Общественное ТВ по-украински
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001024/4193-1-2_0.jpg)
Иван ЧИЖ, народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам информации и свободы слова:
— Система общественного вещания существует во всех демократических
государствах. И это закономерно, ведь частные средства массовой информации
отображают точку зрения владельцев. Государственные — органов власти. Общественное
телевидение и радиовещание как раз и призвано отображать интересы различных
социальных групп и общественных организаций. Попытки создать Общественное
ТВ были и раньше, но из-за значительного сопротивления они терпели поражение.
Да, действительно, главная проблема формирования системы общественного
вещания в Украине — это баланс интересов всех субъектов политического процесса
и общественной жизни, которые нужно будет найти этому вещателю. Другой
очень важный момент — финансирование. В этом случае можно сначала пойти
путем соглашения между учредителями канала, а впоследствии перейти к системе
абонплаты. В нынешних условиях я категорически против того, чтобы вводить
какой-нибудь специальный налог. Более целесообразным на данном этапе было
бы закладывание этого налога в стоимость телеприемников. Все это можно
отрегулировать. Просто трем ветвям власти нужно иметь желание сделать большое
и важное для Украины дело. Опыт есть, можно им вооружиться, адаптировать
к условиям и реалиям украинской жизни и создать действительно полезную
систему общественного вещания.
Николай КНЯЖИЦКИЙ, член Национального комитета по вопросам телевидения и радиовещания:
— Реально ли говорить про создание Общественного телевидения, когда закрывают оппозиционные «Сільські вісті»? С моей точки зрения, то, что произошло с газетой «Сільські вісті» — это свидетельство целого ряда непрофессионализма, начиная от непрофессионализма менеджмента этого издания, журналистов, которые подавали однобоко свою точку зрения, и заканчивая властью, которая не нашла другого способа, кроме как оказать давление на эту газету. Это своего рода общественный непрофессионализм. Сроки создания Общественного телевидения будут зависеть от того, когда именно будет создан Наблюдательный совет и какой парламент будет его формировать — нынешний или новый, который будет избран в 2002 году. Судя по принятому закону, это произойдет после выборов нового парламента, когда политическая ситуация будет стабильнее, чем ныне. Думаю, что сейчас наше общество к нормальному функционированию Общественного ТВ еще не готово, но после следующих парламентских выборов ситуация изменится к лучшему. Я не думаю, что нынешний парламент так легко принял этот закон из-за того, что рассчитывал, что Общественное ТВ может ему как-то помочь на выборах, потому что оно никому конкретно помочь не может. Помогать всем — собственно, в этом состоит его функция.
Что же касается проблемы финансирования, то она состоит в том, что у нас еще никогда не было бюджета системы государственного телевидения. Если система будет прозрачной, если телевидение превратится в нормальную телекомпанию (а не в министерство, которым оно является сейчас), которая сможет закупать телепродукт, приглашать на работу журналистов по контракту, не нести ответственность за все технические здания, а арендовать их, как и другие телекомпании, то тогда это все будет намного дешевле стоить. Все равно и сейчас за это платим мы, граждане. Другое дело, что мы за это платим не непосредственно, как это делается в европейских странах, а за нас решает правительство. Ничего плохого не будет в том, если сначала, до окончательного формирования этой системы Общественного ТВ, ее финансировать будет государство. Но при одном условии: что финансирование будет прозрачным. В России в свое время правильно поступили, отделив телекомпанию ОРТ (которую, правда, в отличие от Украины, приватизировали и ничего хорошего я в этом не вижу) от технического центра.
Выпуск газеты №:
№193, (2000)Section
Панорама «Дня»