Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нокаут дипломатии

Украинцы — в «бригаде реаниматоров»
19 марта, 00:00
Завтра парламенту предстоит определить «правила игры», по которым Украина будет участвовать в столкновении глобальных интересов вокруг Ирака. Задача усложняется тем, что большинство украинских избирателей и налогоплательщиков — против войны. Президент Леонид Кучма подписал указ о направлении 19-го отдельного батальона РХБЗ (г. Самбор, Львовская обл.) в Кувейт и направил соответствующее представление в Верховную Раду. Об этом сообщила вчера по окончанию заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины пресс-секретарь главы государства Алена Громницкая. Основаниями президентского решения стали: ранее принятая резолюция СНБО, приглашение кувейтской стороны и «подписанное соглашение между Украиной и государством Кувейт». Вчера же Совет национальной безопасности и обороны Украины рекомендовал Президенту поручить органам государственной власти принять меры для усиления охраны объектов повышенной опасности и иностранных дипломатических представительств на территории Украины с целью обеспечения национальной безопасности в связи с возможным развертыванием военных действий в районе Персидского залива и на Ближнем Востоке

Час, которого со страхом и обеспокоенностью ждали во всем мире, объявлен. Двое суток — именно столько отвел президент Соединенных Штатов Америки своему иракскому коллеге для принятия решения. Ультиматум Джорджа Буша содержит единственное условие — либо Саддам вместе с двумя сыновьями покидает страну, либо Ирак оказывается перед лицом войны. Выступая в Белом доме, американский лидер отметил, что США имеют законное право защищать себя. Таким образом, он аргументировал невозможность дальнейшего обсуждения иракского вопроса в стенах Совета Безопасности ООН. «Опасность понятна. Используя химическое, биологическое или, возможно, и ядерное оружие, полученное у Ирака, террористы могут воплотить провозглашенные цели и убить тысячи или сотни тысяч невинных людей в нашей стране или где-либо еще», — подчеркнул Джордж Буш. Заявление американского президента стало очередным свидетельством конца эпохи международной дипломатии. Американский лидер продемонстрировал неспособность избавиться от статуса заложника собственного рейтинга. Антитеррористическая кампания, возглавленная США, оказалась перед угрозой полной дискредитации. Антииракская кампания стала переломным, а местами и кризисным моментом для Запада, трансатлантического единства. Трещина в интересах между Европой и Америкой стала еще глубже, разделение Европы на «старую» и «новую» с легкой руки американцев может сказаться на интеграционных процессах на континенте. Тем временем Ирак отверг ультиматум США. Такое решение было принято вчера на совместном заседании Совета революционного командования и руководства правящей партии Баас.

Ультиматум американского президента ждали довольно давно. Еще в конце прошлого года представители Вашингтона, не скрывая, заявляли, что были бы не против, если бы Саддам вместе с окружением покинул собственную страну. Надежда американцев заручиться поддержкой международного сообщества несколько затянула объявление ультиматума. Дипломатическое сопротивление России, Франции, Германии, Китая против военных намерений США спутало карты Вашингтона. В конечном счете пришлось пойти на непопулярное решение в первую очередь для самих Штатов: по результатам соцопросов большинство американцев согласны поддержать войну против Ирака только в случае полной международной консолидации по этому вопросу. Аргумент Белого дома об умышленном затягивании вопроса иракского разоружения можно принять во внимание и даже отнестись с пониманием, но не быть в нем уверенным окончательно. Соединенные Штаты сами согласились на резолюцию 1441, предложенную в прошлом году Францией. Она, действительно, предусматривала «серьезные последствия» для Ирака в случае отказа от сотрудничества с международным сообществом. Эти «серьезные последствия» в конечном счете и озвучил Джордж Буш. Однако не следует забывать, что упомянутая резолюция предусматривала двухэтапное решение иракского вопроса. Первый этап — отправка в Ирак международных инспекторов, которые должны были заняться поиском оружия массового уничтожения. Багдад принял это условие и начал демонстрировать склонность к сотрудничеству с ООН, о чем несколько недель назад заявлял руководитель группы международных инспекторов Ханс Бликс. Однако даже отсутствие сотрудничества со стороны Ирака еще не могло считаться предлогом для каких-либо действий (в том числе и применения силы) против Багдада, поскольку резолюция 1441 предусматривала второй этап — обсуждение вопроса в СБ ООН и одобрение соответствующей резолюции. Здесь терпения американской дипломатии не хватило... Категорическое нежелание Франции поддерживать резолюции, которые бы содержали даже намек на войну против Ирака, сыграло не последнюю роль. В большой геополитической игре начал четче вырисовываться победитель — Соединенные Штаты. Из эшелона тяжеловесов не удалось отстоять собственную точку зрения Франции, России. Великобританию победителем можно считать только относительно: слишком дорого может обойтись Тони Блэру союзничество с Вашингтоном. Британские парламентарии не исключают объявления ему вотума недоверия, в Лейбористской партии, которую представляет Блэр, наметился заметный раскол. О своей отставке в знак несогласия с политикой Лондона в отношении Ирака за последние сутки в Британии объявили три члена правительства Блэра.

