Неповторение пройденного
Переводные экзамены отменены в киевских школах, на очереди — регионы
Киевская госадминистрация порадовала школьников очередными не менее радостными праздниками. Двухнедельные каникулы, именуемые гриппозным карантином, повлекли за собой новый приказ начальника Главного управления образования столичной администрации Бориса Жебровского. В данном случае радоваться будут только ученики 6, 7, 8 и 10 классов, в которых, как следует из приказа, в текущем году отменены переводные экзамены. Кроме того, в приказе подчеркивается, что, учитывая все тот же перерыв в учебных занятиях, а также обращение Объединения родителей школьников Киева о предупреждении перенагрузки и психологического перенапряжения учеников, руководство школьных заведений не должно допускать превышения предельно допустимой нагрузки школьников, установленной действующими учебными планами. Другими словами, учителям запрещено компенсировать пробелы в усвоении программного материала путем увеличения объема домашних заданий, написанием рефератов, проведением контрольных или самостоятельных работ, дополнительных занятий и тому подобных нагрузок, не предусмотренных программой.
В то же время многие педагоги как, например, директор киевской средней школы №211 (Минский район) Виктор Вакуленко, считают, что переводные экзамены не такая уж сильная перенагрузка для школьников, даже если учитывать их ослабленное в это время года здоровье.
— Образовательная система, — рассказал «Дню» Виктор Вакуленко, — очень четкая и расписана буквально по пунктам, поэтому «ломать» ее не стоит. Ведь цель учителя — не только дать материал, но и закрепить его в памяти ученика. А сделать это возможно с помощью тех же зачетов, экзаменов и подобных им работ. Возможно, логичнее было бы сократить количество экзаменов у выпускников: вместо 6 у одиннадцатиклассников сделать 4, а у девятиклассников вместо 4 поставить 2. Ведь если реально посмотреть, то именно они и испытывают сильнейшую нагрузку, когда сразу после школьных экзаменов начинается вступительная сессия в другие учебные заведения. Кроме того, нужно учитывать и тот фактор, что ни один в мире ребенок не имеет огромного желания учиться. То есть существует проблема заинтересованности, которую нужно решать снова-таки с помощью индивидуальных или консультативных занятий. Ученикам, например, нашей школы, приходится осваивать достаточно объемный материал, так что без дополнительных занятий просто не обойтись.
Учителя не увидели особой проблемы в новом приказе. «Я уверена, что смогу дать детям весь материал, который запланировала и который требует «методичка» министерства, — уверена преподаватель математики Алла Мусиенко. — Только вот придется обходиться без повторения пройденного материала».
...На момент подготовки материала ученики 211-й школы, особенно не выпускных классов, не знали о новом приказе. Скоре всего, они узнают об этом сегодня, уже после совещания директора и учителей по поводу нового «сенсационного» приказа горадминистрации.
— Освобождение школьников-невыпускников от экзаменов — это не сенсация, — сказал корреспонденту «Дня» Александру Фандееву заместитель начальника Главного управления общего среднего образования Министерства образования Украины Николай Мельник. — Согласно инструкции, утвержденной приказом Минобразования, в 1996 году, «Об экзаменах, переводе и выпуске учеников общеобразовательных учебно-воспитательных заведений Украины», подобным правом могут воспользоваться и другие педагоги. Целесообразность этой меры демократическим путем будут определять педагогические советы учебных заведений. Вполне вероятно, что к киевским школьникам впоследствии присоединятся ученики тех регионов, в которых тоже были вынужденные каникулы в связи со стихийным бедствием, эпидемией гриппа, отключением в школах отопления, электроэнергии. Но отсутствие экзаменов не повлияет на ритм учебного процесса: у учителей достаточно средств и форм (директорские контрольные работы, зачеты) для проведения итогового контроля уровня и качества общеобразовательный подготовки. Конечно, нагрузка на детей, пропустивших занятия, увеличится. Наверстать упущенное, без чего тяжело усвоить следующий материал, можно, переведя школы с пятидневок на шестидневную рабочую неделю, или путем проведения индивидуальных и групповых консультаций. Конечно же, объем знаний в современной школе увеличился, одновременно повысилось и качество среднего образования. Подтверждением этого являются многочисленные победы наших талантливых детей в международных образовательных олимпиадах.
КОММЕНТАРИЙ
Николай КОРНЕВ, доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:
— Критерий «загруженности» школьника — субъективное понятие. Каждый, в том числе и министр образования, определяет его для себя сам. Можно говорить лишь об оптимальности решения в конкретной ситуации. В принципе, никто не изучал загружен или не загружен в научном плане ребенок. «Предельно допустимая нагрузка» в учебных планах определяется как часовой рабочий день или рабочая неделя. Здесь учитывается время школьных занятий и время на подготовку. Такие же определения существуют и для учащихся вузов. Американские студенты, кстати, гораздо меньше наших загружены обязательными занятиями. Но у них система проверки знаний требует такой самостоятельной работы, что они оказываются загруженными больше наших.
А вообще, решение об отмене экзаменов я считаю неплохим. Я считаю, что экзамены ничего у детей не выявляют.
Выпуск газеты №:
№24, (2000)Section
Панорама «Дня»