Одесса — Броды: нефть все еще ищут
Тем временем непосредственно из Баку пришла информация с прямо противоположной смысловой нагрузкой. Президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил журналистам, что считает проект транспортировки нефти через Одессу «сырым». Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Натик Алиев сообщил, что украинский вариант транспортировки нефти будет рассматриваться, как дополнительный. Главным же направление азербайджанской нефти, по его словам, станет маршрут Баку— Супса—Джейхан. В начале августа в Лондоне для реализации этого проекта была создана международная корпорация, в которую вошли государственный экспортный банк США, «BP», «Лукойл», ЕБРР и несколько других крупных компаний. Согласованная сумма инвестиций в проект транспортировки азербайджанской нефти через Турцию составила 15 миллиардов долларов. Строительство начнется уже через две недели, а завершить прокладку труб планируется в конце 2004 года.
Трубопровод же по украинскому маршруту уже проложен, и проблема лишь в том, чтобы нашелся инвестор, способный закупить необходимые стартовые объемы нефти, предварительно заключив договора с европейскими покупателями. Речь идет о сумме, значительно меньшей, чем 15 миллиардов долларов, но найти «денежный мешок» украинскому правительству пока не удается. По информации бакинских СМИ, Олег Дубина предложил Азербайджану вступить в международный консорциум, который, как ожидается, будет эксплуатировать нефтепровод Одесса— Броды. Но президент Гейдар Алиев от этого предложения отказался, заявив, что в качестве учредительной инвестиции не готов предоставить «свою» нефть, поскольку свободных ресурсов сырья у страны пока нет. В то же время Алиев предложил Украине покупать нефть на коммерческих условиях после создания международного консорциума на базе проекта «Одесса—Броды».
Пока денег для таких покупок у Украины нет, она проводит предварительное согласование транзитных тарифов на пути каспийской нефти в Европу. В конце прошлой недели такие консультации в Киеве провел президент Международной нефтяной компании Грузии Георгий Чантурия. После переговоров он сообщил, что ставка транзита барреля нефти на промежутке Баку—Супса составит 1,23$, услуги танкерного флота — 0,3$ и стоимость транзита по нефтепроводу Одесса—Броды — 1$. «Таким образом мы получим общую цену, которая не превысит 2,8,—2,9$. Это очень хороший тариф», — считает Чантурия. Таким образом, можно предположить, что стоимость транспортировки нефти по украинскому маршруту будет дешевле, чем по маршруту Баку— Супса—Джейхан. Впрочем, на решение азербайджанских властей влияют не только экономические, но и политические факторы. Президент Гейдар Алиев сильно раздражает Москву реализацией откровенно проамериканского проекта поставки нефти через Джейхан, и если бы он рискнул активно поддержать еще и проект «Одесса—Броды», это могло стать сигналом для внутриполитической дестабилизации в Азербайджане. Все указывает на то, что далеко не случайно в последнее время политическая напряженность возникает именно вокруг Баку и Тбилиси, на пути строительства нового евроазиатского нефтяного коридора.
Ну а в спокойной Украине трубопровод Одесса—Броды все еще остается сухим. На нынешнюю осень запланировано заключение договора компанией «Укртранснафта» с иностранной компанией, которая будет уполномочена провести официальные переговоры с потенциальными участниками международного консорциума. Напомним, создание консорциума длительное время саботировалось из «патриотических побуждений». Но украинское законодательство пока что запрещает не только собственность, но и управление отечественными трубопроводами кем-либо, кроме государства. Правительственный законопроект об отмене этого запрета Верховная Рада рассмотрит ориентировочно, в конце осени. А до тех пор вряд ли Азербайджан и другие участники консорциума рискнут заявить о намерении вложить миллиарды долларов в украинский маршрут транспортировки каспийской нефти.