Перейти к основному содержанию

О Боге, территории, титулах и угрозах

10 февраля, 00:00

Недавно друзья из «Ukraine Report-2004» (www.ArtUkraine.com) распространили весьма интересный материал, опубликованный римской информационной службой «ЗЕНИТ». Очевидно, Вселенский православный Патриарх Варфоломей I призвал Папу Иоанна Павла II не создавать греко-католический патриархат в Киеве, предостерегая Его Святейшество, что такой шаг будет угрожать разрывом экуменических отношений. Это произошло во время обсуждения документа, предъявленного президентом Епископального совета содействия христианскому единству кардиналом Уолтером Каспером Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Алексий II разослал этот документ, указывающий на возможное признание права на собственного патриарха за украинскими греко-католиками, другим православным патриархам. Очевидно, Патриарху Алексию удалось уговорить Вселенского Патриарха поддержать его в еще одной битве за то, что, по его мнению, является канонической территорией Москвы.

В письме от 29 ноября Патриарх Варфоломей I опроверг документ кардинала Каспера, назвав его «ошибочным, путаным, неприемлемым, провокационным» и завершил свое многословное опровержение этого исторически-канонического документа предостережением о возможных негативных последствиях признания за Греко-католической церковью в Украине права на собственного патриарха. Это «повлечет за собой сильную реакцию со стороны всех братских православных церквей и положит конец попыткам продолжить теологический диалог между Католической церковью и православными церквями», сообщает итальянский журнал «Тридцать дней». В своем письме к Папе Римскому Варфоломей I говорит об опасности «возврата к климату враждебности, царившему еще несколько десятилетий назад».

«Поэтому, — пишет Патриарх, — необходимо, чтобы вы заверили украинский народ и все православные церкви со всей вашей силой убеждения, что вы не собираетесь инициировать создание греко-католического патриархата в Украине, на что намекает кардинал Каспер в своем документе».

Как и вся церковная политика, эта проблема может показаться несколько непонятной для неспециалиста. Она уходит корнями в церковную историю пятнадцатого и шестнадцатого столетий, которая, с точки зрения двадцать первого столетия, представляется не всегда руководствовавшейся высшими духовными ценностями. В 1439 году православные иерархи по приказу византийского императора, который таким образом пытался заручиться поддержкой в борьбе остатков своей империи против оттоманских турок, подписали Флорентийскую унию, согласившись признать примат Папы Римского и решив некоторые другие теологические вопросы в пользу Рима. Но помощь не пришла, и в 1453 году Константинополь пал, а Вселенский Патриарх попал под правление мусульманского оттоманского султана, который хотел разорвать все связи между Восточной церковью, центр которой находился на его территории, и Западной церковью, которая не была на его территории. Таким образом Флорентийская уния, которая никогда не получила общего признания, была упразднена во время Православного церковного синода 1472 года и с тех пор стала анафемой для православного вероучения. Кстати, это произошло еще задолго до того, как Константинополь одобрил перенесение престола митрополита киевского под юрисдикцию Москвы в обмен на довольно большие взятки.

Справедливости ради скажу, что это не были лучшие времена для католицизма. Флорентийская уния имела место почти через два десятилетия после окончания Великого католического раскола во время Совета в Констанце, который должен был выбрать одного из трех претендентов на папский престол и провозгласил Григория XII законным наместником Христа, а Иоанна XXIII, который сам созвал этот Совет, антипапой. Через четыре года после переломного 1472 года у будущего Папы Александра VI родился внебрачный сын Чезаре Борджиа, герой макиавеллиевского «Государя», что стало, наверное, худшим оправданием для священника за всю историю христианства. Кстати, в 1453 году в завоевании Константинополя туркам помогла Венеция, римско-католическая республика с собственным патриархом.

Позже, во время контрреформации, Рим вместе с несколькими православными епископами решил восстановить Флорентийскую унию, подписав Брест-Литовскую унию 1596 года и создав таким образом Греко-католическую (Униатскую) церковь, чьи отношения с теми, кто остался православным, были горькими, а иногда доходили до насилия.

Переняв римское вероучение, но сохранив восточный обряд и свой собственный календарь святых, она столетиями была основой украинской идентичности в Западной Украине, даже во время ее запрещения в советские времена. С семи миллионами своих украинских прихожан она сейчас является крупнейшей из пяти униатских церквей восточного обряда под началом Папы Римского. Тем временем, украинские католики — сначала в диаспоре, а затем в независимой Украине — годами добивались сана патриарха для своего духовного лидера. Признавая уровень развития, достигнутый своей церковью, Украинский греко-католический синод на своем пленарном заседании в июле 2002 года в Киеве попросил Его Святейшество официально поддержать этот процесс, предоставив церкви право на собственного патриарха. Если Венеция имеет католического патриарха, чем хуже Киев? А Папа Римский имеет полномочия по собственной инициативе признать патриархальный статус церкви. Сложная и далеко не славная история, связанная с этой проблемой, является чем-то, что божьи люди могли бы решить оставить позади.

Нежеланию многих украинцев оказаться под Московским патриархатом есть понятные причины. Не так давно Русская православная церковь канонизировала последнего царя Николая II. Самое лучшее, что можно сказать об этом политике, это то, что он был казнен большевиками. Украинская православная церковь (Московского патриархата) распространяет иконы с изображением этого самодержца, который поощрял погромы и приказал стрелять по демонстрации, ведомой отцом Гапоном, что стало искрой Революции 1905 года. Кто будет канонизирован следующим? Может духовный наставник Николая Григорий Распутин? Эта церковь провозгласила Украинского Православного Патриарха Киевского Филарета раскольником, в то время как Константинополь обдумывает эту проблему.

Ключевым игроком здесь является Русская православная церковь, которая очевидно считает, что все христиане Украины должны быть православными, а все православные Украины должны быть под крылом Москвы. Следует заметить, что эту церковь подозревают в торговле нефтью с 1990 года и якобы получении в подарок пяти миллионов баррелей нефти от Саддама Хусейна. Этот пример христианской нравственности был освещен 3 февраля Интернет-журналом «Organized Crime and Terrorism Watch» (www.rferl.org/watch) со ссылкой на иракскую ежедневную газету «Аль-Мада» за 25 января. Также достоин внимания тот факт, что в прошлом году в Киеве местные прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата были причастны к нескольким незаконным захватам собственности (осуществленных монахами и монахинями, в то время как милиция наблюдала и не вмешивалась), включая киевское помещение Американско- Украинского Фонда, главного спонсора «Ukraine Report-2004» и еще многих других хороших проектов.

Остается надеяться, что при принятии решения, предоставлять ли Украинской греко-католической церкви право на собственного патриарха, Папа Иоанн Павел II или его преемник воспримет вышеупомянутое предостережение как то, чего оно действительно стоит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать