О чем говорило молчание?

Отсутствие своевременной реакции правительства на мировой кризис премьер Юлия Тимошенко объяснила нежеланием сеять панику среди людей и тем самым способствовать более раннему наступлению коллапса украинской финансовой системы. Но, если бы Кабинет Министров вместе с НБУ начал раньше противодействовать кризису, а не блокировать с помощью БЮТ трибуну в парламенте, последствия обвала гривни удалось бы смягчить с гораздо меньшими потерями для вкладчиков украинских банков.
В среду, 12 ноября, во время заседания социально-экономического Совета при Президенте Украины премьер Юлия Тимошенко объяснила, почему она так долго молчала о кризисе. «Если бы я сделала это публично, тогда, возможно, кризис наступил бы на четыре месяца раньше. Потому что, когда власть начинает говорить о кризисе, а не делает тихо то, что должна делать, это наращивает те проблемы, которые на самом деле без паники не возникают», — объяснила она. Итак, по словам премьера, правительство вот уже четыре месяца знает о надвигающемся на Украину кризисе. Но молча и эффективно противостоит ему, не желая будоражить свой народ. Попробуем без помощи премьера самостоятельно обнаружить скрытые «средства пожаротушения» кризиса в главном финансовом документе страны — правительственном проекте бюджета на 2009 год, «засланном» в парламент 15 сентября, два месяца назад. Одной из антикризисных мер является урезание социальных затрат, затягивание поясов потуже. Найдем ли мы это в проекте бюджета, отозванном правительством из Рады 12 сентября?
Зная о кризисе в экономике, правительство почему-то запланировало увеличение доходов бюджета на 92 млрд. грн. больше, чем в 2008 году, а расходы — на 99,4 млрд. грн. Интересно, что на самом деле в 2009 году доходы бюджета вполне могут оказаться еще большими. Но это будет инфляционный, а не реальный доход. И маскировать инфляцией свою борьбу с кризисом правительству было вовсе не обязательно. Допустим, более скромные макроэкономические показатели бюджета можно было расценить в то время как сигнал о кризисе, нежелательный для украинской экономики. И правительство сознательно их исказило, несколько приукрасив.
Посмотрим на другие антикризисные мероприятия. Один из главных критериев борьбы с кризисом — это консолидированные действия различных ветвей власти. «Во всех странах для противодействия этому кризису объединяются все элиты, власть и оппозиция, парламенты, президенты и правительства консолидируют усилия для защиты национальных интересов. У нас все наоборот», — заявила Тимошенко 20 октября. Справедливо. Но, борясь с кризисом, по крайней мере с июня (на практике кризисные явления в экономике Украины стали ощущаться в апреле — мае, если не раньше), 13 сентября Юлия Владимировна почему-то не пускает в очередной раз представителя президента Романа Жуковского принять участие в правительственном заседании — том, на котором как раз обсуждался проект бюджета на 2009 год. Как видим, тихо воюя с кризисом, Кабинет Министров громко боролся с Президентом, что вряд ли можно расценить как хорошее антикризисное мероприятие.
Какие же замечания и предложения Президента Виктора Ющенко могли прозвучать на заседании Кабмина 13 сентября? Напомним, что за десять дней до него, на брифинге 3 сентября Президент Украины Виктор Ющенко констатировал, что из-за популистской политики правительства годовая инфляция в государстве составила 34%. Гонки популистских обещаний не избежал и сам Президент, которого традиционные претенденты на кресло главы правительства, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, так же втянули в неоправданно высокие обещания своему народу. Ну как же Президент может отстать от своих премьеров в любви к собственному народу? Однако, справедливости ради, надо признать, что Виктору Ющенко все еще очень далеко до пафосных обещаний украинских правительств и это небольшой, но симптом возможного оздоровления украинской экономики.
Украинская избирательная система с ее отсутствием традиций ухода правительства в отставку в случае распада коалиции означает фактическую безответственность власти перед своим народом. Главы украинских Кабинетов Министров уже привыкли, что им можно заявлять все что угодно. Народ стерпит. И никак не сможет ускорить уход в отставку правительства в случае невыполнения им своих обещаний. Вот почему лидеры украинских партий во время выборов в Раду и местные советы соревнуются в том, кто больше наобещает избирателям. А после формирования коалиции и назначения главы правительства и региональных властей, воссевши в высокие кресла, начинают бороться с последствиями своих же сладких посулов, правда, обвиняя в этом не себя, а своего предшественника.
Мировой кризис, докатившийся до Украины, подводит черту под тотальным обманом избирателей. Чем больше обещают народу на выборах политики, тем ниже вынужден опускать курс гривни НБУ и тем дольше вкладчики банков не могут вернуть себе свои деньги в случае преждевременного расторжения депозитных договоров. Так что же, БЮТ первым осознал необходимость сказать своему народу правду и подал пример в этом другим политическим силам? Вряд ли. Людям, которые не научились профессионально «вводить в заблуждение» избирателей при существующей системе выборов и настроениях граждан никогда не прийти к власти. Поэтому в один день премьер объясняет, почему она так долго молчала о кризисе, в другой — продолжает сваливать вину за него на НБУ.
В понедельник, 10 ноября, журналисты, которых еще не успели выставить за двери заседания Кабинета Министров, стали свидетелями неожиданной полемики между обычно лояльным к власти министром финансов Виктором Пинзеником и премьером Юлией Тимошенко. Говоря о поступлении первого транша кредита МВФ в размере 4,5 миллиарда долларов, министр неосторожно наступил на политические грабли, косвенно признав ответственность правительства за ситуацию на валютном рынке. «Сегодня Украина получила инструмент управления ситуацией. Благодаря подготовленной программе и антикризисному закону, кредиту МВФ первый транш которого есть на счетах НБУ, мы получили возможность управлять ситуацией, — сказал Виктор Пинзеник. — Мы имеем возможность управлять курсом, мы имеем возможность обеспечить стабильную работу банковской системы». Но Тимошенко прервала своего министра: «Но я, Виктор Михайлович, тут хочу подчеркнуть, что правительство к курсу доллар-гривни и другие валюты не имеет никакого отношения. И не имеет никакого отношения — в своих функциях, в распределении функций — к формированию политики НБУ», — поправила своего министра премьер. Вот вам и консолидация в борьбе с кризисом.
Правительство — отдельно. Нацбанк — отдельно. Для экономики разобщенность действий центрального банка и правительства — все равно, что разные постели у мужа и жены — тревожный сигнал, привлекающий к себе мнимое участие друзей семьи. Что, в сущности, и произошло на отданном на откуп спекулянтам валютном рынке Украины до принятия драконовских постановлений НБУ. На выборах многие украинские политики часто говорят вполне справедливые и правильные вещи. Беда в том, что, став властью, они потом о них тут же забывают. На сайте БЮТ в его предвыборной программе раздел «Информационная честность» начинается словами, с которыми не поспоришь: «Манипуляция информацией делает невозможной построение справедливости». Хорошие, правильные слова, может, не очень грамматические правильные, но мудрые по сути. Но Юлия Владимировна Тимошенко почему-то забыла о своей избирательной программе. Хотя в ней — чистейшая правда. Ложь и умолчание никого никогда ни от чего не спасают. Ни человека, ни нацию, ни правительство. От них становится только хуже. В сущности, именно это и происходит сейчас с украинской экономикой.
Выпуск газеты №:
№208, (2008)Section
Панорама «Дня»