Перейти к основному содержанию

Нефтяные объяснения

Вернемся ли к идее вертикально интегрированной компании?
08 августа, 19:36

Выступая в парламенте в последний день своего пребывания на посту министра топлива и энергетики, Иван Плачков заверил, что в Украине отсутствуют условия для искусственного повышения нефтетрейдерами цен на нефтепродукты. Вот только покупателю бензина, а таких теперь в стране немало, совершенно безразлично, является ли повышение искусственным или же естественным. Ему не нравится, когда нефтяные цены растут, вынимая деньги из его кошелька и даже иногда заставляя пересаживаться с личного на общественный транспорт.

Но дважды министру Плачкову, похоже, нет дела до реальной ситуации. Для него главное — не услышать, и особенно в парламенте, упреков. Тем более, что он, по- видимому, уже знал: впереди у него одесское губернаторство, и не хотел портить впечатление о себе у лидеров антикризисной коалиции. Объясняя рост цен на нефтепродукты в стране, он по-школярски разъяснял, что сформированный в Украине рынок светлых нефтепродуктов и введение национальных стандартов на моторное топливо подтолкнули нефтеперерабатывающие предприятия к ускоренному проведению реконструкции и модернизации, направленной на увеличение глубины переработки нефти до 90—95% и на выпуск нефтепродуктов европейского уровня. Как и ныне премьер-министр Юрий Ехануров Плачков поставил в заслугу себе и ушедшему правительству то, что проходящая в Украине уборочная кампания в полном объеме обеспечена горюче-смазочными материалами. (На самом деле тут, похоже, следует больше говорить о том, что уборка обеспечена кредитными ресурсами. Но цена горючего такова, что крестьяне, даже при высоком урожае, с трудом выходят на нулевой финансовый результат и все больше попадают в долги).

Между тем ныне уже экс-министр экономики Арсений Яценюк, также на последних днях своего пребывания в кресле, честно прогнозировал на украинском рынке незначительный рост цен на нефтепродукты (на уровне 3— 5%) в связи с продолжающимся ростом цен на мировом рынке. Он подчеркнул, что украинский рынок не испытывает какого-либо дефицита дизельного топлива, бензина А-95 и большего октанового числа. В то же время он отметил наличие «определенных, временных вопросов по наполнению рынка 76-м бензином». Со ссылкой на предварительные данные А. Яценюк оценил его дефицит на уровне 20 тысяч тонн и пояснил, что этот дефицит обуславливает более высокие темпы его подорожания. По словам Яценюка, в целом ситуация на украинском рынке нефтепродуктов является прямым отображением ситуации на мировом рынке, на котором сегодня война в Ливане подталкивает цены вверх. По его словам, единственным компенсирующим фактором является проведение нефтяных аукционов и продажа украинской нефти отечественным НПЗ.

Но вот закавыка, украинские НПЗ в январе-июле сократили переработку нефти на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июле объем переработки снизился еще больше (на 27,7%) и составил 1 млн. 251,8 тыс. тонн, что на 480,3 тыс. тонн меньше июля 2005 года. Производство бензина за семь месяцев сократилось в стране на 13,8%, дизтоплива — на 23,7%. Вместо отечественных нефтепродуктов, а с них в бюджет должны идти налоги, а теперь — не идут, Украина получает импортные, колеблющиеся в цене вместе с линией... пардон, с ценой на мировом рынке. В этой связи Минэкономики предлагало не работавшей с апреля Верховной Раде несколько повысить пошлины на импорт нефтепродуктов с тем, чтобы стимулировать отечественных нефтепереработчиков...

Но это — не единственный путь. В Украине почему-то забросили идею создания вертикально интегрированной нефтяной компании на базе ОАО «Укрнефть», что действительно позволяло бы несколько компенсировать повышение мировых цен. Плачков, в чье ведение (пусть и не до конца) было передано управление НАК «Нефтегаз Украины», мог бы объяснить парламентариям, почему была практически заблокирована инициатива ОАО «Укрнафта» по созданию такой компании. И не было ли это одним из искусственных условий для повышения в Украине нефтяных цен. Теперь экс- министр перебрался поближе к Одесскому НПЗ и нефтепроводу «Одесса — Броды», где сможет продолжать свою линию, опираясь на указания нового министра топлива и энергетики, для которого, по-видимому, дело чести — отстоять реверсное использование этого национального проекта.

А тем временем нефтяные цены в Украине, как прогнозирует директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин, продолжат свой рост, приближаясь в среднем к 5 гривням за литр, то есть к отметке в доллар, которая давно уже привычна в Европе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать