Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О конкретной ценности абстрактного мышления

12 января, 20:22

Официальная Россия определила 2012-й Годом истории. А в Украине «День» празднует Десятилетие украинской истории.

В 2002-м вышла первая книжка, которая дала название Библиотеке «Украина Incognita».

...Хотя, к сожалению, непропорциональность приложенных усилий — очевидна, ведь у соседей этот процесс возглавляет государство. С одной стороны, им проще: всего-навсего нужно признать свою молодость. К чему это агрессивное стремление сравняться с тысячелетними во времена культа омоложения? С другой стороны, России сложнее, ведь к выяснению своей настоящей истории они только подходят.

А у нас — сверхзадача! Украина должна взять на себя ответственность за тысячелетнюю историю. А под это необходим, так сказать, другой формат — и политики, и журналистики. Неслучайно Европа не видит нас на собственной карте. Не смогли объяснить себя миру. Мы даже не смогли объяснить Украину для самих себя! Собственно, обо всем этом мы уже говорили в «Силі м’якого знака...».

Один из зарубежных дипломатов в Украине когда-то пошутил, мол, кажется, последним разумным украинским правителем был Ярослав Мудрый... Да, это звучит не слишком утешительно, но важно то, что этот человек знает: Ярослав Мудрый был НАШИМ правителем. Что знают об этом наши политики? Ведь для того, чтобы стать наследниками и так править (простите за смелое сравнение), недостаточно просто сидеть в городе Ярослава. Кстати, не в Межгорье ли, согласно поверью, была спрятана библиотека Мудрого? Что-то сакральное в этом есть.... Как в той студенческой примете: если накануне экзамена положишь книжку под подушку, то на утро все будешь знать.

А если серьезно, то всем тем, кто занимается политикой и кто от нее дистанцируется, тем, кто работает в журналистике и тем, кто просто хочет понять свою страну, стоит внимательно прочитать статью Юрия Шевелева «Москва, Маросейка». Хотя статья и сенсационная, но она, к сожалению, не стала сенсацией для большинства украинцев. Просто потому, что они не понимают этого языка, не подключены к смысловому полю, которое является результатом огромных культурных усилий. Поэтому тексты такого уровня требуют дополнительного «перевода», толкования, «подпитки» темы.

О чем же говорит Шевелев? О фатальном разделении Украины. Не по берегам Днепра. А сугубо в вопросах внутреннего самоопределения. Что нам делать с Россией? Вот как звучал веками ключевой для всех украинцев вопрос. И как объяснять это пагубное тяготение к имперскому центру? Возможно, как психологическое следствие того, что мы сами в свое время были империей? В состоянии ли мы, наконец, отказаться от прежнего имперского центра и создать полноценный не имперский, который будет базироваться на горизонтальных связях, на культуре союза городов и сел, на нашей — Магдебургского еще права — демократии? Этот пласт Несформулированного и Неозвученного так и живет в сущности многих поколений украинцев.

Сложными зигзагами пошла украинская судьба — от попытки культурной и интеллектуальной экспансии в Московию, Феофана Прокоповича в качестве идеолога государства Петра I к тем украинцам, которые позднее работали в Российской, потом Советской империи, вкладывая свои знания, интеллект, энергию в построение сверхмощностей, жертвами которых в конечном итоге стали целые народы и, в первую очередь, свой, украинский. И здесь возникает вопрос: должна ли Украина признать собственную ответственность, по крайней мере, за последний период в XX веке? У нас конечно сразу начнут открещиваться: какая может быть ответственность, если мы не имели национального государства, а этнические украинцы не осознавали своей этничности? Возможно, и так. И это был бы очень простой ответ, особенно учитывая сложность украинской истории. Но мне кажется, что во всем этом звучит имперский киеворуський знак. Снова раздвоенность. Когда-то я шутя диагностировала украинскую проблему как «мания величия на фоне комплекса неполноценности». Собственно, полушутя. Потому что в известной степени этот диагноз справедливый. Нынешнее руководство страны хочет выглядеть сильным, но почему-то испугалось прекрасной идеи отметить 1160-летие основания Украинского государства. Хотя, насколько мне известно, эта идея получила поддержку кое-кого из ключевых деятелей Администрации Президента, даже готовился соответствующий указ...

Когда мы говорим о Москве в контексте Шевелева, то речь идет, разумеется, не о городе, а о полюсе силы и слабости украинцев. «Петр действительно выиграл бой на культурном фронте тем, что он оградил Украину от Запада». Это — ключевая фраза в статье Шевелева, которая прямо указывает на намерения и нынешней внешней российской политики.

Десятилетие украинской истории в «Дне» было нашим способом указать путь: когда рамки свободы сужаются, нужно идти вверх. Экономические экспансии, газопроводы в обход — все эти дальнейшие попытки отрезать Украину от цивилизованного мира были бы совершенно бессильными, если бы власть опиралась на свой народ, выращивала его, а не опускала. Перед силой образованного общества любые коварные инструменты проигрывают. Поэтому Украине нужна гуманитарная политика. Ее можно не писать, но осуществлять — надо.

«Среди «птиц гнезда Петрова» мы найдем немало немцев, немало русских, но не украинцев. Бой под Полтавой Петру выиграли украинские Кочубеи», — пишет Шевелев. Над осмыслением этих слов еще следует работать, но понятно, что основу поражения под Полтавой заложила ситуация в окружении Ивана Мазепы. Гетман мало кому мог доверять, не имел возможности объяснить своих намерений не то что обществу, но и казацкой верхушке, потому что существовала угроза утечки информации... Ничего не напоминает?

Что касается Кочубеевщины, которую Шевелев — наряду с Москвой и провинциальностью — называет одним из трех главных врагов украинского возрождения, — это действительно «субпродукт». Когда возникает раздвоенность, неопределенность, всегда появляются «тушки», которые, не имея собственной ценностной организации, мечутся. Именно от неопределенности и отсутствия собственной системы координат — предатели и перебежчики. Состояние неопределенности стимулирует человеческие мутации. «Вы — кто?», «Вы — ради чего?», «Вы — во имя чего?» Мы уже очень взрослая нация, но до сих пор отвечаем на детские вопросы.

... И украинские журналисты до сих пор вполне серьезно обсуждают: нужна ли журналисту гражданская позиция?

Мы не прилагаем достаточных усилий, чтобы преодолеть свой «синдром запущенности». Да, в ХХ веке Украина утратила огромный человеческий, интеллектуальный, духовный ресурс. Именно поэтому 2012-й, год 75-й годовщины Великого террора 1937-го, мы в «Дне» определили Годом «Списка Сандармоха». Как знак-символ преодоления прошлого, возрождения духовных сил и памяти о погибших, приобщения их к общеукраинскому наследию. В конце концов, как символ построения политики памяти, пусть и без института.

Глубже понимая свои потери, мы должны прилагать все больше усилий для их преодоления. Именно в этом состоит смысл каких-либо мемориальных дней, недель и лет. В том числе и Года «Списка Сандармоха». Когда над всем организмом нависает угроза, живые и здоровые клетки должны производить еще больше качественной энергии.

Многие из наших интеллектуалов, которые принадлежали к интеллектуалам и в советское время, знали наставления Шевелева, в частности его необъявленное завещание: ни дня без интеллектуального наступления. У меня вопрос: если вы это знали, то почему не практиковали?

А практиковать в конце концов пришлось тем, кто не знал ни о Шевелеве, ни о его наставлениях.

Теперь, возможно, удастся объединить силы общества, поколения, школы. Здесь так же нужна коммуникация и диалог. Потому что непроизнесенные вопросы — разъедают. Доказано психологами. А готовность к сотрудничеству, способность услышать напрямую зависит от готовности приступить к действиям. Есть такое мудрое изречение: не ждите понимания от людей, которые получают деньги за то, чтобы не понимать. Это к вопросу нехватки солидарности.

Своих сторонников мы ищем среди всех «живих». Например, когда появилась «Україна Incognita», я понимала, что «центр» нас не поддержит. Поэтому был тур по университетам страны. И в нем родилась книга-путеводитель «Мои университеты», как бы сопровождает «Україна Incognita».