Изменить ситуацию в силах только Белый дом. И это касается не только иракской политики Вашингтона. Отсутствие реальной оппозиции любым намерениям США позволяет Вашингтону действовать в лобовую. Остальным государствам остается только наблюдать и высказывать собственные позиции — от откровенно критических до искренне одобрительных. «Это было решение, которое следовало принять. Мы поддерживаем США», — заявил премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми. «Неужели угроза, которую якобы представляет иракский диктатор, оправдывает войну, от которой погибнут тысячи невинных детей, женщин и мужчин? Мой ответ, каким был, таким и остается: нет!», — подчеркнул канцлер Германии Герхард Шредер. Лига арабских государств, на которой во время последнего заседания представитель Объединенных Арабских Эмиратов официально выступил с идеей добровольного изгнания Саддама Хусейна, пока что не поддержала американский ультиматум. Спикер ЛАГ Гишам Юссуф, в частности, отметил, что в резолюции ООН ни слова не говорится о каких-то временных рамках для иракского руководства. Наибольшую поддержку, и не только на словах, оказали австралийцы. Премьер-министр Австралии Джон Ховард сообщил об отправке в регион Персидского залива двух тысяч солдат. Президент Франции Жак Ширак подчеркнул, что США берут на себя «тяжелую ответственность», объявляя ультиматум. «Это одностороннее решение, идущее вразрез с волей Совета Безопасности ООН и международного сообщества, которая также хочет разоружения», — отметил он. Ответственность перед Богом берет на себя тот, кто переходит к военным действиям, считая исчерпанными мирные способы решения конфликта, сказал официальный представитель Ватикана Хоакин Наварро Вальс. В свою очередь Украина надеется, по словам Президента Леонида Кучмы, что все-таки удастся избежать худшего развития ситуации. Глава государства выразил сожаление по поводу невозможности достижения консенсуса в рамках СБ ООН. По мнению Президента, возможность избежать худшего сценария «в большей степени зависит от иракской стороны». Вчера Президент Украины Леонид Кучма обсудил ситуацию вокруг Ирака по телефону с президентами России, Польши и Казахстана, по их инициативе.

Играть по американским правилам накануне объявления Бушем ультиматума Багдад не проявлял никакого желания. Иракский министр иностранных дел Наджи Сабри заявил, что «любой ребенок» в Ираке знает, что требование к Саддаму отправиться в изгнание априори провально.

Забегать вперед по поводу окончательного решения иракского президента, впрочем, не стоит. Многочисленные эксперты высказывают диаметрально противоположные мнения, иногда даже фантастические. Некоторые аналитики допускают, что Саддам Хусейн сделает пластическую операцию, выедет, например, в Ливию, а на президентском посту он оставит одного из своих двойников. Не исключают специалисты по международной политике и добровольного ухода от власти Саддама. К иракскому лидеру уже давно обращались арабские руководители с предложением покинуть страну, чтобы избежать войны. Почему бы именно сейчас не воспользоваться гостеприимством единоверцев? Между тем, любое решение Саддама было бы связано с риском. С одной стороны — риском войны против страны. С другой — риском быть уничтоженным или оказаться незащищенным. Ведь не факт, что согласие Хусейна выехать из страны не повлечет за собой и другие ультиматумы Вашингтона. Впрочем, о настоящем развитии событий будет известно уже через считанные часы. О правде иракской кампании, возможно, — никогда. Какие интересы преследовали США на самом деле? Просчитали ли в Вашингтоне, что, ликвидируя одну угрозу Саддама, мир может оказаться перед лицом десятков новых? «Не обвиняйте потом мусульман, если война против Ирака породит тысячи новых осам бен ладенов», — убеждали вчера индонезийские исламисты.

Какую линию поведения в этой ситуации занять Украине — в этой игре политических тяжеловесов? Понятно, что голос официального Киева в иракской теме, в силу не очень благоприятной политической конъюнктуры, слаб. Позиция Украины важна, прежде всего, нам самим. Именно умение избрать правильную стратегию часто и позволяло легковесам, наподобие Украины, не оставаться в стороне от мировых процессов. Мастерство просчитывать возможные дивиденды от участия где-либо или от позиции по чему-либо часто становится решающим в становлении крепкого государства, голос которого в конце концов услышат. Киев однозначно выступал за мирное урегулирование иракского кризиса. Похвальная позиция, которая вполне вливается в русло убеждений наших партнеров — России, Германии, Франции. Мы за отправку РХБ-батальона в Кувейт. Не менее интересна идея, которая может поспособствовать улучшению отношений с другим партнером — Соединенными Штатами. То, что Украина не научилась играть вне внешнеполитической многовекторности, — факт. Однако не стоит спешить безапелляционно относить его к негативным: лучше играть не по чьим-то правилам, а по собственным интересам. Завтра во время решения в парламенте вопроса отправки в Кувейт украинского РХБ-батальона станет очевидным, какая мотивация и какая линия поведения возьмет верх. Понятно, что у оппозиции есть искушение использовать момент для того, чтобы сказать «нет» Президенту. С другой стороны, парламенту придется искать ответ на непростой вопрос: отправлять батальон или нет; если «да», то в каком статусе, учитывая, что санкции ООН на начало боевых действий, скорее всего, уже не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать