Нефть для геополитики
Вчера открылся Ялтинский саммит ГУУАМ. Это объединение переживает сегодня период перемен. Он связан не только с приостановкой в нем членства Узбекистана, но и с усилением к нему интереса таких держав, как США и Россия. Американцы готовы финансово помочь проектам в рамках ГУУАМ. Россия, бдительно следящая за всем, что происходит на постсоветском пространстве, по-видимому, также не захочет отставать. В этих условиях два лидера этого все еще неформального межгосударственного объединения — Украина и Грузия — накануне встречи в Ялте решили более глубоко синхронизировать свои позиции как на уровне двухсторонних отношений, так и по линии ГУУАМ, занятого сегодня не столько решением задачи с одним неизвестным «У», сколько необходимостью преодолеть застойные тенденции и начать эффективное развитие этой организации.
Местом синхронизации был избран Тбилиси, а формой работы — рабочий визит премьер-министра Украины Анатолия Кинаха (состоялась его встреча тет-а-тет с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и переговоры в государственным министром Автандилом Джорбенадзе) плюс четвертое заседание совместной межправительственной грузинско-украинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества плюс бизнес-форум деловых кругов двух стран. Перед самым началом переговоров посол Грузии в Киеве Григол Катамадзе в разговоре с «Днем» согласился с тем, что основным стержнем всех переговоров в Тбилиси, безусловно, будет проблематика и развитие ГУУАМ. Хотя, по словам посла, не меньше времени придется отвести и на накопившиеся двухсторонние проблемы, ведь предыдущее заседание межгосударственной комиссии проводилось полтора года тому назад.
Впрочем, водораздел между двухсторонними украинско-грузинскими отношениями, возведенными в ранг особого стратегического партнерства, и проблематикой ГУУАМ обнаруживается с некоторым трудом. Все надежды двух стран сосредоточены главным образом в области энерготранспортного сотрудничества по линии Азия — Европа, а следовательно, в реализации Евроазиатского нефтетранспортного коридора, по которому планируется доставлять высококачественную каспийскую нефть в страны Восточной и Центральной Европы. Грузия заинтересована в этом проекте как транзитная держава, а Украина, кроме того, еще и как собственник двух реально действующих, но не полностью загруженных участков — паромной переправы Одесса — Поти, нефтетерминала в порту «Южный» и пока «сухого» нефтепровода Одесса — Броды. Заинтересованность нашей страны проявилась в предложении А.Кинаха по развитию нефтетранспортных потоков из Азии в Европу. Вначале он отметил, что Украина не рассматривает нефтетранспортный маршрут Баку — Джейхан в качестве конкурента для украинского проекта нефтетранспортного коридора. А после этого предложил Грузии принять участие в консорциуме по управлению нефтепроводом Одесса — Броды и одновременно попросил ее содействия Украине для участия в реализации проекта Баку — Джейхан, признанного в мире в качестве основного маршрута каспийской нефти в Европу. Эта инициатива украинской стороны перспективна. В дальнейшем она могла бы стать основой для создания диверсифицированной, взаимоприемлемой и главное — надежной системы международных энергетических потоков, способной в значительной мере изменить лицо государств — членов ГУУАМ. Вопрос лишь в том, чтобы международное сообщество и, в первую очередь, страны ГУУАМ, в политическом и экономическом плане дозрели до такого решения.
КОММЕНТАРИИ
Александр ТОДИЙЧУК , председатель правления ОАО «Укртранснафта»:
— Главная проблема для Евроазиатского нефтетранспортного коридора — это создание грузопотока. Нужно найти в Европе покупателя для нефти, которая может пройти по транспортному коридору. Но рынок настолько жестко распределен, что это непросто. В нашем случае помешала уверенность — стоит построить трубу, как заказчик найдется. Тем временем нас на международном рынке очень долго просто не воспринимали. Но сейчас мы сумели проложить мост между реальными нефтяными грузопотоками и реализацией проекта Одесса — Броды и уже действуем по всем западным стандартам на этапе готовности трубопровода. Сейчас мы ощущаем заинтересованность со стороны западных компаний. Посол США по особым поручениям в каспийском регионе Стив Манн месяц назад сказал, что Америка отдает предпочтение двум трубопроводам. Номер один для нее — это Баку — Джейхан, номер два — это Одесса — Броды и далее в Европу. Эта мысль и ранее муссировалась на узких технических конференциях с участием экспертов. И в Хьюстоне, и в Лондоне подчеркивалось, что Украина первой создала байпас (обходной путь) вокруг Босфора. Теперь же эта мысль впервые прозвучала для широкой публики, и это хороший сигнал, означающий, что мы не конкурируем и не вступаем в противоречия с политикой крупнейших держав мира и поддерживаемыми ими проектами. На переговорах в Грузии также удалось внести лепту в «раскрутку» наших нефтетранспортных проектов. Мы это ощутили на встречах с руководством международной грузинской нефтяной корпорации.
К сожалению, у грузинской стороны нет средств, чтобы инвестировать крупные проекты, но есть возможность объединить с нами усилия для того, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность проекта нефтепровода Одесса—Броды, и мы этим непременно воспользуемся, чтобы привлекать новых участников и загрузить созданные перекачивающие мощности, чтобы свести к минимуму существующие из-за их недогруза убытки.
Александр КУРЛЯНД, председатель правления компании «Укрферри» (национальный перевозчик):
— Объем грузопереработки нашей компании на Грузию вырос на 40%. В этом — главное наше достижение. Хотя рост грузопотока еще не говорит о повышении рентабельности перевозок. Чтобы увеличить грузопоток и привлечь клиентов, нам сейчас приходится работать на минимальном тарифе. Но сейчас уже пошли положительные, с точки зрения экономики, рейсы. И это обнадеживает. Мы договорились в Минтрансе Грузии, что необходимо устанавливать единые ставки тарифов по оплате судозаходов как в украинские порты, так и в Поти и в Батуми. До 1 октября мы эти вопросы должны окончательно утрясти. Сегодня я вижу перспективы для дальнейшего развития наших отношений и роста перевозок между двумя странами. Нам уже нужен дополнительный паром, чтобы справиться с ними.
Григол КАТАМАДЗЕ, посол Грузии в Украине:
— Уникальность наших отношений еще раз подтвердилась. Можно, без преувеличения, сказать, что четвертое заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству прошло на очень высоком уровне и даже превзошло все ожидания, а бизнес-форум смело можно назвать беспрецедентным. Мы стали свидетелями подписания многих контрактов, которые вскоре станут определять показатели и уровень отношений между странами. Мой прогноз после этого раунда переговоров состоит в том, что торгово-экономический оборот между Грузией и Украиной будет быстро расти.
Натиа ТУРНАВА, первый заместитель министра экономики, промышленности и торговли Грузии:
— Этот форум существенно отличается от других, проходивших при участии Грузии, мероприятий такого характера тем, что был очень живой и неискусственный интерес к взаимодействию бизнесменов обеих сторон. И это даже не исходило от правительств. У бизнесменов действительно есть очень много точек соприкосновения. Об этом свидетельствует, в первую очередь, количество подписанных тут контрактов. Такая форма работы — одна из наиболее продуктивных возможностей совместно строить будущее наших стран.
Выпуск газеты №:
№129, (2002)Section
Панорама «Дня»