Николаев создаст Индустриальный парк
Уникальный проект для бизнес-инвестиций уже представлен на рассмотрение горсоветаПроект создания Индустриального парка в Николаеве презентовали городской голова Николаева Владимир Чайка и представители проекта Агентства по международному развитию (USAID) «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» (ЛИНК) журналистам и общественности города. Николаев совместно с Херсоном выиграл этот проект среди шести других конкурсантов. Проект планируется реализовать на территории участка под названием «Промзона II», который находится на трассе Николаев-Кривой Рог.
Так называемый проект USAID ЛИНК, в рамках которого проходит разработка Индустриального парка в Николаеве, является специализированным проектом в сфере экономического развития, цель которого — усилить конкурентоспособность регионов и территорий путем усовершенствования регулирования предпринимательской деятельности, увеличения стратегических инвестиций со стороны инновационно ориентированных фирм, укрепления отраслевой кооперации, эффективный рынок земли и усовершенствование национального законодательства в поддержку этих составляющих усиления конкурентоспособности.
Анатолий Соловьев, главный советник по вопросам стратегического планирования и экономического развития проекта USAID ЛИНК, отмечает: «Название, которое уже дали этой территории — Днепробужская Золотая Дельта, — безусловно, будет воспринято потенциальными инвесторами. Фактически этот проект — это стратегия активного представления региона для инвестиций». Что касается самих инвесторов, Радим Гилл, эксперт проекта ЛИНК, считает: «Мы не являемся инвесторами, и мы не приведем с собой инвесторов, но мы создадим условия для того, чтобы вы могли привлечь инвесторов». По словам пана Гилла, «Николаев был избран потому, что он привлекателен для инвесторов благодаря удачному логистическому расположению и выходу в море». Также победе способствовали такие аспекты, как заинтересованность местной власти в реализации данного проекта и то, что Николаев — один из немногих городов в Украине, где еще в 2009 году был разработан генеральный план развития города. «Мы хотим принести диверсификацию не только от кораблестроения, но и от других отраслей. В Николаеве есть все, что может интересовать инвестора — критическая масса рабочей силы, большое количество университетов и научно-технологических институтов», — подчеркнул пан Гилл.
Общая площадь участка, предусмотренная под Индустриальный парк, — 162,07 га (плюс резерв для будущего развития — 43,58 га). Город обеспечивает лишь основную инфраструктуру. Развитие будет происходить по трем фазам. В начале город будет контролировать все (полная собственность). Когда будет обеспечено подключение участка к инфраструктуре, город сможет привлекать инвесторов (или девелоперов) и продавать земельные участки. В конце город будет контролировать только общественное пространство (частичная собственность).
По словам пана Соловьева, проект Индустриального парка предлагается использовать для «развития морехозяйственного комплекса, сельскохозяйственной переработки, туризма, развития малого и среднего бизнеса, а также для привлечения инвестиций».
Подобные проекты активно внедряются в странах Евросоюза. Так, в частности, Радим Гилл привел несколько примеров подобных Индустриальных парков в Чехии. Среди них Индустриальный участок Здар над Сазавоу (18,4 га), Индустриальный участок Копривнице (82,5 га), а также один из самых успешных Индустриальных парков в Чехии, который может стать фактически прототипом для создания Парка в Николаеве, — Индустриальный парк в городе Брно (180 га). Как отмечает пан Гилл, по чешскому опыту, от момента создания проекта до момента 100-процентного заполнения Парка инвесторами срок около 10—11 лет. Главным требованием к кандидатам на размещение бизнесов в Индустриальных парках Чехии, по словам Радима Гилла, было следующее — «никакой первичной промышленности и переработки, никакой тяжелой и химической промышленности». По мнению пана Соловьева, уже в первой фазе реализации проекта территория может стать интересной для автомобильных заправок и автосалонов, ведь такого рода бизнесы нуждаются в определенной территории и активности проезжающих, что в данном случае обеспечивает расположение парка на трассе Николаев-Кривой Рог. Что касается наличия уже существующих потенциальных инвесторов, городской голова Владимир Чайка подчеркнул: «Сейчас у нас нет конкретных инвесторов, но благодаря презентации, которую нам представили, и уже разработанным документам мы можем уже начинать делать предложения заинтересованным бизнесам». Кроме того, пан Чайка также рассказал о том, что есть определенная заинтересованность китайской стороны в сотрудничестве с Николаевом, поэтому Индустриальный парк может стать одним из аспектов сотрудничества. Пока же проект будет подан на рассмотрение депутатов Николаевского городского совета для принятия последующих решений относительно его внедрения.
Выпуск газеты №:
№224, (2011)Section
Панорама «Дня»