Общество дает власти совет
Как реформировать СБУ
Помните, в романах Александра Дюма были мушкетеры короля и гвардейцы кардинала. Франция XVII века в этом плане очень напоминает современную Украину: у премьера — МВД, а у Президента — СБУ. Если с МВД все более менее понятно, то ситуация с СБУ просто драматична. То ее реформирую, то сокращают... Фактически спецслужба стала заложницей нынешнего политического противостояния. Так, глядишь, спецслужба станет второй МВД, а может — и просто исчезнет.
Как реформировать СБУ? На этот вопрос на вчерашней пресс-конференции в Интерфаксе попытались ответить представители гражданско-политического объединения «Украинский форум»: Георгий Крючков, Виктор Мусияка, Владимир Семиноженко, Владимир Фесенко и экс-глава СБУ Евгений Марчук. Итак, украинские эксперты рекомендуют исключить из полномочий спецслужбы борьбу с организованной преступностью, а также сделать службу подконтрольной Верховной Раде и Секретариату Президента. И самое главное — СБУ должна стать, согласно современной европейской практике, гражданской спецслужбой.
Однако, спешить с реформой эксперты тоже не советуют. Мол, сначала необходимо завершить конституционную реформу и четко разделить полномочия между ветвями власти. Хотя уже сегодня комиссия может выйти на утверждение концепции реформирования СБУ, как об этом сообщил руководитель Общественного совета при СБУ Виктор Мусияка.
Впрочем, главным «спикером» на вчерашней пресс-конференции был Евгений Марчук: он дольше всех выступал и к нему было больше всего вопросов от журналистов. Экс-глава СБУ подчеркнул, что для спецслужбы недопустима смена трех председателей СБУ за два последние года и отсутствие больше двух месяцев главы СБУ. Он отметил, что у всех глав спецслужб, которые сменились, было «относительно разное видение реформирования». «В США Луи Фри был директором ФБР 12 лет! Т.е. менялись президенты, а руководители спецслужб оставались. И это обеспечивало стабильность и преемственность,» — сказал Марчук.
ПРО КОНТРОЛЬ НАД СБУ
По словам Евгения Марчука, «должна быть структура контроля над СБУ». «Мы считаем, что должен быть в парламенте отдельный комитет по проблемам безопасности», — сказал он, отметив, что в структуре комитета должны быть подразделения, которые бы занимались «организацией профессионального контроля над СБУ». Марчук также считает, что в Секретариате Президента должен быть не просто представитель Президента в СБУ, а институт представителя Президента, интегрированный в спецслужбу. И должен он подчиняться только Президенту Украины.
Евгений Кириллович считает, что если бы такая структура была, то через 20 минут после распространения информации о том, что телефонные разговоры спикера Александра Мороза прослушиваются, «Президент мог бы сказать, было это или нет. Санкционированным было прослушивание или нет, кто прослушивался — Мороз или тот, кому он звонил».
ПРО «ПРОСЛУШКУ»
Впрочем «прослушка» — это отдельная тема. Необходимо ограничить аргументацию и мотивы «прослушки», ужесточить процедуру получения санкций на проведение оперативно-розыскной деятельности и ограничить сроки санкционированной «прослушки». «Нельзя месяцами прослушивать человека. В законе нужно ограничить срок», — заявил Марчук. Кроме того, во время ведения «прослушки» не должно фиксироваться то, что не относится к делу. «И самое главное, если подозрения не подтвердились, все материалы должны быть уничтожены по жесткой и точной процедуре»,— убежден Евгений Кириллович.
ПРО КОРОЛЯ
Евгений Марчук считает, что главой спецслужбы может стать и «политическая фигура». «Король был бы министром внутренних дел от Бога, но политика вмешивается в профессиональные вещи. Трагедии не будет, если Король будет назначен... но, с точки зрения профессиональной стабильности, должен быть тот, кто хорошо знает, что такое СБУ», — добавил он.
Также экс-глава СБУ отметил, что Король — «профессионал с опытом работы». Он подчеркнул, что желательно, чтобы глава спецслужбы имел опыт работы в СБУ или в правоохранительной системе, а если это будет гражданский, то у него должна быть соответствующая правовая подготовка.
«Это может быть и политическая фигура», — сказал Марчук, отметив, что есть возможность выбрать кандидата на главу «даже из парламентариев».
ПРО СОКРАЩЕНИЕ ШТАТА СБУ
Как раз на днях Президент подписал принятый парламентом закон, предусматривающий сокращение численности сотрудников СБУ на 20% — это 7,7 тысяч человек. Теперь новая численность СБУ — 41 750 человек, в частности 34 610 военнослужащих.
Много это или мало? Евгений Марчук затруднился ответить на вопрос. «Почему именно такое количество? Ведь еще нет по сути реформы СБУ, а численность уже изменена», — вопрошал он. Мол, все будет зависеть от того, какие задачи будут возложены на СБУ.
И еще, многое в судьбе самой спецслужбы будет зависеть от того, способна ли власть прислушаться к экспертному мнению. Хотя уже сам факт, что в стране есть гражданские организации, способные выдавать на гора такие аналитические разработки (причем безвозмездно!), внушает оптимизм.
Выпуск газеты №:
№40, (2007)Section
Панорама «Дня»