Новая концепция есть — доверия нет
Директор департамента государственного долга Минфина Украины Виталий Лисовенко, выступая в четверг на пятой конференции «Рынок капитала в Украине», сообщил, что министерство завершает подготовку графика проведения аукционов по размещению гособлигаций.
Итак, Минфин приступает к построению новой пирамиды заимствований, закладывая в ее основу, очевидно для большей устойчивости, шесть принципов новой концепции.
Первый из них — принцип прогнозирования, по словам В. Лисовенко, включает, в частности, анализ макроэкономической ситуации и фискальной политики, а также определение на этой основе целесообразности выпуска государственных ценных бумаг. Но поскольку речь уже идет о графике аукционов, то вполне можно предположить, что анализ завершен и подтвердил целесообразность ОВГЗ нового поколения.
Остальные принципы, среди которых также выпуск долгосрочных инструментов, в т.ч. и для кредиторов, создание института маркет-мейкеров, мировые стандарты и, конечно, прозрачность, еще, очевидно, предстоит реализовывать.
Между тем, как известно, печальный конец «пирамиды-1» не добавил доверия государству, собирающемуся еще раз обратиться к банкам и даже к рядовым гражданам с протянутой рукой. Поэтому «День» решил спросить у г-на Лисовенко о главном: как государство собирается отвоевывать утраченное доверие. К сожалению, сначала Виталий Васильевич говорил по «десятке» (правительственная связь — Авт. ), а затем, как обычно, началось совещание.
Вместо минфиновца «Дню» отвечают банкиры.
Вадим ЧАНКИН, заместитель председателя правления банка «Финансы и кредит»:
— Конечно же, к новым ОВГЗ банкиры относятся с опаской и недоверием. 30 июня съезд банкиров, и там, очевидно, будет дана всесторонняя оценка ситуации. Но ясно, что в прошлый раз банки (это однозначно) обманули. Так что сейчас мы вряд ли с оптимизмом бросимся в этот омут. Хотя, конечно, у банков бывают периоды избыточной ликвидности и в эти моменты они будут пользоваться предлагаемыми инструментами, но лишь на короткий срок. А на длительный срок сегодня мало кто может согласиться. Несколько другая ситуация в работе государства с населением. Оно сегодня, может быть, немного более доверчивое, чем банки. Может кто-то и будет покупать. Но ведь в прошлый раз существенно пострадали и те, и другие. Так что, я думаю, с реализацией этих программ будут большие сложности. Нужно будет потратить очень много пропагандистских усилий.
Игорь ФРАНЦЕВИЧ, председатель правления «Райффайзенбанк Украина»:
— Я думаю, что определенный спрос у банков будет. Хотя называть его ажиотажем нельзя. Но потихонечку будут втягиваться. Есть готовность еще раз проверить правительство. Будут инвестировать небольшие деньги и смотреть, как поведет себя правительство дальше. Массированных инвестиций едва ли можно ожидать, как это было в 1996, 1997 годах, но потихоньку этот рынок начнет, по-видимому, восстанавливаться. Он принципиально важен, поскольку служит некоей базовой отметкой для всего финансового рынка и для рынка ценных бумаг, в частности. Сочетание денежного валютообменного рынка и рынка ценных бумаг — это тот элемент, который фиксирует развитость рынка вообще и является важным индикатором финансовой стабильности, позволяет провести реальную маркетинговую оценку ценных бумаг. Нормально работающий рынок внутреннего заимствования помогает правительству, подавая положительные сигналы для внешних инвесторов, которые раньше (сейчас пока неизвестно) могли приходить на внутренний рынок, конечно, принимая при этом на себя валютный риск. Правда, на новый призыв нашего правительства внешние инвесторы откликнутся далеко не сразу — их довольно здорово «нагрели», и реструктуризация едва ли добавила им доверия.
В общем ситуация такова: аппетита на ОВГЗ нет, а доверие оно, может быть, частично и есть, но свободных денег нет, и еще какое-то время их в больших объемах нельзя ожидать.
Вячеслав ЮТКИН, заместитель председателя правления Национального резервного банка (Москва):
— На заседании консультативного совета по иностранным инвестициям был очень откровенный разговор инвесторов с Президентом — такого еще никогда не было. Понимание, продемонстрированное главой государства и руководителями правительства, дает определенную уверенность и гарантии. И мы видим, что в этом году инвестиции в Украину незначительно, но растут и такая тенденция сохраняется. Несмотря на определенные трудности со внешним финансированием, 2000 год может стать в этом вопросе переломным. Что касается ОВГЗ, то доверие иностранных инвесторов к этому рынку серьезно утрачено после украинского внутреннего дефолта. Чтобы вернуть доверие, имитенту нужно будет предпринять ряд серьезных шагов, и главный фактор при этом — стабильность финансового рынка. Если инфляционные ожидания будут превышать доходность по этим бумагам, то их, конечно, никто не купит. Реально вкладывать в эти инструменты будут лишь после того, как появятся какие-то сигналы о возобновлении внешнего финансирования (международным валютным фондом — Авт. ). Это очень связанные вещи. Если к августу или к сентябрю, как ожидается, такие решения будут приняты, то это станет сигналом к работе с внутренними инструментами. А если внешнее финансирование не возобновится, тогда и программа внутренних заимствований окажется под угрозой срыва. Но, с другой стороны, на рынке финансовых инструментов такого инструмента действительно недостает. Поэтому рынок отреагирует на новинку, хотя без внешних заимствований это будет вялый рынок.
Последнюю точку в этой заочной мини-дискуссии поставил руководитель группы советников председателя Нацбанка Украины Анатолий ДРОБЯЗКО. Отвечая на вопрос «Дня» о том, не пойдет ли правительство в связи с низким уровнем доверия к ОВГЗ на повышение их доходности и сокращение сроков выпуска, он сказал: «Я считаю, что это было бы неправильно. Правительство не должно опять переключать на себя финансовые потоки, предлагая более привлекательные условия размещения ОВГЗ. Деньги должны идти в реальный сектор экономики. Правительство должно предлагать самые худшие условия, скажем 14—15% годовых. И если кому-то негде размещать свои активы, пусть дешево отдает деньги правительству. Здесь он ничем не рискует. А если хочет рисковать, то может дорого кредитовать реальный сектор. Но если правительство опять начнет как в прошлый раз подымать ставки выше учетной ставки НБУ, это будет неправильно».
КСТАТИ
Пресс-секретарь Минфина Ирина Безверхая не смогла назвать «Дню» дату ближайшего очередного аукциона по продаже ОВГЗ и пояснила, что в отличие от прежних лет, когда деньги от продажи ОВГЗ направлялись на финансирование бюджета, теперь Минфин выходит на такие аукционы лишь накануне крупных платежей по внешнему или внутреннему государственному долгу.
Выпуск газеты №:
№108, (2000)Section
Панорама «Дня»