха в Украине должен «воевать» с персоналом гостиниц или здравниц и оставаться голодным вследствие «временных» отключений электроэнергии (как это было недавно в Крыму). При этом цены на отечественные туруслуги продолжают оставаться непомерно высокими. Дело в том, что каждый доллар, полученный с иностранца, государство тут же облагает 20-процентным НДС. Это, в свою очередь, вынуждает отечественные туристические фирмы, агентства, владельцев гостиниц поднимать цены на услуги. Еще одной острой для туристической отрасли проблемой является отсутствие надлежащей рекламы туристических возможностей Украины на государственном уровне. Вообще же, об Украине очень мало знают. А существующая рекламная продукция производится преимущественно за счет тех или иных туристических фирм. Но в распространении рекламы о стране должно быть заинтересовано правительство. Здесь уместно вспомнить пример Великобритании, которая ежегодно расходует 80 млн. фунтов стерлингов на рекламу Лондона, Глазго, Уэльса... Каждый вложенный фунт приносит 27, из них 4 идет в казну. Это и является прямой инвестицией. Поэтому не удивительно, что все большее количество гостей посещает Великобританию. Пока у нас этого не поймут, сфера туризма в Украине будет оставаться на обочине.
Между тем туризм — это, действительно, «быстрые» деньги. Его экономическая эффективность для любой страны давно признана в мире и подтверждена многолетним опытом. Именно благодаря туризму многие страны совершили мощный рывок в развитии и реформировании экономики, например, Испания, Франция, Италия, Тунис, Египет. И для Украины въездной туризм является, несомненно, перспективной отраслью. Но для ее эффективного развития, к сожалению, одних только исторических памятников и красивых пейзажей маловато.
КОММЕНТАРИИ
Валерий ЦЫБУХ, заместитель председателя Госкомтуризма, начальник департамента туризма и курортов:
— Первоочередной задачей является упрощение формальностей при получении виз, в первую очередь для стран, которые не представляют для нас проблемы нелегальной миграции (страны ЕС, США, Канада, Япония). Мы должны вместе с Россией и другими странами СНГ использовать опыт Шенгенского соглашения: чтобы можно было, имея визу в Украину, свободно путешествовать по всем странам СНГ. Но, к сожалению, российская сторона, неизвестно по каким причинам, не идет нам навстречу в этом вопросе. Общим сдерживающим фактором развития туризма являются проблемы, касающиеся налогового законодательства Украины. Это, в первую очередь, уплата налогов на добавленную стоимость, земельного налога, гостиничного и курортного сборов. Также не отработан механизм поощрительного налогообложения информационно-рекламной деятельности, стимулирования инвестиций в туристическую отрасль.
Алексей ЗАДОРОЖНЫЙ, начальник отдела иностранного туризма корпорации «Укрвнешинтур»:
— В организации въездного туризма украинские компании сталкиваются со значительными проблемами. Одной из основных является проблема отсутствия рекламы, на которую, как это ни банально звучит, не хватает средств. Если на Западе и есть какая-то информацмия об Украине, то она чаще негативная: «дело Лазаренко», Чернобыль, преступность. Естественно, что все это выгодно используют наши зарубежные конкуренты, отговаривая потенциальных туристов от поездок в Украину. Следующая проблема, с которой сталкиваются люди, все-таки желающие посетить нашу страну, — это чрезмерная бюрократизация наших заграничных представительств и, зачастую, непомерные цены на визы. К тому же за те деньги, которые платят туристы в Украине, им предлагают уровень сервиса, который не соответствует мировым стандартам. Например, на таможне в том же Борисполе, 9 «красных» и 1 «зеленый коридор», малая доля сотрудников гостиниц знают английский язык. А чего стоит непонятная иностранцам регистрация в ОВИР, где у них забирают паспорт на несколько дней, что для представителей правовых государств абсолютно неприемлемо?! Всему этому, к сожалению, придается слишком мало значения, а ведь туристы хотят получать услуги как должное, а не «выбивать» их. Вообще же, для привлечения туристов в Украину и изменения инфраструктуры туристической отрасли необходима общегосударственная программа развития, лишь в этом случае можно надеяться на полноценный поток туристов в Украину.
Павел ТОКОВОЙ, начальник пресс-центра государственной таможенной службы Украины:
— Проекты, аналогичные нашему таможенному кодексу, были приняты в некоторых странах СНГ, где они уже действуют. Наш проект получил высокую оценку у экспертов Международной таможенной организации. То есть мы приближаем наше законодательное поле к европейским стандартам. Для иностранцев же, с нашей стороны, никаких трудностей при прохождении таможенных процедур нет: они более дисциплинированные, чем наши граждане, поэтому после заполнения декларации вопросов у сотрудников таможенной службы к ним, как правило, не возникает. Все заявления различных туристических фирм о том, что туристы не едут в Украину из-за проблем с таможней это — абсолютная чепуха. Мы работаем по системе «зеленый коридор» — «красный коридор», которая позволяет нам ускорить процесс обслуживания туристов в аэропортах. Количество же «красных коридоров» связано с тем, что очень много приезжающих занимаются сокрытием денег, товаров и т.д. Таможенной службе выгодно, чтобы больше людей ехало в Украину, ведь они все платят таможенные сборы, которые пополняют наш бюджет.
Наталья ДОВГАНЬ, студентка Международного института лингвистики и права, 19 лет (в качестве туриста часто путешествует по Украине и Европе):
— С выездом из Украины проблемы были всегда, на украинской границе постоянно стоят очереди. Но и въехать в страну также становится все более проблематичным. Людей держат в очередях часами, проверяя все тюки и саквояжи, придираясь к мелочам.
Пересечь же границу, скажем, Австрии, Польши, Венгрии, Германии — и любой европейской страны, — не труднее, чем сходить в магазин. Сервис в европейских странах — на высшем уровне. Обслуживающий персонал в магазинах, гостиницах вежливо и предупредительно относится к клиентам. Сами понимаете, в Украине туристы видят совсем другую картину: начиная от хамства на таможне, заканчивая оплеванными тротуарами. Сравнивать это с европейским уровнем, проводить параллели — просто бессмысленно.
КСТАТИ
По данным Государственного комитета Украины по туризму, к нам «протоптали туристическую тропинку» люди более чем из 160 стран мира. Самыми крупными являются потоки со стран СНГ (78% от общего количества). Из стран дальнего зарубежья Украину чаще всего посещают туристы из Польши, Словакии, Германии и США. В прошлом году в Украине побывали 6,5 млн. иностранных туристов. Прибыль составила около 16,5 млрд. грн. Тогда как, скажем, во Франции (примерно такая же территория и такое же количество населения, что и в Украине) прибыль от туристической отрасли ежегодно составляет около $65 млрд.
Михаил ЗУБАР, «День»
Выпуск газеты №:
№202, (2000)Section
Панорама «Дня»