Я не переоцениваю наши заслуги. Но считаю, что «кристаллы», которые мы создавали вместе с нашими авторами и партнерами в течение 15 лет, были вброшены в общество в правильное время. Мне очень дорога память о первых презентациях «Дня», в частности в Кировограде. Десять лет назад, когда Библиотеки «Дня» еще не существовало (да, было и такое!), один из наших читателей, Андрей Иванко, указал мне на бесценную (и тогда, и сегодня) вещь — «Украина Incognita» в самиздате: наши читатели просто вырезали лучшие статьи и вклеивали их в гроссбухи. Это было десятилетие назад. После — редакция создала, можно сказать, книжный бум, но до сих пор «Украина Incognita» остается любимой книгой для нас и всех наших читателей. Она уже выдержала пять изданий. И сейчас готовится к шестому. История для Украины — основной нерв гражданской жизни.

Не надо думать, что во времена глобальных информационных технологий, когда для онлайн-пользования открываются мировые библиотеки, угроза примитивности, упрощения и деградации исчезла. Она остается актуальной. А иногда ее актуальность даже обостряется. Поэтому надо всех стягивать с печей, вытягивать из-под лавок. Все должны читать! Необязательно сразу браться за «День». Важен сам процесс чтения. Поэтому люди, которые отказываются от книги, собственноручно подписываются под программой самоликвидации. Украина не может позволить себе ни одного дня без усилий для саморазвития!

Когда-то я говорила о «разнице температур» в украинском обществе. Сегодня это «атмосферное явление» обретает более угрожающие черты — ведь слишком большая «разница температур и давлений» может в конце концов привести к катастрофе. Это подсказывает нам природа образования смерчей.

... 13 января исполняется 15 лет со дня, как я пришла в газету «День». «Ну и что?» — скажет кто-то. Я не буду отрицать, действительно ничего особенного. И не буду перечислять все наши проекты, выставки, 13 книг, первую чат-конференцию с российской аудиторией... Скажу только, что мы не только транслировали. Мы создавали свою Украину.

И наша Украина — прекрасна. У нее непростая жизнь. Но «населяют» ее очень яркие, зрелые, интересные люди, часть которых даже в свои 80 и старше уникально молоды и светлы — как Анатолий Вадимович Свидзинский, Валерий Степанович Степанков...., с ними очень комфортно и уютно. А молодежь удивительно мудрая, открытая, добрая (что уникально для нашего мира), она постоянно учится. Как, например, участники Летней школы журналистики «Дня». Эти люди приобщаются ко всему разумному, что предлагает газета. И, как герои известного мультика, всегда спешат на помощь. Высказывая свои идеи, я знаю, что НАШИ — читатели, авторы, эксперты, студенты — обсудят эти идеи, напишут, скажут — и мы увидим результаты этой «семейной работы».

Я приглашаю вас жить в нашей стране, создавать, укреплять ее вместе с нами, расширять ее пределы. Мы остров, который стремится стать материком.

... Из воспоминаний, которые всегда со мной. Раннее. В детстве я не имела лишних развлечений, но принадлежала к тем детям, которые всегда сами себе играют. На стене в доме моей бабушки висело большое черное радио. Однажды, слушая хор (а было мне тогда года три), я начала задумываться: как же этот хор туда залез? Помню, это было в холодное время года, но я таки выползла из-под теплой перины, сняла это радио — чтобы посмотреть, что же по Ту сторону. Увиденное меня, честно говоря, разочаровало... Но это был чрезвычайно ценный мыслительный опыт. Попытка заглянуть за горизонт, за грань продуцирует определенный тип мышления, определенное мировоззрение, определенную проекцию видения мира. Это понадобилось мне, когда создавалась газета «День».

Известно, что на определенном этапе развития человеческой Цивилизации ключевую роль сыграла способность человека к абстрактному мышлению. Я для себя это сформулировала проще: не имея необходимого, думай о невозможном. Когда 15 лет назад я пришла в редакцию «Дня», то поняла, что европейская газета должна быть ИНОЙ. А какой иной? Украинское — значит интеллектуальное, а «День» — газета гражданского общества.

За 15 лет программу-минимум мы выполнили. Поэтому имеем полное право выпить бокал шампанского — за конкретную ценность абстрактного мышления!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать