Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Новый курс» по Курбасу

25 февраля мы будем отмечать 120-летний юбилей великого режиссера, актера, педагога
21 февраля, 19:30
ПАМЯТНИК ЛЕСЮ КУРБАСУ В КИЕВЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В истории украинской культуры есть легендарные имена, которые в сознании нашего народа и европейской театральной элиты ассоциируются, в первую очередь, с реорганизацией искусства. Среди таких реформаторов — Александр Степанович Курбас (Лесь Курбас), которого почитают не только знатоки театрального искусства, но и вся украинская общественность.

МОЛОДОЙ ТЕАТР

Лесь Курбас с молодых лет вынашивал мечту работать в национальном демократическом театре, который бы соединял лучшие традиции классического украинского искусства, высокую театральную культуру, привнесенную представителями театра корифеев, с поисками новых форм и методов, средств воссоздания на сцене характеров, эмоций и чувств. Именно поэтому Лесь Курбас начинает работать в Театре Николая Садовского как актер, однако впоследствии жертвует актерством ради режиссерской работы. Всю свою энергию режиссер отдает созданию студии молодых актеров, из которой и вырастает Молодой театр. Новообразованный театр арендовал помещение театра «Бергонье», что по улице Прорезной в Киеве. И сегодня далеко не все зрители киевского Молодого театра под руководством Станислава Мойсеева знают о том, что название театра дано не случайно: именно в этом легендарном помещении и творила молодая труппа, представители которой болели за то, чтобы украинский театр воспринимали в общемировом творческом контексте.

Молодой театр Леся Курбаса открылся пьесой Владимира Винниченко «Черная Пантера, белый Медведь», что уже само по себе указывало на экспериментальный характер этого нового творческого организма, ведь на сцене появилась современная национальная драматургия, которая подает личностные проблемы сквозь призму их понимания человеком-космополитом. В этом же театре были поставлены пьесы «Грех», «Базар», «Гайдамаки» и другие. В украинской культуре словно взорвался театральный авангард, который тяготел к смысловой и ролевой полисемантичности на сцене, символистической природы театрального искусства. Лесь Курбас вводит в национальный театр актерскую систему притворства, которая впитывает в себя элементы карнавала и клоунады, требует от актеров высокого уровня технической подготовки, а также умения пользоваться невербальными средствами коммуникации.

ФИЛОСОФСКИЙ ТЕАТР

С основанием выдающимся украинским режиссером театра «Березоль» отечественное модерное театральное искусство с политического курса направляется к философской театральной системе. Тем самым Лесь Курбас начинает своеобразную творческую борьбу с вульгаризацией театра, упрощением репертуара, «адаптированием» спектаклей к непритязательным (иногда) вкусам отдельных слоев населения.

Действительно, далеко не каждый зритель мог понимать сценические произведения зычного театра «Березоль», ведь осознание подобных вещей требовало надлежащего уровня образования, подготовки ума и духа, однако Курбас не сдавался, смело двигаясь вперед во внедрении своих режиссерских идей.

Театр «Березоль» нашел своего автора, сотрудничество с которым занимает отдельную страницу в жизни этого творческого организма. Им стал Мыкола Кулиш. На сцене театра шли спектакли по его пьесам «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Маклена Граса». В театре действовал мюзик-холл, существовала целая режиссерская лаборатория, которая стала для актеров «Березоля» не только творческим, но и просветительско-воспитательным заведением, в котором проводились творческие исследования, открывались не только театральные, но и духовные истины. Курбас обращается к мировой классике, и на сцене театра появляется серия «Костюмированные истории» (спектакли «Жакерия», «Король развлекается» и др.), а также сценические произведения по шекспировским текстам. Однако каждый из таких спектаклей приобретает дополнительные семантические оттенки, насыщается многозначными кодами-знаками, которые следует растолковать зрителю.

ТЕАТР ПОИСКОВ

Творческие поиски и эксперименты театра Леся Курбаса воспринимаются в общекультурном контексте. Импровизационность театрального искусства вызывает ассоциации с первым профессиональным театром эпохи Возрождения — театром комедии дель арте (театром масок), эффект отчуждения — с эпическим театром Бертольда Брехта, с его «неаристотелевскими» приемами влияния на сознание зрителей; некоторая кукольность, символистичность, философский характер и высокий уровень условности спектаклей — с символистическим театром Мориса Метерлинка. Вводит Лесь Курбас и новые технические приемы, например, обращение к кинематографическим фактурам, использование абстрактного звукового оформления действия, внедрение символистической функции масовки.

Лесь Курбас является для Украины действительно автором «нового курса» национальной театральной культуры. Именно поэтому имя Мастера является незабываемым, что подтверждается вниманием к его бесконечному таланту специалистов театрального искусства и художников, которые время от времени пытаются «позвать» его на помощь, обращаясь к методам, приемам, смыслам самобытного театра Леся Курбаса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать