Перейти к основному содержанию

Ночь театра

24 января, 20:02

Вчера исполнился ровно год с тех пор, как в московском аэропорту «Домодедово» прозвучал страшный взрыв. В результате теракта, совершенного смертником, погибли 36 человек, пострадали 169.

Взрыв имел далеко идущие последствия: свел на нет усилия официальной пропаганды, воспевавшей хваленую путинскую стабильность, продемонстрировал жалкое состояние системы безопасности даже в наиболее, казалось бы, охраняемых местах — в целом это был один из тех толчков, которые привели к нынешнему политическому кризису в России.

Нам эта атака тоже принесла непоправимую утрату. Среди погибших была одна украинка, Машутина Анна Григорьевна, 1981 года рождения, из Одессы.

Ее творческий псевдоним — Анна Яблонская. Драматург, сценарист, она прилетела в Москву, чтобы получить премию как один из лауреатов конкурса киносценариев «Личное дело», который проводился самым авторитетным на территории бывшего СССР киноведческим журналом «Искусство кино».

Ее пьеса «Язычники» была признана одной из лучших на конкурсе. Перед этим Анна вошла в число лауреатов международных конкурсов драматургии «Премьера.txt» и «Евразия», стала дипломантом конкурса современной драматургии «Свободный театр». В целом она является автором более десяти пьес («Бермудский квадрат», «Видеокамера», «Выход к морю», «Где-то и около», «Дюймовочка и бабочка», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги», «Шоу ковбоя без собаки»), по некоторыми из них в театрах Петербурга поставлено несколько спектаклей. У Анны остались муж и ребенок, трехлетняя дочка.

У внезапной смерти своя драматургия и свои вопросы к тем, кто остался. В случае с гибелью Анны — острый, хотя и давнишний вопрос отторжения заскорузлым отечественным театром любых свежих талантов. По горькому, но правдивому наблюдению Наталии Ворожбит, высказанному в интервью «Дню» 16 декабря минувшего года: «Наш театр глубоко провинциален, совершенно не готов к современной драматургии... Режиссеры ничего не читают. Они, возможно, прочли за всю жизнь одну современную пьесу и на этом строят выводы. С другой стороны, они понимают, что эту пьесу и не смогут поставить. Для них современная драматургия — инородное тело, так же и драматург отторгает такого режиссера. Несовместимые вещи, на мой взгляд».

Ворожбит ставят в Британии и России, а в Украине она живет за счет чего угодно, но только не пьес. Один из самых интересных отечественных драматургов 1990-х Максим Курочкин давно переехал в Россию. Яблонская находила признание и режиссеров для своих работ тоже в России. Это же насколько непривлекательна наша социокультурная реальность, что одаренные молодые люди едут в столицу враждебного, по сути, государства и вместо профессиональной реализации находят смерть.

Итак, после смерти Анны прошел год. Ни одной постановки по ее пьесам в Украине так и не появилось.

Или еще нужно подождать?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать