Нобелевск ий лауреат — родом из Ро венщины
То, что мы зачастую не знаем своей истории и тех наших земляков, которые внесли заметный вклад в развитие цивилизации, — уже стало аксиомой. Однако историки не устают удивлять разными находками. Одна из них — история выдающегося физика двадцатого столетия, лауреата Нобелевской премии Георгия Харпака. О его судьбе рассказал известный ровенский историк, отыскавший следы многих выдающихся людей, чья доля так или иначе была связана с Ровенщиной, кандидат исторических наук доцент Ровенского гуманитарного университета Гурий Бухало. Вот его рассказ:
— Все началось несколько лет назад, когда в Ровно приехал для участия в научной конференции о Берестечской битве директор музея Симона Петлюры в Париже (а есть ли такой в Украине? — Ред. ) Василий Михальчук. Тогда я познакомился с ним, и в разговоре он упомянул о том, что один из французских нобелевских лауреатов родом из нашей области. Однако ничего более подробно узнать не удалось (по этой же причине трудно раздобыть и его фотографию). Мы начали переписку. Именно от него мне и стало известно имя лауреата — Георгий Харпак (некоторые энциклопедии подают уже «франкоизированные» имя и фамилию нашего соотечественника — Жорж Шарпак. — Ред. ). Однако так как он является физиком и работает над ядерной программой, то адрес его Василию Михальчуку узнать не удалось. Уже после смерти директора музея его преемница, разбирая почту, наткнулась на мои письма и решила помочь. Ей удалось узнать адрес Георгия Харпака и прислать справку о нЮм, помещЮнную во французской энциклопедии. Я написал бывшему земляку и попросил рассказать о себе. Довольно долго не было ответа, и вот совсем недавно пришло письмо, где известный физик рассказывает о своей весьма трагической судьбе.
Он родился в 1924 году в маленьком местечке Дубровица на самом севере нынешней Ровенской области в достаточно зажиточной семье. Его отец занимался производством кирпича, мороженого, напитков, вЮл торговлю. Неизвестно как бы в дальнейшем сложилась судьба талантливого мальчика, если бы в самом начале тридцатых годов семья Харпаков не выехала во Францию. Эмиграция тогда была весьма распространЮнным явлением.
В Париже, где поселилась семья, Георгий Харпак начал учиться. В 1938 году поступил в лицей святой Луизы. Здесь его и застала Вторая мировая война. Ему удалось ещЮ проучиться несколько лет в лицеях святой Луизы и Монпелье. В 1943 году 19-летний Георгий Харпак вступает в движение Сопротивления.
В 1944 году его арестовывают, и юноша попадает в фашистский концентрационный лагерь. Год жизнь будущего лауреата Нобелевской премии висела, что называется, на волоске. Он выжил.
После войны необходимо было выбирать путь в жизни. В 1945 году Георгий Харпак поступает в высшую горную школу, которую оканчивает в 1947 году. Учится в колледже Де Франс. Именно тут он посещает лекции всемирно известного физика Ф.Жолио-Кюри и начинает работать в его лаборатории. Экспериментальная физика увлекает молодого учЮного, и в 1959 году он начинает работать в Европейском центре ядерных исследований. За свою долгую научную жизнь Георгий Харпак внЮс немалый вклад в развитие мировой физики. За разработку детектора элементарных частиц он в 1992 году был удостоен Нобелевской премии в области физики. О вкладе в науку нашего бывшего земляка можно судить по тому факту, что он является членом Французской академии наук, почЮтным доктором четырЮх наиболее почитаемых в мире университетов. Пока бывший житель Ровенщины не собирается посещать свою историческую родину. Да и его никто особенно сюда не зовЮт. Ему недавно исполнилось 75 лет, однако Георгий Харпак продолжает трудиться, ибо бывших учЮных не бывает.
Я слушал рассказ историка Гурия Бухало и думал о том, как легкомысленно мы относимся к талантам. Георгий Харпак едва ли не единственный лауреат Нобелевской премии, который родился в Украине, а на его доме в Дубровице не было даже мемориальной таблички, да и само строение не так давно из-за ветхости пустили на слом. Мы много строим памятников, а ценим ли тех земляков, которые пусть даже и в чужих научных центрах продвинули науку вперЮд. Будем надеяться, что наши власти всЮ же пригласят всемирно известного физика на его родину и когда-нибудь на его малой родине появится памятник.